Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Женщины- журналистки: между борьбой и любовью

7 марта, 2003 - 00:00


Трудно объяснить, почему женщины составляют большинство в редакциях. Наверно, потому, что работа тяжелая. А может, среди них больше идеалисток, ведь в журналистику, пожалуй, чаще, чем в другие профессии, приходят по призванию. Еще женщин-журналисток упрекают в амбициозности, излишне развитых волевых качествах и желании покрасоваться. Но так или иначе женский шарм, умноженный на профессионализм и настойчивость, идет на пользу делу.

Вопрос «Дня»: ?
ПОЧЕМУ ЖЕНЩИНЫ ИДУТ В ЖУРНАЛИСТИКУ, ЧТО ОНИ ТАМ ДЕЛАЮТ И ЧТО ИЗ ЭТОГО ПОЛУЧАЕТСЯ?

Ольга ГЕРАСИМЬЮК, «1+1»:

— Существует много интересных утверждений в этом отношении, например, что лучшие гинекологи — мужчины, потому что они, дескать, больше сочувствуют пациентке, что женщина хуже водит автомобиль, хотя психологи утверждают, будто она внимательнее на дорогах, а также то, что журналистика — неженская профессия вообще-то, как бы не способствующая выполнению женщиной ее «основных задач». Я считаю, что женщина идет в журналистику по той же причине, что и в медицину, и в бизнес, и в любую другую сферу — просто выбирает эту профессию. Но поскольку она любознательна, она лучше чувствует человека, у нее отлично развита интуиция — это позволяет ей быть более успешной, чем мужчина, если она, конечно же, при этих своих многих преимуществах будет еще и умело выполнять мужские правила, по которым устроено общество и с чем спорить просто бессмысленно. Я бы спросила скорее — почему мужчины не идут в журналистику, и что из этого получается? Получается, что самые известные имена в прессе — женские. Самые востребованные зрителями и читателями журналистские позиции — женские. Получается — в доме нет мужчины! И хотя сегодня сильная, но одинокая женщина — не новость, не проблема для нее при определенных личных минусах самой справиться со своей жизнью и заставить жизнь считаться с ее правилами, — это одновременно составляет проблему для самой жизни и журналистики в том числе. В журналистике нет мужчины без нервов, без истерики, без женских комплексов. Редкие исключения не дают поправки общей картине. Зайдите в любую аудиторию на факультете журналистики — вы увидите одних девчонок! И они вам нагло ответят, что пошли на журналистику, потому что хотят лично влиять на общество. И никакие квоты по половому признаку не помогут — это уже было и ничего не дало: при первой же возможности глотнуть больше свободы дамбу прорвало. Думаю, что причина вообще лежит где-то за пределами профессии. Дело, наверное, в мире и в том, что он приобретает очертания женской фигуры. И мое мнение — это плохо. Но мое мнение в данном случае не имеет никакой силы.

Марина СОРОКА, специальный корреспондент информационно- аналитической службы телеканала «Интер»:

— Я убеждена, что журналистом нужно родиться. И если ты наделен таким талантом, то рано или поздно появится желание что-то сказать и быть услышанным. Это происходит независимо от пола, возраста или образования. Не у всех журналистов, которых я считаю профессионалами, в дипломе написано, что они окончили факультет журналистики. Журналистика приобрела «женское лицо», потому что исчезли многие дискриминационные барьеры, ранее установленные мужчинами. Например, в советское время существовало негласное правило, что политическим обозревателем может быть только мужчина с внушительным партийным стажем. Сейчас таких ограничений нет. Что делают женщины в журналистике? То же самое, что и мужчины — реализовывают себя. И часто более успешно, чем представители «сильного пола», которые игнорируют мелочи и часто, в силу своей природы, реагируют на происходящее менее эмоционально, чем женщины.

Ольга ПАХАРЬ, «Вікна-столиця», СТБ:

— Пять причин, которые приводят женщин в журналистику. Тщеславие. Физиономия в кадре, фамилия на газетной полосе. Приятно, что и говорить. Любопытство. Задаешь неудобные, неприятные и даже неприличные вопросы. И при этом никто не скажет, что лезешь не в свое дело, так как спрашивать в доме повешенного о веревке твой профессиональный долг. Болтливость. Какая женщина не любит поговорить? И чем дольше, тем лучше. А тут такое разнообразие тем — от войны в Ираке до развода Курниковой с Федоровым. И не просто болтаешь впустую с подругой за чашкой чая, а пространно излагаешь свои мысли, по возможности на бумаге, и тебе еще и деньги за это платят. Склонность к сплетням и гаданию. Впрочем, в журналистике это называется по-другому — аналитика. Уложила Юлия Владимировна косу вокруг головы — а ты сиди, прикидывай, то ли она фотографироваться для нового плаката собралась, то ли это признак близкого старта президентской гонки. Дилетантизм. Судить обо всем, не разбираясь ни в чем досконально. Сегодня о программе правительства пишем, а завтра о пополнении в зоопарке. Это очень по-женски. И такую уникальную возможность предоставляет профессия журналиста. Но если она настолько женская, то скажите на милость, что в ней делают мужчины? Ответ прост. Всеми вышеперечисленными качествами они обладают в не меньшей степени, чем представительницы условно «слабого» пола, но боятся в этом признаться. А посему из репортеров быстренько перебираются в шеф-редакторы. Все это конечно шуточки, но разве можно всерьез говорить о «женской» или «мужской» журналистике?

Иванна КОБЕРНИК, «Факты», ICTV:

— Я могу представить, что есть исключительно женские причины, почему женщина решает стать домохозяйкой или выбирает неполную неделю ради детей и семьи. Но не могу объяснить половыми причинами, почему выбирают ненормируемый рабочий день, стрессы, привилегию носить десятикилограмовый штатив, есть раз в день и т.п. Я думаю, здесь те же резоны, что и у мужчин, и первый — это любознательность. Журналист по призванию чувствует потребность постоянно узнавать что-то новое, общаться с интересными людьми, переживать новые чувства, а самое главное — тягу переносить свои мысли на бумагу и желание быть услышанным. А уже на этой основе проявляются так называемые женские и мужские качества — кто- то начинает бороться за влияние и власть, кто-то ищет компромиссы и конструктивные решения. И мирная роль — не всегда у женщин. Тем не менее, если говорить о тенденциях, то роль женщины в журналистике такая же, как и в целом в обществе. Их много на вторых ролях. И я бы не стала впадать в истерику относительно дискриминации. Для многих это сознательный выбор — им так комфортнее и они понимают, что полное равноправие — это угроза привлекательности, прощаться с которой грустно. Плюс — работа для женщины не единственный способ самоутверждаться — есть еще дети, дом, мода... Просто поддерживать близкого мужчину — это тоже самореализация. И главное, что мне нравится в коллегах-женщинах, — они не пытаются сразу прыгнуть на 10 метров вверх, знают, что так ломаются шеи. Они просто строят ступеньки, по которым подниматься удобнее. И умные мужчины с этим не борются, а используют.

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