Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Запрос на профессиональность

1 июня, 2001 - 00:00

Как уже сообщал «День», продолжает свою работу VII Киевская Международная телерадиоярмарка . Об итогах этого масштабного мероприятия можно будет говорить после его закрытия. А пока «Дню» о том новом, что отличает нынешнюю ярмарку от предыдущих, рассказал Василий ЯЦУРА, руководитель организатора ярмарки — компании «Телерадиокурьер» :

— Первая задача этой ярмарки — посмотреть в будущее нашего информационного пространства, в первую очередь — относительно его технического обеспечения. Вторая задача — помочь найти конкретным студиям и производителям партнеров в приобретении прав на коммерческую и некоммерческую продукцию, оборудования. Третья, — неформальное общение специалистов между собой. Ведь почти у всех региональных компаний — проблемы похожие. В этом году впервые параллельно с выставкой технических средств рынком теле-, радио-, кино-, аудиопродукции проводится больше 30-ти специальных акций. Они частично повторяют тематику технической выставки, например, развитие цифрового ТВ, его перспективы в Украине и другое. Второе направление — это презентация различных пакетов спутникових каналов, отдельных фильмов. По существу, то же самое, что и телерынок. Третье направление — презентация учебных заведений, которые приступили к подготовке работников ТВ и радио. Есть ряд интересных презентаций, посвященных, очевидно, будущим выборам. Например, презентация программы «Штурвал страны — в надежные руки». Есть конкурс для журналистов-экологов. Есть презентации различных конкурсов. По существу, это коммерческая ярмарка, но здесь есть много бесплатных предложений для компаний.

Мы пытались на одной территории в течение одной недели собрать максимально разнообразные предложения, которые могут быть нужны специалистам, телекомпаниям. Раньше ярмарка действовала по более простой схеме: рынок и техническая выставка. Сейчас к обязательной работе на стендах прибавились презентации, на которых можно о себе рассказать одновременно 60—100 специалистам.

— Как человек, который уже не первый год занимается организацией этой ярмарки, что вы можете сказать по поводу того, можно ли сегодня говорить об оздоровлении нашего телерадиопространства?

— Технически украинское телевидение усиливается. Усиливается оно и организационно. Ситуация, при которой новый этап лицензирования оставляет вариант «одна компания — один канал», фактически приведет к уменьшению ТРК. Уже есть примеры, когда из трех телекомпаний на одном канале остается одна, при этом она финансово усиливается. Правда, о финансовой независимости говорить пока что рано, потому что рекламного рынка, как такового, все-таки не существует в Украине.

— Какая роль ярмарки в формировании этого рынка?

— Она не может влиять на рост спроса. Но очень четко показывает, что на рынке предлагается и что ТРК в Украине могут себе позволить — в том числе финансово. Те специалисты, которые были на нашей ярмарке, достаточно четко знают, каким ТВ было год назад, они видят, каким оно является сейчас, и уже могут прогнозировать, куда ТВ пойдет далее. Очевидно, оно будет более профессиональным. Ярмарка — это деловая встреча. Цель, которую имеют ее участники, — коммерческая. Мы не используем какие-то бюджетные средства, у ярмарки нет спонсоров, и она развивается потому, что часть участников фактически оплачивает ее проведение. Взнос собственно «Телерадиокурьера» достаточно скромный, что свидетельствует: если бы не было реального спроса на эту ярмарку, то его бы не было. Мне созвучен вывод, который сделал директор ТРК «СТЕРХ» 11 канал (Днепропетровск) Владимир Наумов: «Телерадиоярмарка — один из дополнительных цилиндров в двигателе внутреннего сгорания всего телерадиопространства Украины. Телерадиоярмарка увеличивает нашу мощность, с ней мы двигаемся быстрее».

РЕГИОНЫ — СЕРДЦЕ И СМЫСЛ ЯРМАРКИ

Главными участниками международной телерадиотусовки стали «региональщики». «Мы благодарны, что организаторы учли наши пожелания, — говорит коммерческий директор «Радио «Европа-Плюс» (Донецк) Татьяна Муленко . — Сроки ярмарки были перенесены на более удобные. Если раньше работники службы маркетинга и рекламы не находили ничего интересного для себя, то в этот раз тут представлено большое количество фирм, что способствует установлению взаимовыгодных контактов». «От нашей компании сюда прибыло пять человек, причем двое — за свой счет, — рассказывает Иван Вовк, генеральный директор ТРК «Вежа» (Ивано-Франковск). — Тут всегда узнаешь о всем новом, что появляется на нашем рынке техники». «На выставке меня интересует все. Преставленная техника — это тенденции развития технологий, рынок программ — это коньюнктура, что сегодня предлагается и покупается, — считает генеральный директор «Магик- фильм» (Харьков) Геннадий Кофман . — Мы производим анимационные, документально-хроникальные фильмы и поэтому должны внимательно следить за тенденциями. И ярмарка дает эту возможность».

