В Вашингтоне — плюс 100 градусов жары по Фаренгейту (+37 оС) и почти стопроцентная влажность. Бывший ветеран войны вздыхает: «Почти как во Вьетнаме». Америка продолжает воевать: боевые действия в Афганистане длятся дольше вьетнамской войны — около девяти лет, количество жертв — 1116 американских военнослужащих, стоимость операции — 0 млрд. Пентагон напоминает крепость в осаде: военная полиция в новой темно-серой униформе проводит придирчивую двойную проверку посетителей, требуя дополнительных (кроме паспортов) документов с фотографиями. В кабину лифта легко вскакивает молодой русоволосый подполковник в желтовато-пятнистом камуфляже и, услышав украинский язык, смеется: «Я был в Украине. В Крыму. Тогда, когда нам сорвали совместные учения».
Мы тоже смеемся, как будто услышали остроумную шутку. Подполковник исчезает в бесконечном коридоре, похожем на художественную галерею, стены которой увешаны картинами с изображением боевых самолетов ВВС США. Мы направляемся в другую сторону.
Мы — Борис Тарасюк, лидер Руха, экс-министр иностранных дел, глава комитета по европейской интеграции Верховной Рады Украины; Валерий Чалый — руководитель международных программ Центра им. А. Разумкова, до недавнего времени заместитель министра иностранных дел Украины, чуть ли не единственный из украинских чиновников, добровольно (!) подавший в отставку в знак несогласия с внешней политикой нового руководства Украины; и автор этих строк — член Народного комитета защиты Украины.
Наш американский маршрут пролегает через Нью-Йорк, Нью-Джерси, Филадельфию, Кливленд, где у нас запланированы встречи с украинскими общинами. Главным пунктом программы является Вашингтон. Нас принимают на достаточно высоком уровне в таких значительных правительственных учреждениях, как Совет национальной безопасности США, государственный департамент, Министерства обороны и энергетики, сенат США, слушают на заседаниях Атлантического совета США и Американско-украинского бизнес-совета. Везде ощущается нескрываемый интерес к процессам, происходящим в Украине. Наши встречи вписываются в контекст подготавливаемой в то время поездки Хиллари Клинтон в Киев.
Задыхаясь от небывалой жары, преодолевая усталость и сонливость, мы пытаемся представить слушателям объективную информацию о событиях в Украине, которые привели к кардинальному изменению внешнеполитического курса государства и являются, на наш взгляд, стратегически опасными и политически несбалансированными.
ТАБЛЕТКИ ПО-КИЕВСКИ
Невзирая на продолжающуюся «перезагрузку» отношений США с Россией (как раз готовился визит президента РФ Д. Медведева в США) и явное падение интереса Администрации Обамы к событиям в Центральной и Восточной Европе, нам показалось, что Соединенные Штаты просыпаются после действия снотворных таблеток по-киевски под названием «демократическая победа Януковича на президентских выборах», «стабилизация», «разрядка отношений Украины с Россией», «формирование вертикали власти». Особенно успокоительной оказалась таблетка под названием «обогащенный уран», преподнесенная В. Януковичем Б. Обаме на апрельском саммите по ядерной безопасности, — шаг, на который до того не отважился ни Л. Кучма, ни В. Ющенко. Этот подарок — чуть ли не единственное «достижение» Обамы на саммите — торжественно трактовался американской стороной как большое достижение — как будто жалкие 90 кг украинского урана, необходимые нам для научных исследований (и это на фоне 68 тонн оружейного плутония, накопленного США и Россией!), способны спасти мир от угрожающего сползания к неконтролируемому распространению ядерного оружия (КНДР, Пакистан, Иран). Бедная Украина снова продемонстрировала слабость и заискивание ради получения пропуска в Белый дом на 30 минут.
Между тем, пока Вашингтон пребывал в состоянии приятного безразличия к украинским делам: при президенте Обаме Украина просто исчезла с радаров Белого дома — в стране, занимающей стратегическое положение в центрально-восточноевропейском регионе, происходили события, которые впоследствии войдут в учебники геополитики, станут предметом исследований историков и стратегов как пример того, как можно путем хорошо спланированной спецоперации молниеносно захватить власть в раздираемой противоречиями стране и изменить ее курс на 180 градусов.
Не исключено, что администрацию Обамы вполне удовлетворяет эта драматичная смена курса, при котором Украина полностью подпадает под экономический, политический, военный и, возможно, идеологическо-религиозный контроль Москвы (чем не блестящий пример «пакетной сделки» в рамках американско-российской «перезагрузки»: вы нам — иллюзорное содействие в Афганистане и Иране, мы вам — реальное доминирование и полный контроль над постсоветским пространством). Но трудно представить, что политическая элита Вашингтона будет счастлива, поняв, какой ценой достигнута эта сделка и особенно — какие последствия в будущем она принесет.
