Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Белый дом забыл о России...

27 января, 2004 - 00:00


Послание Джорджа Буша о положении дел, которое прозвучало на прошлой неделе, — не просто ритуальное заявление, с которым ежегодно выступают американские президенты. Во всем мире с особым вниманием прислушиваются к каждому слову обращения. Любые сигналы из него не остаются незамеченными. К примеру, Джордж Буш ни словом не обмолвился о ближневосточном урегулировании, о Китае, России. Николай ЗЛОБИН, директор российских и азиатских программ Центра оборонной информации, попробовал проанализировать «мессиджи» американского лидера.

— Президент США Джордж Буш выступил с традиционной речью — Посланием к Конгрессу. Традиционно это выступление президента является фактическим обнародованием программы действий администрации США на ближайший год. В послании президента США к Конгрессу ни разу не упомянута Россия. Почему Буш забыл о России?

— Во-первых, Буш не забыл про Россию. Он просто говорил о вещах, которые являются сегодня главными для американского политического истеблишмента. А Россия ныне не входит в число таких приоритетов. Во-вторых, отношения с Россией, о которых, кстати, как и об отношениях с Китаем, Буш не упомянул, — вопрос достаточно скользкий. Такие вопросы в годы президентских кампаний, как правило, обходятся, если у политика есть сомнения, что он выиграет эту дискуссию. Представители политического истеблишмента США, имеющие разные представления о том, что происходит в России, далеко не уверены, что у них достаточно аргументов, чтобы выиграть спор о том, как развивать российско- американские отношения. Поэтому все предпочитают этот вопрос обходить.

В-третьих, присутствует некий скептицизм в отношении России, который начал формироваться с прошлой осени. Пассивная во многом позиция России по основным вопросам мирового порядка сделала ее менее важной страной для США. Особенно обидно и несправедливо, что Буш не упомянул Россию в числе стран, а Москву в числе городов, которые пострадали от терроризма.

— Утрата интереса к России — это результат внешней политики России или некая новая реальность?

— И то и другое. Сегодня идет переоценка американского курса в отношении России. Все больше и больше ее начинают оценивать по тому, что происходит в самой России. В этих условиях идея стратегического партнерства, которая еще недавно высказывалась обеими сторонами, полностью испарилась. Я думаю, что идея энергетического партнерства ныне воспринимается с гораздо меньшим оптимизмом, чем полгода назад. Американская элита пришла к выводу, что строить партнерские отношения с Россией невозможно, не имея общности целей, ценностей и подходов. А разница в этих подходах и ценностях постепенно увеличивается. Интерес падает и из- за того, что российско-американские отношения продолжают оставаться пустыми и сотрудничество ведется лишь по отдельным вопросам.

Интерес к России как к стране, которая может помочь Америке, исчез. Интерес к России как к стране, которой нужно опасаться, не существует. Интерес к России как к стране, которую надо принимать в расчет, исчезает очень быстро. Растет интерес к России как к стране, которую следует изучать как некий специальный феномен. И это весьма печально.

— Не упомянув Россию, Буш тем не менее вспомнил об Украине...

— Мне кажется, что внешнеполитический раздел речи Буша был не очень убедительным. Он занял оборонительную позицию и пытался доказать, что действия, которые Америка предпринимала в течение последнего года, были необходимы и разумны.

Буш отступил от американской традиции и первую часть своей речи посвятил внешней политике — обычно американские президенты начинают с экономики и внутренних проблем. Буш изменил этот порядок, что стало прямым следствием тех дебатов, которые идут в лагере Демократической партии. Буш очень четко и откровенно говорил, что Америка будет заниматься распространением демократии и строительством демократических государств в тех странах, где демократия отсутствует, — в основном на Ближнем Востоке. То же самое можно с полным основанием отнести и к странам бывшего СССР. Америка будет принимать активное участие в строительстве демократических политических систем, гражданского общества, свободной прессы и т.д. и активно сотрудничать с местной элитой.

Без труда можно предсказать, что 2004 год станет годом нарастающего конфликта между Россией и США именно в сфере влияния на страны бывшего СССР. Согласование интересов России и США будет непростым делом. Особое внимание стоит обратить на Украину, некоторые государства Средней Азии, Грузию. Молдову, может быть даже Беларусь. Именно там будут возникать трения между Россией и США.

В этой связи американцам труднее видеть Россию в роли стратегического партнера. Но думаю, что Вашингтону придется признать, что у России есть серьезные политические и экономические интересы в постсоветских странах и что Америке, в любых своих действиях, стоит учитывать эти интересы и быть на дружеской ноге с Россией.

— Буш достиг целей, которые ставил при подготовке этой речи?

— Команда Буша предполагала, что эта речь прозвучит диссонансом к тем дискуссиям, которые происходят в лагере Демократической партии, где кандидаты борются за избирателей. Буш поднимется выше политики и ежедневной текучки и предложит некое стратегическое видение далекой перспективы. Но цель не была достигнута. Речь оказалась более политизирована и более конфликтна, чем предполагали ее авторы. Во время произнесения этой речи лицо Буша постепенно менялось — было заметно, что он приходил во все большее раздражение, как от текста собственной речи, так и от реакции зала. Очень многие вещи, которые он говорил, аудиторией воспринимались со скептицизмом.

Еще одна вещь стала понятна: Америка не готова перейти к более широкому международному сотрудничеству по вопросам Ирака и борьбы с терроризмом. Буш сказал, что США не нужна бумажка ООН, чтобы защищать национальные интересы Америки.

Главное, что хотел донести Буш до своих слушателей, что работа, которую начала его администрация по перестройке основ внешней и внутренней политики, — не закончена. Поэтому его администрация должна получить право проработать еще четыре года, чтобы эти дела закончить, потому что на переправе коней не меняют. Поэтому следует ожидать продолжения активной внешней политики США, ломающей старые стереотипы и стандарты международных законов. Американская политика будет оставаться односторонней и будет входить в конфликт с мнением традиционных международных институтов и центров силы.

Николай ЗЛОБИН — директор российских и азиатских программ Центра оборонной информации

Николай ЗЛОБИН. Washington ProFile
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