Александр Клименко занимается фотографией 43 года. Как он вспоминал в прошлом году на открытии своей выставки «Из фронтового альбома», впервые снимал военный конфликт в 1992 году, в Приднестровье. Потом работал фоторепортером во время войн в бывшей Югославии, Ливане, Кувейте, Сьерра-Леоне, Либерии, Кот-д’Ивуаре, Южном Судане и Демократической Республике Конго. С 2014 года Александр снимает войну в родной Украине.
Работы этого автора хорошо известны читателям «Дня», он давно принимает участие в нашем фотоконкурсе. В частности, в 2015 году Александр получил Приз Призов «Золотой День». Фотография «Союзник» сделанная в 2014 году в Курахово Донецкой области, на ней маленький мальчик, переселенец из Марьинки, идет рядом с крепким военным, с которым подружился. С момента, когда было сделано то фото, прошло более четырех лет. Так же продолжается война, и так же Александр Клименко, который почти 30 лет работает фоторепортером парламентской газеты «Голос Украины», ездит на передовую и снимает реалии войны. Также так же репортер направляет свои работы на наш конкурс — и это позволяет увидеть военные будни как можно большему количеству людей. За несколько дней до завершения приема работ на ХХ международный фотоконкурс «Дня» мы расспросили Александра КЛИМЕНКО о характере войны и людей, в чьи жизни она вмешалась.
«МЕНЯ ТРЕВОЖИТ ТО, ЧТО ЛЮДИ ПРИВЫКАЮТ К ВОЙНЕ»
— Вы освещаете войну в Украине от ее начала. С какими именно темами работали в этом году?
— Война, все так и осталось. Нет времени на другое. Я считаю, что война — это актуально, это наибольшее горе для Украины. Люди гибнут, и мы должны об этом помнить. Поэтому я стараюсь поддерживать эту тему, насколько возможно.
— Сами люди войны — те, кто воюет, кто живет в прифронтовых зонах — как они изменились за эти более четырех лет?
— Люди страдают, ведь война выматывает силы. Меня тревожит то, что люди привыкают к войне. Представьте, если бы где-то в Киеве упала мина — это же какое-то экстремальное событие. Но когда мины падают каждый день или каждую неделю, люди привыкают. Человек ко всему привыкает, к сожалению. Так же и с войной.
РАНЕНЫЙ ДОБРОВОЛЕЦ ПРИ ШТУРМЕ С. ПИСКИ
Возможно, говорил это раньше, но хочу повторить: войну чувствуют те, кого она касается непосредственно — родственники погибших, родственники тех, кто воюет, люди, живущие на линии фронта, люди, которые из-за войны столкнулись с проблемами в бытовых условиях, например, у них нет воды, газа или света. И наше задание — мое и других журналистов — напоминать о том, что война продолжается.
— Как украинские медиа присутствуют на востоке? В частности, в телевизорах, местах продажи прессы.
— Я журналист, а не исследователь информационной войны, не могу дать статистическое изложение. Где-то присутствуют, где-то нет, я не обращаю на это внимания. В Авдеевке, например, украинские медиа присутствуют. Но это мирный город, хотя и на линии фронта. Опять-таки, присутствуют и другие каналы — российские и так далее.
В конце концов есть такое могучее оружие как интернет. Кто хочет, может смотреть украинские каналы, кто не хочет — не смотрит. Так же и в Украине — ты можешь зайти в интернет и посмотреть все, что делается в России.
«ОБЛОМКИ ЦИВИЛИЗАЦИИ. БЫВШАЯ БИБЛИОТЕКА ГОСПИТАЛЯ ДЛЯ ВЕТЕРАНОВ ВОЙНЫ И ТРУДА В МАРЬЯНКЕ. ТЕПЕРЬ ПОЗИЦИЯ 92-Й БРИГАДЫ»
— Любопытство общества к военной теме — какой она, по вашим наблюдениям, стала за эти четыре года?