Всего на начало мая для участия в ярмарке официально зарегистрировалось 200 фирм. «Мы с многими из них сотрудничаем, — говорит программный директор «Нового Чернигова» Надежда Шатун . — Но мне куда интересней пообщаться с теми, кто не имеет своих стендов на выставке, но в чьей продукции мы заинтересованы. Это и компания «Тивионика», и ТРК «Альтернатива». Хочу познакомиться с представителями из Днепропетровска, которые предлагают хорошую продукцию для детской аудитории».

«Сегодня в Америке все ТВ работают на «цифре». Аналоговую аппаратуру можно сейчас приобрести за бесценок — спроса на нее нет. И при этом последней глупостью считается, если вы упустите возможность установить у себя веб-телевидение для работы в режиме реального времени», — сообщил один из владельцев канала RGS-TV (Нью-Джерси, США) Игорь Афанасьев во время своей лекции, которая прошла в рамках ярмарки. Вот так — посредством выступления заокеанского гостя — на ярмарке реальность американского рынка была соотнесена с украинским. И, следует отметить, вопреки ожиданиям, слово «цифра» не оказалось непривычным для участников из регионов. Начавшийся процесс лицензирования стимулировал необходимость — у многих, может, и помимо воли — наращивания технического потенциала студий. Поэтому семинар « Цифровые форматы и новое оборудование для малобюджетного видеопроизводства» вызвал шквал интереса. Для многих региональщиков цифровые технологии — это уже реальность. «Сегодня в цифровом формате мы пока делаем новости, через месяц перейдем на «цифру» полностью», — утверждает программный директор луцкой телекомпании «Аверс» Любовь Гаранина . «Мы пока работаем на полупрофессиональной цифровой аппаратуре — это объясняется нашими финансовыми возможностями. Считаю, что Украина не такая уж отсталая страна, чтобы плохо транслировать и плохо снимать, поэтому мы должны осваивать новую технику», — считает видеооператор Алексей Бейда из ТК «Элан» (Одесса) .

Подготовка кадров пока не успевает за развитием телевидения, поэтому неслучайно, что проблему повышения профессионального уровня кадров участники ярмарки называли третьей после лицензирования и перехода на «цифру». «Мне 19 лет, из них полтора года работаю на телевидениии. До того занимался в молодежной телестудии городского Дома пионеров, — рассказывает Игорь Романенков, телеоператор из ТК «Черноморская ТРК» (Симферополь) . — Работаю во многом интуитивно. Семинар по операторскому мастерству, который проводится в рамках ярмарки, может дать мне специальные знания». По словам Игоря, на «Черноморке» сегодня работают пять операторов, из них только двое имеют специальное образование. Такая ситуация — и во многих других региональных телекомпаниях. Разумеется, любая возможность повысить профессионализм своих сотрудников, которую предоставляет и нынешняя ярмарка — для ТРК во благо. Но, очевидно, настала пора всерьез говорить об общенациональной программе подготовки кадров для регионального ТВ. Не только операторских — в условиях конкурентной среды огромным интересом пользовался семинар главного дизайнера «1+1» Ольги Захаровой «Формирование телевизионного бренда. Малобюджетные решения в теледизайне» .

Среди спецпроектов, представленных на ярмарке, проекту тренинг-центра «ТІАС» «Штурвал страны — в надежные руки» следовало бы присудить первый приз за оригинальность. Идея попробовать проиграть в эфире варианты работы правительственных команд разных партий накануне парламентских выборов вполне могла бы стать квалифицированной рекламой партий, и при этом — небывалый случай для нашего политимиджмейкерства! — помочь более осознанному выбору граждан. К сожалению, пока проект не заинтересовал телевизионщиков — то ли из-за дороговизны воплощения, то ли из-за невнятной политической ситуации, то ли из-за несогласованности в действиях партий и ТВ, пока что, увы, не имеющих опыта по ведению предвыборных компаний не в стиле «втереть очки», манипуляций с мнением избирателей, а путем грамотной и честной работы по продвижению своих программ, привлечению к ним внимания в связи с их эффективностью для общества. Однако тот факт, что появилось уже само предложение на рынке — обнадеживает.