Мы пытались донести до ушей властей имущих США простые, но важные истины:
1. Украина, номинально стратегический партнер США, в результате грубого нарушения В. Януковичем Конституции и ряда законов и принятия волюнтаристских решений нового руководства отказалась от евроатлантического курса и перспективы членства в НАТО, зафиксированного в ряде официальных документов, и добровольно (?!), в обмен на несоизмеримые экономическо-газовые преференции, стала на колени перед Москвой, впервые со времен УССР вернувшись в сферу ее влияний. Все чаще наблюдаются признаки «путинизации» внутренней политики Украины.
2. Так называемая стабилизация, которая так радует слух и глаз ряда политиков в США и Европе, в отличие от стабилизации в демократических странах, основанной на переговорах, поисках компромисса и итоговом консенсусе, является стабилизацией грубого административного давления, полицейских репрессий, наступления на свободу прессы и разных ограничений влияния оппозиции — вплоть до ее полного подавления. Такая «стабилизация», прикрывающаяся дымовой завесой лицемерных заявлений о поддержке демократии в Украине, противоречит Конституции и законам государства, а также основополагающим украинско-американским документам.
3. Формирование единого политико-военного пространства России и Украины приведет к резкому нарушению стратегического баланса в Европе. Во время выступления в Атлантическом совете США я напомнил слушателям бессмертную формулу Зб. Бжезинского: «Без Украины Россия никогда не станет империей. С Украиной подчиненной, покоренной Россия автоматически превращается в империю». Не знаю, был ли автор этой формулы — престарелый, но еще бодрый профессор Бжезинский, который сидел в первом ряду и мило поприветствовал нас, счастлив от того, что неожиданно сбывается его пророчество...
4. Многие украинские, российские и американские эксперты по внешней политики уверены, что США «сдали» Украину в рамках политики «перезагрузки» с Россией — невзирая на ярые уверения вице-президента США Дж. Байдена, произнесенные в 2009 году в Киеве: мол, «Соединенные Штаты не согласятся с существованием сфер влияния». Не знаю, что подумал старший советник вице-президента США Байдена, присутствовавший на одной из встреч с нами, но американские обещания оказались бессильными против жестокой реальности пакта Медведева—Януковича. Хочу заметить, что участники нашей небольшой делегации — опытные дипломаты и государственные деятели — во время встреч неоднократно подчеркивали:
— наша оппозиционная деятельность ведется исключительно в конституционном поле, является открытой и легальной; мы категорически отвергаем вредный принцип «чем хуже для страны, тем лучше для оппозиции»;
— мы выступаем за всестороннее развитие и усиление украинско-американского стратегического партнерства, но такого, которое обязательно основывается на общих ценностях — таких, как права человека и свобода слова, и на безоговорочном уважении верховенства права (rule of law), как это отмечено в совместных документах, под которыми стоит подпись украинской стороны. Сегодня, когда Украину втолкнули в сферу геополитических интересов России, особенно важным является сохранение американского маршрута внешней политики Украины. Но мы будем выступать против фиктивного сотрудничества в стиле «потемкинских деревень», против испытанной советской практики формальных, для «галочки» контактов на закрытом государственном уровне, представленном таинственно молчаливыми официальными держимордами. Мы — за открытость, за всестороннее развитие контактов на уровне гражданского общества.
Хочется надеяться, что в Америке услышали наши голоса.
РАЗНОГОЛОСИЦА В ВАШИНГТОНЕ
Как ни удивительно, существует некоторая схожесть между Украиной и США: углубляется раскол внутри американского общества между красными (республиканцы) и синими (демократы) штатами, между различными группами населения. Элан Абрамович в книге «Исчезающий центр» утверждает, что группа избирателей-центристов с середины 1980 годов уменьшилась с 41 до 28 процентов, зато выросло количество левых и правых экстремистов.
Взгляды Барака Обамы расцениваются многими в США как «коммуно-социалистические» или, по крайней мере, как идеология человека «третьего мира», который считает Америку источником всех бед в мире и прогибается перед иностранными лидерами из чувства вины. Политика Обамы пользуется поддержкой лишь 46% опрошенных американцев: раздражение избирателей усиливает факт глобальной экологической катастрофы, разыгравшейся на глубине 1,5 км от поверхности моря в Мексиканском заливе, когда в результате взрыва на платформе «Бритиш Петролеум» продолжается утечка нефти (уже вытекло более 100 млн. галлонов нефти) и загрязнение водного бассейна и пляжей ряда южных штатов. Президента США обвиняют в бездеятельности, нежелании обратиться к международному сообществу за помощью, неспособности эффективно управлять кризисной ситуацией. В стране не унимается экономический кризис, а уровень безработицы во многих штатах зашкаливает за 10—11%. Зловещим эпизодом, случившимся как раз накануне визита Д. Медведева и привлекшим внимание всей Америки, оказался факт открытого пренебрежения боевого генерала Маккристалла — командующего войсками НАТО в Афганистане — к гражданскому руководству (президент и вице-президент США), завершившийся увольнением непокорного генерала. Эксперты считают, что судьба президентства Обамы напрямую зависит от хода провальной кампании в Афганистане, то есть, в конечном счете, находится в руках военных. В Вашингтоне начали вспоминать многочисленные голливудские фантастические триллеры на тему заговора военных против президента США. Кто мог подумать о таком во времена Р. Рейгана или Б. Клинтона?!
