Михаил Малый связан с созданием одновременно двух проектов на канале ICTV. И несмотря на то, что «Факты. Мир» и «Хорошие новости» освещают различную тематику, обе программы концентрируются на процессах развития. Такой подход Михаил называет «жизнеутверждающей журналистикой». Интересно, что «Хорошие новости» зародились и созрели в студенческой аудитории, и лишь потом попали на «широкий экран». Количество подобных проектов, убежден журналист, должно нарастать как снежный ком, создавая в умах украинцев проект той страны, в которой каждый из нас хочет жить.
— Михаил, вы уже на протяжении восьми лет освещаете международные события на ICTV. Кроме того, вы воспитываете будущих журналистов-международников в Институте журналистики Киевского национального университета. Что сегодня происходит с международной журналистикой в Украине? Каков ее уровень? И от чего зависит качество?
— Несколько лет назад телеканалы начали активно открывать корпункты за границей, искать стрингеров или хотя бы какие-то связи, чтобы иметь своих постоянных людей в ключевых странах, с которыми связаны интересы Украины. Но каналам так и не удалось создать мощную сеть конкурентоспособных корпунктов. Возможно, это связано с новейшими экономическими условиями. Если бы у каждого канала был свой человек в Вашингтоне, то от каждого из них мы постоянно имели бы свой взгляд на события. Но ведь есть журналисты-международники, выезжающие на место событий и делающие прекрасные репортажи. Они имеют связи за границей и готовят материалы не хуже «местных». В целом, я бы сказал, наша международная журналистика развивается — появляются новые имена, интересные точки зрения. Еще один важный аспект: в «Фактах. Мир» мы рассматриваем события в мире через призму Украины. Мы выбираем те события, которые могут повлиять на наше государство. Уже многие международники взяли за основу этот подход.
Я думаю, что украинцы получают достаточно международной информации. В чем сегодня нельзя упрекнуть международников и вообще журналистов — так это в отсутствии свободы слова. Ныне журналисты простыми понятными концепциями пишут о влиянии России, Штатов, о «плюсах» и «минусах» ЕС.
— Вы употребили словосочетание «свобода слова», которое, на наш взгляд, в украинском контексте исказилось и превратилось в свободу деструкции. Что вы думаете по этому поводу?
— В программе «Факты. Мир» мы делаем акцент на процессах развития. Это касается мировосприятия моего и моих коллег. Нам неинтересно копаться в «грязном белье» и демонстрировать очередную деструкцию. Мы ищем примеры развития, людей, показывающих, что есть свет в конце тоннеля. Мне всегда казался безответственным эпатаж на трагедиях. Вот конкретный пример: когда я был в Таиланде после цунами, то выяснил, что в этой стране очень мощная система здравоохранения. Практикующие врачи сначала должны пройти пять лет стажировки в США. Как по мне, Таиланд — страна не третьего мира, это стереотип. Это страна с мощно развитой инфраструктурой, качественной медициной, хотя, разумеется, и с проблемой бедности. В своем репортаже о цунами я сделал акцент на том, что в Таиланде высококвалифицированные медики (с которыми мне довелось пообщаться), проводящие профилактические работы, а потому риск возникновения эпидемий минимален. Зато мои коллеги с других телеканалов, находившиеся в Таиланде в это же время, сделали в своих материалах совершенно иной акцент: вот я стою здесь, все разрушено, налево летит стая мух, они принесут новые инфекции, которые уже завтра распространятся, и туризм в Таиланде станет невозможен. Когда такие репортажи увидели на территории СНГ, это был удар ниже пояса по туристической отрасли Таиланда. Никакой эпидемии потом не было, страна очень быстро восстановилась, но и опровержения этих журналистских материалов никто не увидел.
Мир очень тесен, границ фактически нет, информация распространяется мгновенно. Журналист-международник должен понимать ответственность за сказанное. Ведь Таиланд — это уже не далеко, это уже очень близко.
— А Украина глазами мировых СМИ? Как предотвратить появление таких историй, как с куклой Гитлера?
— Объективных материалов об Украине недостаточно, преобладает манера подачи, к которой все привыкли: «грязное белье», негатив, криминал. Сами украинские журналисты ищут такие темы. Они ориентируются на «Голливуд» и созданные им образы, на Ганнибала Лектора. Посему на это обращает внимание и Запад. Сами украинские журналисты избегают тем утверждения и развития. Ведь журналистское расследование можно применить и к истории развития. Как, например, человек, занимавшийся нефтью, а после падения цен на энергоносители начавший выращивать грибы, делает на этом миллионы. Это не «позитивчик» о том, что в зоопарке родился тигренок. Это отдельное направление журналистики, нуждающееся в объективных подходах. Я бы назвал это жизнеутверждающей журналистикой. Сначала я отрабатывал эту модель в студенческих аудиториях. А потом вместе с Еленой Фроляк мы разработали концепцию программы, рассказывающей об историях успеха. Так родился проект «Хорошие новости» на канале ICTV и портал svitlonews.com.ua. Журналистские материалы из «Хороших новостей» попадают в интернет и потом живут своей жизнью. Например, мы подготовили материал о селиском сыре, который делают на Закарпатье и который по качеству абсолютно не отличается от швейцарского. Потому что высокогорья, где пасутся как альпийские, так и закарпатские коровы, — это ориентировочно одна географическая широта. Экологически чистая местность, молоко высшего качества. Когда распались колхозы, избыток молока крестьяне выливали, а один из местных жителей рещил заняться этой проблемой. Он не поехал зарабатывать деньги в город, а начал скупать у крестьян лишнее молоко, привез из Швейцарии специальные бактерии. Так появился селиский сыр. Вот вам история! После сюжета в «Хороших новостях» пошел шквал писем на интернет-портал svitlonews.com.ua: а где можно приобрести ваш сыр, а давайте по франчайзингу откроем такую же фабрику в Центральной Украине...
