Наблюдая за программной политикой украинского телевидения, создается впечатление, что оно стремится полностью лишиться обременительного прогрессивного зрителя. И ему это удается, ведь многие из таких зрителей уже вынесли свой «ящик» на свалку. Правда, самые умеренные из них еще верят в победу здравого смысла в информационном пространстве.
О необходимых пропорциях культуры и сериального закадрового смеха на нашем телевидении «День» поговорил с писателем Андреем КОКОТЮХОЙ, художником Станиславом ПЕРФЕЦКИМ, музыкантом-мультиинструменталистом Алексеем КАБАНОВЫМ, а также галеристом и музыкантом Павлом ГУДИМОВЫМ.
«НЕТ СМЫСЛА ПОКАЗЫВАТЬ ПИСАТЕЛЯ ПО ТВ, ЕСЛИ ЕГО НЕТ В КНИЖНОМ МАГАЗИНЕ»
Андрей КОКОТЮХА, писатель:
— Во многих странах мира телевидение сотрудничает с художественным миром. Почему, на ваш взгляд, украинское телевидение до сих пор остается маргинальным явлением в смысле культурных процессов?
— Да, мне хотелось бы, чтобы культурные процессы на телевидении распространялись. Но, с другой стороны, те сеткомы и сериалы, которые в последнее время все больше появляются на экранах, пользуются спросом. Это массовая культура, и в этом нет ничего плохого. Но они абсолютно лишены украинского контекста, они не направлены на внутреннего потребителя. Зато во многих странах мира производство таких фильмов направлено на внутренний рынок. Гражданам каждой страны хочется видеть себя в этих фильмах. Но поскольку наш потребитель еще не сформировался как потребитель качественного культурного продукта, мы потребляем чужое. И очевидно, что телевидение показывает то, что мы сами хотим смотреть. Не нужно сетовать на ТВ, нужно посмотреть на себя и подкорректировать собственные вкусы. Вот, к примеру, есть сериал «Соседи», который имеет спрос благодаря тому, что сориентирован на внутреннего потребителя. И его нельзя продать в Россию. Я хочу, чтобы у нас была уникальная массовая культура, которую невозможно было бы продать другой стране, но которая шла бы у нас на «ура».
— Каким должно быть телевидение, чтобы оно удовлетворяло запросы прогрессивного украинского сообщества? Насколько, по вашему мнению, возможно такое телевидение?
— А кто представляет прогрессивное украинское сообщество? Деятели Партии регионов, которые до этого были в БЮТе или «Нашей Украине»? Или те, кто молчит о себе и действительно является прогрессивным сообществом? Но они телевизор не смотрят по причинам, о которых я уже говорил. Это такой себе замкнутый круг. Вкусы всех людей удовлетворить невозможно. Но мы можем сделать сегментацию. Не нужно винегрета! На одном канале должна быть, например, классическая музыка и опера, другой канал пусть развлекает и показывает эстраду, третий канал должен транслировать рок, четвертый, — качественное кино.
— А должна ли (и в каком виде) быть литература на телевидении?
— Литература должна быть в книжных магазинах, которых в Украине практически нет. Все книжные программы «горят» из-за того, что украинские писатели не готовы к диалогу со СМИ, они не медийные. Художники и писатели сами не знают, зачем им это нужно. Они растеряны, ведь их книги продаются случайно или не продаются вообще. Нет смысла показывать украинского писателя по телевидению, если его нет в книжном магазине. Как только украинская книга станет бизнесом, тогда и писатель сможет интегрироваться в социум.
«МЕНЬШЕ НАФТАЛИНА... В ГОЛОВАХ!»
Павел ГУДИМОВ, галерист, музыкант:
— Во многих странах мира телевидение сотрудничает с художественным миром, в частности, с литературой. Даже в России есть достойный телеканал «Культура». Достойный — потому что финансируется соответствующим образом. Проводятся художественные проекты, акции, чтения. Почему, на ваш взгляд, украинское телевидение до сих пор остается маргинальным явлением в смысле культурных процессов?
— Я не делал бы сравнения исключительно с русским каналом, ведь есть много других языковедов, специализирующихся на мировой культуре. И я хотел бы, чтобы украинский канал был ближе к европейским образцам. В его эфире должны были бы найти свое место и музыка, и визуальное искусство. Этот канал может быть достаточно рейтинговым, ведь почти в каждой семье в Украине обязательно найдется кто-нибудь, кому будет нужен канал «Культура».