И, наконец, отношения с Россией. С точки зрения влиятельного портала Real Clear Politics, «перезагрузка» — это «пустой политический спектакль, в лучшем случае бесполезный, а в худшем — вредный, отвлекающий руководство США от поиска эффективных решений международных проблем и помогающий поддержать коррумпированный, авторитарный и, в конце концов, недружественный режим в Кремле» (ИноСМИ.Ru. 28.06.2010). Организация «Внешнеполитическая инициатива» считает, что Соединенные Штаты заплатили за «перезагрузку» высокую цену, отдав ключевых союзников в Центральной и Восточной Европе, а также тех, кто борется на улицах российских городов за права человека» (National Review — ИноСМИ.Ru. 27.06.2010).
В наших встречах в Вашингтоне принимал участие Дэвид Кремер — бывший высокопоставленный дипломат, который в государственном департаменте в свое время формировал политику США относительно Украины.
Сейчас Д. Кремер — старший сотрудник Немецкого фонда Маршалла в США, независимый эксперт. В своих последних публикациях он обвинил администрацию Обамы в том, что с целью умиротворения Кремля Белый дом сменил свой неправильный лозунг — «Россия прежде всего» — на совсем провальный: «Россия — и больше ничего». На взгляд Кремера, Обама фактически предал российских соседей, которые двигались к демократии и надеялись на США («США бросают соседей России на произвол судьбы». The Washington Post, 16.05.2010). В другой публикации, появившейся накануне визита Д. Медведева в США, Д. Кремер камня на камне не оставляет от новой доктрины внешней политики РФ, вспоминая другую — военную доктрину Москвы, изображающую НАТО главным врагом России. Он цитирует призывы к «консолидации пребывания Черноморского флота России в Крыму (Украина) и установки о поддержке русского языка в ближнем зарубежье» («Новая российская позиция остается антизападной», The Washington Post, 22/06/2010).
Идеологической платформой объединения всех анти-Обамовских сил, которые небезосновательно надеются отобрать у демократов большинство в Конгрессе на промежуточных выборах в ноябре 2010-го, стала свежая книга известного республиканца, бывшего спикера палаты представителей Ньюта Гингрича «Спасти Америку». Лозунг книги — «остановить секулярно-социалистическую машину Обамы». Автор, которого некоторые видят следующим президентом США, пишет: «Левое крыло демократов, контролирующих сегодня палату представителей, сенат и многие столицы штатов, предано секулярно-социалистической идеологии, чуждой американской истории и традициям. Традиционная Америка ценит тяжкий труд, предпринимательство, инновации и карьерный рост, основывающийся на личных заслугах. Однако секулярно-социалистическая машина сама награждает своих членов, наказывает слишком активных, убивает рабочие места путем введения сверхналогов для малого бизнеса и даже эксплуатирует вашу смерть, облагая налогом ваши сбережения, которые вы хотите передать своим детям и внукам... Американцы традиционно верили в американскую исключительность — в то, что Америка имеет особую миссию защищать и распространять свободу. Для многих левых секулярных социалистов, однако, единственной исключительной чертой Америки является наша якобы порочность. Они убеждены, что Америка — эксплуататор, империалистический агрессор... Исторически Америка была страной низких налогов, увеличения количества рабочих мест, ориентированной на малый бизнес, обществом, в котором семьи, благотворительные организации, местное самоуправление и частный сектор были гораздо важнее, чем федеральное правительство. Но секулярные социалисты верят, что единственная надежная институция — это бюрократическое, централизованное, всевластное правительство. Секулярно-социалистическая машина, — делает вывод Гингрич, — несет большую угрозу Америке — как когда-то нацистская Германия или Советский Союз».
Читая эти и подобные тексты и враждебные комментарии к закону о медицинском страховании, с трудом продавленному Обамой через Конгресс, нетрудно заметить, как растут внутренний раскол и напряжение в США, задыхающихся под неподъемной ношей глобального лидерства, двух войн, финансового кризиса и фрагментации когда-то единого общества.
И все же надежды на быстрое падение Америки, которые питают некоторые мировые круги, напрасны.
