Еще в прежние времена, рассуждая о заграничной жизни, мы всегда с восторгами говорили о том, что вот ведь могут люди так устроить свою жизнь, что все у них есть с самого начала — и дом, и в доме, и средства передвижения, и за все это они рассчитываются по чуть-чуть в течение 30—50 лет. Так можно жить! А нас квартирный вопрос не просто испортил, он искорежил и разбил столько «любовных лодок», разрушил столько «ячеек общества» и породил столько зла! Конечно, крыша дома своего — не гарантия счастья, но отсутствие таковой в течение многих лет — непосильное испытание для большинства даже закаленных многочисленными бытовыми неурядицами граждан. Последняя попытка осчастливить всех была предпринята первым и последним президентом СССР, обещавшим каждой семье к 2000-му году отдельную квартиру. Не случилось. И не только из-за геополитических форс-мажорных обстоятельств, а потому, что просто не могло получиться. Поэтому сегодня для очень многих семей, с завистью заглядывающих в чужие окна, возможность купить квартиру в кредит — единственная надежда на обретение своего гнезда. Насколько сегодня реален и доступен такой механизм, пытались выяснить ведущие и гости программы «Двойное доказательство» («1+1»).
То, что не все в этом деле понятно и прозрачно, стало ясно практически сразу. Наши соотечественники, живущие преимущественно за рубежом, — писатель Андрей Курков и художник Сергей Поярков, оценивая украинский рынок жилья и предложения о его покупке в кредит, назвали сегодняшний расклад сговором строителей и банкиров. Потому что и те, и другие не заинтересованы в том, чтобы жилье дешевело. Мы, может быть, тоже были бы в этом не заинтересованы, заботясь только о повышении качества родимых стен, если бы наши потребности и наши возможности не были бы столь далеки друг от друга. Кстати, для повышения прозрачности и конкуренции в этом деле было предложено открыть рынок жилого строительства для иноземных строителей, хотя в России и считается, что «гуцулы» здесь только чуть-чуть уступают (по качеству работ) туркам.
Так же, по мнению экспертов, наши банкиры не заинтересованы в том, чтобы на кредитный рынок пришли дешевые и «длинные» западные деньги. Поэтому для нас (то есть для одной пятой части нуждающегося в жилье населения, имеющей желание и возможность купить квартиру в кредит) объективная реальность — кредит не на 25—30 лет под 5—6% годовых, а максимум на десятилетие и под 12—18%. В этой связи очень интересно заявление представителя банкиров о том, что при оформлении кредита в банках требуют справку о легальных доходах нуждающихся в жилье, но ориентируются на теневые. Еще забавнее, что, оказывается, под покупку квартиры можно взять кредит без залога, а «по поручительству», когда гарантией возврата будет доброе имя поручителя. Так хочется, чтобы огласили весь список украинских поручителей с «добрыми именами»! И еще непонятно: если невозврат по кредитам физлиц составляет всего 3%, если граждане, несмотря на весь свой предыдущий опыт хранения сбережений, несут свои денежки в банки, то почему банки так не доверяют гражданам? Например, никто не хочет давать жилищный кредит семье с малолетними детьми, потому что выселить потом такую семью в случае невыполнения обязательств практически невозможно, хотя по закону об ипотеке процедура выселения тех, кто не рассчитался с банком вовремя, есть. В общем, или вначале дом — потом дети, или — думайте сами, решайте сами. Еще хотелось, но не удалось услышать внятные объяснения по поводу НДС, который при покупке первичного жилья платит покупатель. За что и почему, если, как убеждал нас эксперт, «законодательство в области покупки жилья в кредит у нас такое же, как в Америке»?
А пока нам предложено прежде, чем брать кредит, потренироваться «на кошках», изменить социальную психологию, что в данном случае означает «жить головой, а не душой». Короче, если вам не нравятся процентные кредитные ставки — нечего на зеркало пенять со своей кривой рожей. Остается надеяться на то, что со временем кредиты станут доступнее (да и дети подрастут и не будут пугать банкиров своим малолетством), заботиться об увеличении теневых доходов и обрастать нужными связями и «добрыми» поручителями.