— Каким должно быть телевидение, чтобы оно удовлетворяло запросы прогрессивного украинского сообщества? Возможно ли, по-вашему, такое телевидение?
— Для такого канала нужно объединить художников — а это элементарно. Конечно, многое зависит от официальной политики. В настоящий момент такой канал является действительно немного ортодоксальным. Мне кажется, что нужно начинать с головы. Необходимо выбирать людей — а я думаю, это уже должно быть новое поколение, которое сможет влить какие-то новые силы, пустить порыв свежего ветра в наше общество, ведь Украина очень насыщена культурно. Нужно только правильно расставлять акценты, чтобы было меньше «нафталина». И поэтому решающую роль здесь играет та голова, которая будет этим заниматься.
«ЕСЛИ ПРИСМОТРЕТЬСЯ, ОКАЖЕТСЯ: МЫ ЖИВЕМ В КУЛЬТУРНОЙ СТРАНЕ»
Алексей КАБАНОВ, музыкант-мультиинструменталист:
— Во многих странах мира телевидение сотрудничает с художественным миром. Почему, на ваш взгляд, украинское телевидение до сих пор остается маргинальным явлением в смысле культурных процессов?
— Это очень сложный вопрос. Возможно, из-за того, что телевидение не является первичным для общества, оно вторично.
— А каким должно быть телевидение, чтобы оно удовлетворяло запросы прогрессивного украинского сообщества? Насколько, по вашему мнению, возможно такое телевидение?
— Существуют же Би-Би-Си, телеканал «Культура» в России, которые вполне соответствуют запросам зрителя и являются качественными. Чтобы сделать такое телевидение, нужно иметь хорошее отношение к культуре и к образованию, да и вообще к гуманитарным ценностям. Но, чтобы пропагандировать эти вещи, нужно иметь достаточное финансирование.
У нас много такого продукта, много интересных талантливых людей. Даже в таких относительно небольших странах, как Венгрия и Польша, издаются качественные музыкальные журналы, проходят разные культурные мероприятия. Все зависит от отношения людей к культуре. Нужно повернуться лицом к художникам, которые, собственно говоря, творят украинскую культуру. А у нас их игнорируют и отдают преимущество попсе и политикам. Если обратить внимание на научных работников, художников, музыкантов, то окажется, что мы живем в культурной стране. Но нужно внимательно присмотреться, а у нас никто не хочет это делать.
— А вы сами смотрите телевизор?
— Я смотрю зарубежные каналы, специализирующиеся на культурной и исторической тематике. Наши каналы не смотрю, разве что иногда новости. Думаю, мы могли бы иметь качественные каналы, ведь у нас проходит много интересных концертов, на которые не все могут попасть. И в этом плане телевидение могло бы замечательно сработать. Именно для этого и должен существовать телеканал «Культура».
«ЗРИТЕЛЮ НУЖНЫ ИНТЕРЕСНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Станислав ПЕРФЕЦКИЙ, художник:
— Во многих странах мира телевидение сотрудничает с художественным миром, в частности, с литературой. Даже в России есть достойный телеканал «Культура». Достойный — потому что соответствующим образом финансируемый. Проводятся художественные проекты, акции, чтения. Почему, на ваш взгляд, украинское телевидение до сих пор остается маргинальным явлением в смысле культурных процессов?
— Качественный культурный продукт у нас существует. Но он недостаточно финансируется. Именно из-за этого мы не имеем качественного телевидения.
— Каким должно быть телевидение, чтобы оно удовлетворяло запросы прогрессивного украинского сообщества. Насколько, по вашему мнению, возможно такое телевидение?
— Трудно сказать. В таких странах, как Англия, где существует Би-Би-Си, благодаря государственной поддержке телевидение как раз удовлетворяет вкусы прогрессивного сообщества.
— На Первом Национальном телеканале в свое время выходил проект Юрия Макарова «Культурный фронт». Должна ли иметь культура собственный фронт или, по крайней мере, окоп на телевидении?
— Культура у нас не является явлением тотальным. Поэтому большого фронта на телевидении она иметь не может, а вот маленький — это реально. Для этого нужно создавать качественные авторские проекты, делать зрителю интересные предложения.