США есть и останутся в ближайшем будущем величайшей мировой мощностью, несмотря на беспрецедентный рост роли Китая. Вряд ли сбудутся мечты российских неоимпериалистов «выжать» Америку из Европы с помощью воображаемого союза Германии, России, Польши и (если пригласят северные сюзерены) Украины. Поэтому нет иной альтернативы для украинской внешней политики, как усиление сотрудничества с Соединенными Штатами — только на честных принципах по-настоящему стратегического партнерства, без попыток обмануть партнера, «сбыть» ему гнилой товар авторитаризма под оберткой «демократии по-украински», подменить принципы, ценности и законы «понятиями».
УКРАИНСКАЯ АМЕРИКА ГНЕВАЕТСЯ
Встречи с многочисленными и влиятельными представителями украинской диаспоры показали, что в ее среде стремительно растут тревожные настроения по поводу судьбы Украины и неприятие действий нового режима, особенно в гуманитарной сфере (язык, культура, история). Благодаря интернету члены украинской общины хорошо осведомлены о событиях в Украине. Большой популярностью пользуются публикации в газете «День», журнале «Український тиждень», на сайте «Українська правда». Мне приятно было увидеть перепечатки своей статьи «Власть тьмы» («День», май 2010) на украинском и английском языках в диаспорных газетах.
Мы имели возможность выслушать множество язвительных вопросов и услышать мнения о неспособности украинцев объединиться и упреки в провальной политике В. Ющенко во время его президентства. Вряд ли Виктору Андреевичу стоит в ближайшее время появляться на собраниях украинской общины в США. Большая часть вопросов касалась членов украинской оппозиции — как, каким образом она собирается противодействовать грубой силе нового антиукраинского режима: особенно возмутил наших соотечественников за рубежом цинизм и нарушение закона Украины Януковичем, когда тот в Брюсселе отрицал Голодомор 1932—1933 гг. как геноцид украинского народа. Нам передали документы Всемирного конгресса Украинцев («Меморандум о важных вопросах, касающихся Украины и украинской диаспоры от 17.06.2010) и Союза украинок Америки («Открытое письмо Президенту Украины» от 14.06.2010), в которых авторитетные организации диаспоры выражают обеспокоенность по поводу ряда проблем, таких как угроза потери контроля над стратегически важными отраслями Украины, соглашение о пребывании Черноморского флота, отказ Украины от вступления в НАТО, введение de facto второго государственного языка в Украине, нарушение прав человека и основных свобод, игнорирование прав женщин (здесь бесспорным чемпионом стал господин Азаров, антиженская установка которого, оказывается, нарушает не только ст. 24 Конституции Украины, но и Пекинскую декларацию 1995 г. об участии женщин в политической жизни), Голодомор-геноцид украинского народа, установление памятника Сталину в Украине, нарушение человеческих и национальных прав украинцев России, вопрос образования, право на мирные собрания (попытка власти нарушить обязательства стран-участниц ОБСЕ) и другие.
Новая власть, конечно, может и, скорее всего, будет игнорировать эти заявления и обращения, полагая, что украинские организации маловлиятельны — можно и не обращать внимания на их протесты. И в этом будет большая ошибка донецких власть имущих, которые вряд ли понимают силу связей и степень влияния украинской диаспоры в США и Канаде на членов Конгресса и парламента, администрацию и правительство этих стран. За последние 10—12 лет украинская община существенно изменилась и возросла за счет многочисленной четвертой волны новых иммигрантов. Старая — третья — волна, состоявшая преимущественно из членов ОУН—УПА, постепенно уходит в вечность, но ее наследие успешно усваивают новые пришельцы на американский континент из Украины, которых уже не обвинишь в незнании реалий украинской жизни.
То, что так хорошо понимали Л. Кравчук, Л. Кучма и В. Ющенко, не хочет (или не может?) понять В. Янукович, ставший президентом только одной части Украины, поменявшись в этом ролями с В. Ющенко. Возможно, историки позже установят схожесть президентов Дж. В. Буша, В. Ющенко, В. Януковича и Б. Обамы, которые стали президентами лишь части своих стран, упустив возможность быть отцами всей нации. Убежден, что эта неполнота президентства стала (или станет) причиной краха названных личностей.
...Американский маршрут показал, что даже в исключительно сложных геополитических условиях и внутригосударственной ситуации, в которой Украина оказалась с начала 2010 года, еще не все потеряно. Стремительные сюжеты истории могут принести не одну неожиданность.
А пока недавний визит государственного секретаря США Х. Клинтон в Киев может стать свидетельством того, что администрация в Вашингтоне начала просыпаться от зимне-весенней спячки и, наконец, объективно оценит ситуацию в Украине и взвесит все плюсы и минусы «перезагрузки» в Центрально-Восточноевропейском регионе.