Одной из самых презентабельных сторон любой ярмарки являются, разумеется, разнообразные конкурсы. На этот раз телевизионщики участвовали в нескольких конкурсах: «Экстремальная ситуация со счастливым финалом» (проводила телекомпания «Магнолия ТВ»), «Уик- энд на двоих в Париже — Мулен Руж» (TV-5), «Сфера-news» (Информационный центр «Зеленое досье»), на лучшее освещение соблюдения прав ребенка (Представительство ЮНИСЕФ в Украине). Свои дипломы вручала и компания «Телерадиокурьер», которая на основе регулярных опросов нескольких десятков самых квалифицированных экспертов в области отечественных ТВ и РВ составила рейтинг лучших телепрофессионалов 2000 года. Приятно, что в номинации «Лучший телекритик года» была отмечена и работа «Дня», конкретнее, его несменного телеобозревателя Натальи Лигачевой. Причем, как подчеркнули организаторы, это был единственный случай, когда все 65 экспертов были единодушны в своем выборе.

МАСС-МЕДИА: ИЗМЕНЕНИЯ РЕАЛЬНОСТИ И РЕАЛЬНОСТЬ ИЗМЕНЕНИЙ

В дискуссии, которая развернулась в рамках телерадиоярмарки, на международном форуме «Влияние СМИ на общественные преобразования» , участники обсуждали почти все значимые аспекты развития масс-медиа в посткоммунистических странах. Анализ большинства выступлений приводит к простому и несколько парадоксальному выводу: украинские журналисты больше всего хотят весьма простых вещей — добросовестно выполнять свои профессиональные обязанности, честно и беспристрастно информировать граждан о том, что происходит в обществе. Но, к сожалению, именно общество, в силу различных причин, не готово воспринимать работников масс-медиа в таком качестве. Наоборот, группы и личности, которые выступают субъектами перманентной борьбы за сферы влияния и властные полномочия, склоны почти единодушно рассматривать СМИ как инструмент или, скорее всего, как орудие в этой борьбе. По мнению генерального продюсера канала «1+1» Александра Роднянского , ситуация усложняется еще и тем, что подавляющее большинство людей и групп, контролирующих средства информации, на самом деле не имеют целостной системы взглядов, которая бы определяла ориентацию, скажем, газеты или радиостанции на длительное время. Поэтому ориентация таких СМИ, система их приоритетов меняется слишком часто, под влиянием ситуативных факторов. Таким образом, медиа-проекты дискредитируются в глазах общественности, ставя своих сотрудников перед, мягко говоря, странным выбором: либо выглядеть откровенно заангажированными, либо откровенно непрофессиональными. Мало того — добровольная или вынужденная включенность журналистов в конфликтные ситуации политического или экономического характера часто провоцирует противоборствующие группы на неоправданно жесткие меры давления.

С этой точки зрения, для участников форума было интересно ознакомиться с опытом, накопленным в восточноевропейских государствах, где процессы демократизации общества развиваются значительно динамичнее. В целом, опыт наших соседей — Польши, Чехии, стран Балтии — можно свести к простой, на первый взгляд, схеме. Стержень ее — тотальная и реальная приватизация СМИ, которая дает возможность: во-первых — практически вывести прессу из-под государственного контроля, во-вторых — изменить статус большинства СМИ с инструментов политической пропаганды на нормальные элементы рыночной среды, прибыльные бизнес-проекты. Как значительный фактор, который содействует независимости масс-медиа, наши восточноевропейские коллеги рассматривают широкое привлечение иностранных инвестиций. Понятно, что все эти процессы должны происходить в контексте глубоких структурных изменений всего общества — от изменений в законодательной сфере до, например, упрочения корпоративной солидарности журналистов и утверждения общих этических норм в журналистике. Такие рецепты не являются, конечно, панацеей, способной решить все проблемы национального медиа-пространства. В конечном счете, ни одна проблема не может быть окончательно решенной, не породив новых столкновений интересов и новых сложностей. По точному, на мой взгляд, изречению одного из чешских журналистов, создание гармоничной системы из всех элементов демократического общества (в том числе и СМИ) станет возможным только в результате «длительной цивилизованной утряски», своеобразного привыкания общества к новым правилам игры. Результатом такой «утряски» вполне может стать, например, осознание владельцами медиа-проектов того простого факта, что правдивая и честная информация, в конечном счете, просто лучше продается, чем более привычное для нас манипулирование пропагандистскими клише. Тогда ощутимо изменится и роль журналистов, которые смогут сосредоточить свое внимание на действительно насущных проблемах и потребностях нашего общества. И именно от принципиальности и солидарности работников СМИ, их способности отстаивать демократические ценности во многом зависит, насколько быстро наступит это время.

Александра ЛАВРИНЕНКО, «День», Сергей ЧЕРНЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