Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Америка обнаружила,

что до сих пор нуждается в ООН
19 сентября, 2005 - 20:25
ФОТО РЕЙТЕР

Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан (на фото) выступил в защиту итогов саммита этой международной организации в вопросах реформирования организации и борьбы с нищетой, заявив на Генеральной ассамблее, что мировым лидерам удалось достичь за один раз больше, чем когда-либо ранeе. Саммит, ставший самым крупным в истории ООН, завершился принятием документа, который предусматривает серию реформ организации и усилия в борьбе против нарушения прав человека, против терроризма и нищеты. Кофи Аннан, конечно, хотел большего, но многие широкомасштабные изменения не были одобрены из-за ожесточенных дипломатических споров. Изменилось ли что-либо? Вашему вниманию предлагаем материал, вышедший перед саммитом ООН, однако, похоже, он остается актуальным и после него.

ООН всегда раздирают противоречия: между ее претензиями на роль совести мира и порочностью некоторых ее членов, между ее стремлением к глобальному лидерству и ее бессилием, между пестрыми речами в залах собраний и мелочным политиканством в коридорах.

Саммит собирается с целью поставить печать под великой сделкой. Развитые страны обязуются делать больше для разрешения экономических проблем развивающегося мира путем гуманитарной помощи, торговли и долгового послабления, а также обязуются удвоить усилия по достижению целей развития в новом тысячелетии — сокращению вполовину мировой нищеты к 2015 году.

В ответ бедный мир подпишется под программой безопасности богатого мира и даст согласие на большее внешнее вмешательство в свои внутренние дела. Однако торг, который разворачивается по поводу каждой строчки итоговой декларации, быстро выхолащивает все существо дела. Эта декларация рискует стать еще одним 40-страничным документом общих фраз, в составлении которых ООН мастерица.

Попытку привести членство в СБ ООН в соответствие с балансом власти в XXI веке еще в начале этого лета сочли безнадежной задачей. Каждая страна с обоснованными претензиями на постоянное место — Япония, Германия, Индия и Бразилия — столкнулась с еще более влиятельной коалицией неумолимо противодействующих соседей.

Попытки выработать единое определение терроризма были сведены на нет старыми пустыми спорами по поводу того, что для одних человек может быть террористом, для других — борцом за свободу, особенно когда речь заходит о Палестине. Такие страны, как Египет и Пакистан, могут публично осуждать пилотов-самоубийц 11 сентября, однако они упрямо защищают «сопротивление» террористов-самоубийц из «Хамас».

Многие институты ООН дискредитированы — так, страны с ужасной ситуацией в сфере прав человека, например Китай, Саудовская Аравия, Судан и Зимбабве, заседают в Комиссии ООН по правам человека. Однако предложение заменить этот орган на новый, упрощенный совет по правам человека, члены которого избирались бы большинством в две трети, чтобы обеспечить «контроль за качеством», подрывается теми, кто пытается скрыть свои преступления.

Соединенные Штаты, обиженные на поползновения ООН ограничить американскую свободу действий, внесли свой вклад в выхолащивание саммита, в последнюю минуту потребовав внести сотни поправок, которые должны освободить Америку от принятия четких обязательств по гуманитарной помощи развивающемуся миру и климатическим изменениям, легитимировать роль свободных рынков в выведении стран из нищеты, делегитимировать Международный уголовный суд и сохранить за Америкой право предпринимать военные действия в случае угрозы для ее безопасности и в то же время снять акцент с обязательств по прекращению геноцида по новой доктрине, которая называется «обязанность защищать».

Кое-какие хорошие идеи, вероятно, смогут выжить, например, план создания «Миротворческой комиссии» с целью координации различных агентств ООН, чтобы страны, оправляющиеся от войны, не сползали обратно в конфликт. Предложенный Фонд демократии ООН для обеспечения ресурсами организаций, занимающихся вопросами гражданского общества, должен подорвать возможность авторитарных режимов прикрываться щитом «суверенитета».

По правде говоря, на саммите «большой восьмерки» в Глениглзе в практическом отношении был достигнут больший прогресс по глобальным вопросам, чем будет достигнут на саммите ООН. Там лидеры договорились удвоить помощь Африке и обсудили перспективу присоединения к переговорам по сокращению эмиссии парниковых газов Америки, Китая и Индии.

Грешники всегда останутся грешниками. Но теперь мы понимаем, что верховный жрец интернационализма, генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, тоже входит в их число. Его собственная комиссия по расследованию движения незаконных миллиардов вокруг программы «Нефть в обмен на продовольствие» (принятой с целью накормить иракцев при сохранении экономических санкций против режима Саддама), обвинила Аннана в плохом управлении и контроле, хотя и очистила его лично от обвинений в коррупции.

Аннан, возможно, и был «мальчиком для битья» во время кампании переизбрания Буша, однако теперь стоит всерьез задуматься, не является ли администрация США его тайным ангелом-хранителем. Никто в администрации Буша — ни неоконсерваторы, ни другие — не поддержали призыва сенатора-республиканца Норма Колмена к отставке Аннана. Когда был опубликован доклад по расследованию в связи с программой «Нефть в обмен на продовольствие», Джон Болтон, главный критик ООН, которого недавно назначили представителем США в этой организации, заявил, что истинным злодеем был Саддам Хусейн. Он поклялся, что США используют открытия доклада для «реформирования и улучшения Организации Объединенных Наций».

Как ни парадоксально, представления Америки о реформировании машины ООН сводятся к тому, чтобы наделить генсека большими полномочиями в установлении приоритетов и устранении «балласта», освободить его от тяжелой руки Генеральной Ассамблеи, «парламента» ООН, где пустая болтовня ценится больше эффективных действий.

Три года назад президент Буш предупредил ООН, что она станет «нерелевантной», если не поддержит действий против Ирака. Этот международный орган отказался одобрить вторжение 2003 года, однако вместо того, чтобы сделать ООН нерелевантной, Буш снова и снова возвращался туда, чтобы заручиться дипломатическим прикрытием для последовавшей за вторжением оккупации и политических планов Америки на переходный период. Администрация, силы которой были значительно подорваны иракскими мятежниками, смягчила свою манеру действовать в одностороннем порядке и обнаружила, что при проведении в ООН более открытой для сотрудничества внешней политики есть свои преимущества.

В своей следующей кампании против ближневосточного врага, обвиняемого в создании оружия массового поражения, — Ирана — Америка громче всех требует передать вопрос на рассмотрение СБ ООН, который немало сделал для расширения рамок международного сотрудничества в борьбе с терроризмом и распространением вооружений.

Если основание ООН в конце Второй мировой войны было подобно помолвке, сопровождалось надеждами и было красиво обставлено, то война в Ираке стала горьким разводом. Затем пришли сожаление, переоценка, новые соображения и, наконец, осознание того, что спустя 60 лет США и ООН нуждаются друг в друге.

Невеста-ООН решила отказаться от своих самых неприятных привычек, забыть старые обиды, пойти в тренажерный зал, чтобы избавиться от наросшего жирка, и обновить гардероб. Большая часть этих обещаний не была выполнена, и в Нью- Йорке на этой неделе международный орган сможет лишь нанести немного макияжа. Но под косметикой будет скрываться то же самое существо, и ссоры продолжатся.

Антон Ла ГАРДИА, Daily Telegraph, Великобритания, 14 сентября
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