Чем больше будет таких проектов, тем быстрее жизнеутверждающая журналистика будет нарастать, как снежный ком.
— «Хорошие новости» имеют неплохие рейтинги. Значит, спрос на позитив есть. Одновременно рейтинговым у нас называют криминал и примитив. Чтобы создать жизнеутверждающий материал, в него необходимо вложить душу. Так, быть может, журналистам просто лень?
— 18 лет назад мы стояли на пороге создания своей журналистики. Не нужно забывать, что мы — славяне — имеем собственное мировоззрение, традиции, духовность. Но взяли за образец мы форматы CNN и BBC. А западная журналистика основана на 5 «С»: смерть, секс, скандал, слезы, страдания. До того мы имели пропагандистскую советскую журналистику, а теперь посмотрите, с чего у нас начинаются новости: наибольшее количество погибших, убитых, раненых... А в конце, если хватит времени, дают «культурку-мультурку» и «в зоопарке родилась панда». Думаю, все уже этого наелись. Сегодня пришло переосмысление, возвращается славянскость, душевность. Наш менталитет должен чувствоваться и в новостях. Ведь этот менталитет — далеко не «моя хата с краю...», как нам навязывают и программируют. Вы посмотрите, сколько люди делают достижений! Несмотря на налоги, экономическую ситуацию, они занимаются своим делом. Сегодня проводят много научных исследований, доказывающих, что энергоинформационное пространство очень влияет на нашу жизнь, а СМИ это пространство в значительной степени формируют. Время ускоряется. То, что у тебя в мыслях, — то у тебя и в руках. Если мы постоянно программируем страну на бедность, на ежедневную болтовню политиков в эфире, то, соответственно, так и живем. Программы наподобие «Хороших новостей» создают сигнал, проект той страны, которая должна сложиться сначала в голове каждого человека и в его семье. Нужно надеяться на себя, изменить свое мировосприятие, и тогда изменится страна.
— Вы бывали на приеме у шведского короля, делали репортаж из научно-исследовательского центра Европейской организации ядерных исследований, где расположен Большой адронный коллайдер, встречались с основателем легендарной швейцарской часовой фабрики Ulysse Nardin. Как украинских журналистов воспринимают за границей? Изменилось ли это восприятие в последнее время?
— Здесь нельзя обобщать. Все зависит от личностных качеств, уровня каждого журналиста. Также и от человека, к которому он едет. Мне интересны истории успеха, я обращаю внимание на так называемых self man (люди, которые сделали себя сами). Они могут рассказать много того, чего вы не услышите ни от кого другого, так как уровень их сознания уже иной. А это очень ценно, потому что, как мне кажется, цель пребывания человека на земле — это самосовершенствование.
— «Факты. Мир» позиционируют себя как программа, освещающая международные события и их влияние на Украину. А как насчет влияния Украины? Что зависит от нас? Так, чем дальше, тем больше экспертов и ученых говорят о том, что без демократической Украины не будет демократической России.
— От Украины зависит самое главное — наше собственное самоутверждение и уверенность в себе, появление этих черт у каждого человека, в том числе у политиков. Ныне в Украине появляется молодая генерация, это люди не только с материальными амбициями, но и с желанием войти в историю, люди с более масштабным мышлением, выходящим за рамки обогащения. Я думаю, в ближайшее время нас ждут большие перемены. Кстати, переломным считается 2012 год — именно тогда заканчивается очередной цикл в календаре майя. Как переломный 2012 год отмечен и в Ведах, и в эзотерических учениях. Мне кажется, это будет не вселенская катастрофа и смена полюсов, а переход на иной уровень сознания. Сегодня открыт доступ абсолютно ко всем духовным учениям, но, с другой стороны, проходит сумасшедшее развитие технологий. Эти сферы идут рядом и все больше интегрируются друг в друга. Также как религия и наука. Что интересно, Украина в этих старинных трактатах указывается как территория, с которой и начнется духовное возрождение. Изменения уже ощутимы, потому что появляется все больше людей с расширенным мировоззрением. Я их вижу и среди своих студентов. Границы открыты, мир глобализирован, и это не только дает возможность ему влиять на нас, но и нам дает шанс глобально распространить свое влияние. Если пока не политически, то со временем экономически, технологически и культурно.