Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Безопасное ядерное оружие Ирана?

21 сентября, 2009 - 19:35

Президент Сирии Башар Асад предостерег от удара по ядерным объектам Ирана. Башар Асад считает, что такая атака не только не принесет стабильности Ближнему Востоку, но и наоборот — создаст атмосферу напряженности на десятки лет. Коснувшись темы иранской ядерной угрозы, сирийский лидер отметил: «Вопрос заключается в том, против кого Иран использует атомную бомбу, если сумеет ее создать? Против Турции? Вряд ли. Против Израиля? Не думаю, ведь в самом Израиле и по соседству с ним живут миллионы арабов. Мне кажется, ядерным оружием стремятся владеть не для того, чтобы его использовать, а чтобы получить эффект сдерживания потенциального противника». При этом президент Асад подчеркнул, что Сирия не желает вести прямые переговоры с Израилем и заинтересована в посредничестве Турции.

То есть получается так, что фактически Асад подтвердил тот факт, что Иран готовится к получению ядерного оружия, но при этом успокаивает израильтян — не мешайте Ирану, ведь он все равно не будет вас бомбить. Но может ли исламский мир, арабский мир в частности, дать четкие гарантии того, что Иран не будет применять ядерное оружие? Если он не собирается этого делать, то возникает закономерный вопрос — зачем оно ему вообще нужно, а если собирается, то разве можно называть иранскую ядерную бомбу чуть ли не мирной?

Башар Асад также сделал предупреждение Израилю. «Нападение на Иран не приведет к стабильности на Ближнем Востоке, а наоборот — окончательно разрушит ее. Ситуация на Ближнем Востоке сейчас очень сложная. Любое неверное действие, и баланс будет нарушен окончательно. Нам потом придется восстанавливать его десятки лет». Хотя, разве попытка Ирана любой ценой заполучить для себя ядерное оружие не является нарушением баланса сил в ближневосточном регионе? Ведь суниты очень опасаются иранского ядерного оружия. Поэтому можно совершенно уверенно сказать, что ядерный Иран спровоцирует ядерную гонку на Ближнем Востоке. И все это может привести к ядерной Саудовской Аравии, Египту и даже Турции. И если это действительно случится, то возникнет абсолютно новая геополитическая ситуация, которая может полностью изменить правила игры в мире.

Вообще-то непонятно, почему Сирия выбрала такую странную позицию, вместо того чтобы поддержать инициативу Европейского Союза, допускающую использование Ираном атомной энергии в мирных целях. Но в то время, когда сирийский лидер сообщает о мирной иранской ядерной бомбе, сам Махмуд Ахмадинежад, выступая в тегеранском университете на пятничной молитве, посвященной антиизраильскому Дню солидарности с палестинцами, также известному как День Иерусалима, расставил все точки в своем отношении к Израилю. «Предпосылки создания сионистского режима ошибочны, — отметил Ахмадинежад, — это ложь, основанная на недоказанных и мифических претензиях. Борьба с сионистским режимом является национальным и религиозным долгом. Этот режим не может продолжаться долго. У него нет будущего. Его существование подошло к концу». Причем это выступление президента Ахмадинежада транслировалось в прямом эфире по государственному радио.

Вполне можно сказать, что это новое откровение президента Ирана Махмуда Ахмадинежада до боли напоминает его другой, более ранний лозунг — «стереть Израиль с карты мира». Ведь это все происходит в то время, когда президент США Барак Обама стремится отыскать новую парадигму мирного процесса в ближневосточном регионе, и демонстративные вызовы безопасности Израиля и его интересам являются также и прямыми вызовами новой политике американской администрации на Ближнем Востоке. Выглядит так, что вся политика Ахмадинежада должна стать инструментом для нейтрализации цели Обамы. Демократический диалог с Исламской Республикой Иран при таких обстоятельствах вряд ли может быть проведен, поскольку антиизраильские силы, находящиеся сегодня у власти в Иране, не заинтересованы в стабилизации ситуации в регионе, считая, что это уменьшило бы иранские влияния в арабском мире.

Пытаясь подобрать ключ к уничтожению Израильского государства и изо всех сил цепляясь за свою ядерную программу, Ахмадинежад фактически делает то, чего не смогли сделать операции израильского Моссада — он практически легализирует право Израиля на уничтожение иранских ядерных объектов. Ведь последнее зафиксированное заявление иранского лидера в который раз доказывает миру, что мирное сосуществование Израиля с агрессивным режимом иранских мулл сегодня просто невозможно.

