«Вы забыли, что работаете не в России, а в Белоруссии!». Таким образом на днях президент Александр Лукашенко предупредил российских инвесторов: от них ждут реальных результатов в производстве, а не попыток насаждения в Беларуси коррупции по-российски.
Поводом для таких резких заявлений белорусского президента стали проблемы, поднятые на специальном совещании по вопросам развития молочной отрасли, проходившем в Минске под председательством главы государства. Чтобы понять, что значит для Беларуси словосочетание «молочная отрасль», достаточно вспомнить, что эта страна, полностью обеспечивая потребности своего населения в молоке и сметане, в сырах и твороге великолепного качества, при этом более половины производимой продукции поставляет на экспорт. А в сегодняшнем мире, напомнили на совещании у президента Республики Беларусь, несмотря на все достижения технического прогресса, продолжают голодать не менее двух миллиардов человек. Это означает, что продовольствие является не менее важным стратегическим товаром, чем любое топливо или другое сырье. Что касается продовольственного экспорта Беларуси, то он направлен во многие страны, в том числе — что вполне естественно — соседям. В частности, «День» подробно рассказывал своим читателям о значительном расширении закупок Россией белорусского продовольствия, включая молочную продукцию.
Дальнейшие планы развития этой стратегической сферы действительно впечатляют. Так, к 2015 году принято решение удвоить нынешние объемы экспорта молочных продуктов, включая масло, сухое обезжиренное и сухое цельное молоко, творог и сыры. Вступившая в силу Республиканская программа развития отрасли требует колоссальных капиталовложений из различных источников, в том числе — от иностранных инвесторов.
И вот на этом фоне выясняется, что один из таких инвесторов — российско-французская компания «Данон-Юнимилк» (в которой первую скрипку играет именно российская сторона), создавшая в Беларуси два совместных предприятия — «Юнимилк Пружаны» (Брестская область) и «Юнимилк Шклов» (Могилевская область) и подрядившаяся, согласно договору, поставить новейшие технологии по углубленной переработке белорусского молока в творог и различные виды йогуртов, на самом деле занималась совершенно другой деятельностью. Проще говоря, на сегодняшний день вся эта деятельность свелась к тому, что оба указанных предприятия разливали произведенное в Беларуси молоко в произведенные в Беларуси же пакеты, ставили на них свои этикетки и экспортировали в Россию. Ни тебе добавленной стоимости, ни создания новых высокотехнологичных рабочих мест — ничего!
Таким образом, российские инвесторы, придя на белорусский рынок с обещанием создать новое современное производство, вместо этого фактически «снимали сливки» с уже давно и эффективно работающих белорусских производств. Более того: как следовало из услышанного на совещании у президента Республики Беларусь, эти, с позволения сказать, инвесторы попытались привнести в хозяйственную жизнь суверенного государства хорошо всем известные российские порядки и обычаи, ставшие нарицательными отнюдь не в положительном смысле. Президент Лукашенко вынужден был сказать открытым текстом перед объективами телекамер: «Вы забыли, что работаете не в России, а в Белоруссии! Здесь с вас никто копейки не возьмет сверх договоренностей!». Прямой намек на то, что в Беларуси не надо пытаться раздавать чиновникам взятки, как это кое-где по соседству стало нормой повседневной жизни. Но взамен Беларусь ждет от инвесторов серьезных планов и конкретных схем решения важных экономических проектов, а вовсе не «схем прихватизации» по дешевке белорусской собственности.
Поэтому Президент Белоруссии определил жесткий срок, за который российский инвестор должен сделать самые серьезные выводы из того, о чем говорилось на совещании. До конца первого квартала, подчеркнул Александр Лукашенко, «Данон-Юнимилк» — если он, конечно, собирается работать на белорусском рынке по-настоящему — обязан выполнить все свои договорные обязательства перед Белорусским государством и уважать людей, которые работают на фермах и в области переработки. В противном случае — пусть не обижаются: Беларусь, действительно, — не Россия.