Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Женщины, которых бьют», и европейские ценности

10 марта, 2011 - 20:54
«НЕВЕСТЫ» (ИЗ ЦИКЛА РАБОТ «МАЗЕПИАНА») ИЗВЕСТНОГО УКРАИНСКОГО ХУДОЖНИКА-ГРАФИКА СЕРГЕЯ ЯКУТОВИЧА / ФОТОРЕПРОДУКЦИЯ КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День»

В глазах человека, исповедующего европейские гуманистические ценности, «традиции» рукоприкладства по отношению к женщине выглядят просто варварскими. Между прочим, для Украины, известной своими амазонками и казачками, такую «традицию» сложно назвать характерной. Очевидно, это ветры чьей-то другой культуры, другой цивилизации, других ценностей...

Напомним, что первую премию нынешнего конкурса World Press Photo получил портрет афганской девушки Биби Айше, изуродованной руками своего мужа. Эта работа фотографа Джоди Бибе потрясла весь мир. В том числе украинцев, которые, возможно, даже не догадываются, что каждая пятая украинка испытывает насилие в семье, но говорить об этом стесняется. Чтобы поднять эту проблему на поверхность общественной дискуссии, режиссер Вадим Кастелли (известный, прежде всего, как один из авторов фильма «НАТО: свой или чужой») обращается к ней в своем документальном фильме «Женщины, которых бьют». Фильм рассказывает истории трех украинских женщин, которые стали жертвами домашнего насилия. Одну из них, в конечном итоге, едва спасли врачи, другая убила своего палача, а третья нашла в себе силы просто уйти. Свою оценку в ленте дают психологи и юристы, отечественные и зарубежные эксперты, неожиданно звучат признания публичных персон.

Почему Вадим Вастелли обратился именно к этой теме, понимаем, узнавая печальную статистику: каждая пятая украинка терпит насилие в семье. А это почти 4600000 жертв.

— Наша статистика почти не отличается от мировой, — заверяет автор ленты Вадим КАСТЕЛЛИ. — Когда мы говорим, что бьют всех — и в многоэтажках, и во дворцах — это кажется лишь фразой. Мы разговаривали и с поп-звездами, и с актрисами, и они признавались, что также страдали от насилия.

Конечно, эта проблема касается не только не особо богатых стран. Но в некоторых европейских государствах домашнее насилие официально признают преступлением, а не частным делом. С обидчиками работают психологи.

— Европейские страны давно поняли, что преодоление этого явления — путь открытых разговоров. Когда существуют реальные механизмы влияния, когда женщина знает, что может позвонить в полицию — и полиция приедет, когда на насилие реагируют общественные органы, когда мужчину ожидает публичное осуждение и его могут лишить работы, женщине значительно легче. Мы должны идти тем путем, который очертила цивилизованная Европа, — убежден Вадим Кастелли.

Как свидетельствует практика, украинки стесняются публично признавать, что стали жертвами домашнего насилия.

— У нас есть позорная пословица «жінка не бита — як коса не клепана», то есть это то, что сидит где-то глубоко, — объясняет Вадим Кастелли. — Очень многое добавили годы советской власти, когда любая личная инициатива уничтожалась, а «пассивность» была нормой.

Однако теперь в Украине есть специальные приюты для женщин и телефоны доверия, куда можно обратиться за помощью. Кроме временного жилья, пострадавшим оказывают психологическую, юридическую, информационную помощь и тому подобное. Не стоит также забывать и о номере «102».

— Нельзя говорить, что насилие над женщинами — это славянская черта. Поляки такие же славяне, но у них ситуация значительно лучше, особенно после того, как эта страна вступила в Евросоюз. Любые шаги приближения к цивилизации дают о себе знать, — отмечает автор документального фильма «Женщины, которых бьют».

Скоро состоится премьерный показ ленты Вадима Кастелли на Первом Национальном.

КОММЕНТАРИИ

Нина ПОТАРСКАЯ историк, политолог, общественная активистка:

— Проблему насилия над женщинами нельзя отделять ни от культурного, ни от политического, ни от экономического контекстов. Прежде всего, экономического. Ядро — экономическое, дальше наслаиваются другие пласты: гуманитарная политика и общая невежественность общества в гендерных вопросах, придание этим вопросам второстепенного значения, стереотипизация образа женщины в медиа-пространстве, которое отображает сексизм и второстепенную роль женщины по сравнению с мужчиной.

Надежда ПАРФАН, Центр визуальной культуры НаУКМА:

— Незащищенность женщин — это, в первую очередь, социальная проблема. Ведь насилие над женщинами, прежде всего, характерно для нижних, бедных слоев населения с нестабильным экономическим положением. Уровень культуры — следствие такого положения. Власть демонстрирует незаинтересованность в защите своих граждан. Коммерциализированные медиа не ставят перед собой просветительских задач, а только продуцируют стереотипы. Чтобы понимать, что проблема существует, нужна определенная грамотность, нужно интересоваться, читать, думать...

Елена ШЕВЧЕНКО, глава общественной организации «Инсайт»:

— Конечно, нужно говорить о комплексной проблеме, которая очень плохо освещена в СМИ, так как не считается животрепещущей. Поэтому большая часть общества остается неинформированной о вопиющих цифрах статистики актов насилия над женщиной и причинах этого. А они коренятся в гендерном неравенстве. Лично я, больше верю в силу гражданского общества, которое объединяется, требует своих прав и достигает цели. Политическая воля, о которой так часто говорят, якобы «люди сверху» решат и дадут нам какие-то права, — это, как правило, политическая риторика.


Марина КУЧУК

Анна СЛЕСАРЕВА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