— Изменилась очень сильно, даже, скажем, у людей, которые занимаются искусством, — иногда они считают это неактуальным. Вы сами знаете, в первый год войны, 2014-й, — все страдали, передавали деньги, следили за новостями. В настоящее время иначе.
Война, война, война — нужно что-то с тем делать. О войне много писали, и большие классики в частности. И после всех оптимизмов, героизмов и тому подобное все сводится к тому, что война — это ужас и смерть. И хорошего в ней нет ничего.
«ВЛАДИМИР ЖЕМЧУГОВ УВИДЕЛ СВОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ НА МОИХ ФОТОГРАФИЯХ»
— Недавно вы распространяли в «Фейсбуке» воспоминание о том, что прошло два года с момента освобождения из плена «ЛНР» партизана Владимира Жемчугова и сотрудника мониторинговой миссии ООН Юрия Супруна, которое вы снимали. Поддерживаете ли связь со своими героями?
— Конечно. С Владимиром видимся, в последний раз это было в Мариинском дворце на День Независимости. Мы встретились, обнялись, это было приятно. Елена, жена Владимира, говорила, что во время освобождения ее мужа, я был там единственным фотографом. Тогда Владимир не видел, ведь у него сильно пострадало зрение и руки. Когда его реабилитировали в Германии, то он увидел на моих фотографиях, как проходило освобождение, увидел себя тогдашнего.
«РОДНОЙ ДОМ. Г. СЛОВЯНСК, ДОНЕЦЬКАЯ ОБЛ.»
— Как за эти четыре года изменилась ваша работа в зоне боевых действий?
— Не хочу говорить о других журналистах, скажу о себе. Когда ты снимаешь войну один раз, это одна история. Но когда снимаешь это уже пятый год — это другое. Позиционная война — это когда есть окопы, люди там живут, стреляют и получают пули и мины в ответ, или, наоборот, те стреляют, а мы отвечаем. Это тоже накладывает отпечаток на картинку, видео, фото — в зоне боевых действий все то же, без изменений. В связи с этим телевидению и пишущему журналисту работать легче — они могут, например, взять интервью. А фотограф должен иметь картинку, желательно динамичную, тогда как здесь все на одном месте. Но мы все равно работаем и будем работать там.
«В ЖУРНАЛИСТИКЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ ВСЕ БЫСТРО И СЕЙЧАС»
— Летом Министерство обороны презентовало фотокнигу «Мир, который мы защищаем», где есть и ваши работы. В каких еще проектах планируете принимать участие в этом году?
— В выставке газеты «День»! Ваш фотоконкурс уже стал определенным культурным явлением Украины, и я не устаю это повторять. На сегодня это единственный конкурс, побуждающий фотографов, которые принимают в нем участие, подводить какие-то итоги, анализировать, что ты снял, что из того является достойным, по крайней мере, так происходят у меня.
— В этом году мы назвали конкурс «Фото первой полосы». Вы давно работаете в «Голосе Украины». По вашему мнению, каким должно быть это фото на первой странице?
— Хорошим! В некоторых средствах массовой информации — в основном, вижу это в зарубежных — если у тебя нет хорошего первого фото, используют большие шрифты. Главное событие дня, какая-то сенсация — понятно, что на первой странице будет это. Поэтому снимок на первой странице, во-первых, должен быть актуальным. И желательно качественным. Но не всегда это совпадает. Возможно, на событии не было фотографа, возможно, кто-то снял это на телефон, и даже такая фотография какого-то сенсационного события пойдет на первую станице, не будем смотреть на ее художественные достоинства.
Журналистика, по моим наблюдениям, такое дело, что тебе нужно делать все быстро и сейчас. Ты не можешь три дня выбирать фотографию. Есть какие-то минуты, возможно, часы с сегодня на завтра, и нужно сдать фото к дедлайну. Если человек с опытом, он выберет хорошие кадры. А затем, бывает, смотришь съемку, актуальную раньше, и находишь другие снимки, более глубокие и качественные.