Но в этом случае местный региональный конфликт между арабами и израильтянами может выйти за пределы локального и способен спровоцировать серьезное глобальное противостояние. До недавних президентских выборов в Иране существовала еще какая-то надежда на то, что иранцы не изберут снова религиозного фанатика, который ради реализации своих гипертрофированных амбиций способен поставить на кон судьбу своей страны. Но после завершения выборов (хотя их легитимность под вопросом) эта надежда исчезла. А остальной мир, не находящийся под прямой иранской угрозой, конечно не может ничего конкретно противопоставить Ахмадинежаду, кроме санкций, которые до сих пор постоянно доказывали свою неэффективность.

Если теоретически представить себе, что Израиль примет решение атаковать ядерные объекты Ирана, то подобная акция способна лишь притормозить продвижение иранцев к долгожданной цели на несколько лет. Однако если израильтяне реализуют подобный сценарий, то Иран ответит. При этом можно сделать предположение, что, скорее всего, на стороне Ирана будет не только Сирия, но даже Ирак. 75-миллионный Иран получит поддержку всего Ближнего Востока и арабского мира. Очевидно, что и США в подобном случае не останутся в стороне. Но развертывание подобного сценария способно стать началом запуска процесса, который может привести к критической дестабилизации положения Израиля и общему ослаблению американской экономики.

Кроме того, иранцы прекрасно понимают, что сегодня у израильтян нет такого значительного военного преимущества, какое у них было в 60 — 70-е годы. Ведь Вторая ливанская война и операция в Секторе Газа доказали неспособность Израиля искоренить исламских террористов из «Хезболлы» и ХАМАСа на этих территориях. Израильское руководство должно осознавать, что в иранском сценарии оно имеет дело с мусульманскими фанатиками, которым только на руку будет открытое противостояние с Израилем. В то же время становится очевидным, что введение еще более жестких санкций относительно Ирана и военная угроза ничего не способны решить. И что еще хуже, израильская операция в Иране может иметь катастрофические последствия для американских интересов. И не только в Ираке, Афганистане или Пакистане, а к этому нужно еще прибавить резкий скачок цен на нефть в мире, значительный рост исламского терроризма и перечеркивание надежды на достижение израильско-палестинского мирного соглашения.

Возможность того, что Иран способен создать ядерное оружие, абсолютно неприемлема для Израиля в то время, когда американская администрация не может повлиять на ситуацию, Европа ничего не делает, а Россия помогает Ирану. В результате, у Израиля не будет другого выбора, как взять на себя рискованную миссию. И после окончания переговоров и санкций, которые окажутся неэффективными, израильтяне могут начать действовать. Поэтому нельзя исключать вероятности того, что это произойдет уже в начале 2010 года.

Если тираническая иранская теократия открыто заявляет о своей решимости уничтожить Израиль, то вряд ли стоит пренебрежительно относиться к этим угрозам. Ведь президент США Барак Обама, который пока что является новичком в геополитике, наверное, до конца так и не осознает, что успокаивающего поведения его администрации явно недостаточно для того, чтобы примирить прошлые разногласия. Ведь конец игры может наступить в момент ядерной атаки Ирана на Израиль. Тогда Обама будет публично выражать свое возмущение, а в западной прессе появятся многочисленные правильные статьи о том, что израильтяне приняли на себя первый удар агрессии исламского ядерного фундаментализма. Но тогда уже будет слишком поздно.

Совершенно очевидно, что неотъемлемым правом любого государства является защита жизни своих граждан, их свободы и собственности. На протяжении долгих веков безгосударственности евреи были лишены подобных основных прав. И после ужаса Холокоста остатки еврейского народа из разных стран мира объединились для того, чтобы возобновить свое национальное существование в политической форме. Разве это преступление, что евреи отстаивают свое национальное существование в стране, из которой они возникли? Поэтому когда тираны воинственного ислама будут угрожать существованию Израиля, израильтяне не откажутся от своего права действовать с целью защиты, даже если это будет означать огромные разрушения для всех сторон конфликта.

Собственно, вопросов здесь остается много. Включая то, почему Россия выступает против любых санкций относительно Ирана? Но арабский мир, наконец, должен понять, что уже существует большая проблема с возможным выходом из-под контроля ядерного оружия в Пакистане. Так зачем еще создавать дополнительную проблему с ядерным оружием в Иране?

Виктор КАСПРУК, политолог
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