Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Блицкриг Саакашвили,

или «Замыленные» вопросы грузинских выборов
14 января, 2008 - 18:53
ПРЕЗИДЕНТ ГРУЗИИ ПРАЗДНУЕТ ОЧЕРЕДНУЮ ПОБЕДУ / ФОТО РЕЙТЕР

Михаил Саакашвили стал победителем президентских выборов в Грузии. Оглашенные ЦИК официальные данные лишили последней надежды оппозицию, которая настаивала на повторном пересчете голосов. Главной неожиданностью стала победа Саакашвили в первом же туре. Ведь многие предсказывали необходимость проведения второго тура. Сейчас аналитики оценивают последние события и пытаются предугадать, что будет дальше.

ПЕРВЫЙ РАЗ...

Прошедшие выборы — примечательны во многих отношениях. Во-первых, они стали первым в новейшей истории Грузии волеизъявлением народа, исход которого никто не брался предсказать. Экс-президенты Гамсахурдия, Шеварднадзе, а позже Саакашвили приходили к руководству страной с ошеломительными результатами — более 90% голосов. Их кампании приобретали формальный характер, при котором отсутствовали элементы конкуренции. На этот раз ситуация выглядит иначе. Да, Саакашвили считался одним из основных претендентов на успех, но безоговорочно вручать ему лавры победителя никто не собирался.

Во-вторых, параллельно с выборами проводился плебисцит по двум вопросам: о вступлении Грузии в НАТО и о сроках парламентских выборов. Прежде такого не было.

Впечатляло и число наблюдателей — более трех тысяч человек. Среди них были представители ОБСЕ, ПАСЕ, Европарламента, СНГ, а также неправительственных организаций. Численность наблюдателей от Украины также смотрелась внушительно — более 50 экспертов. Такое количество иностранных экспертов Грузия видела первый раз.

И еще один важный факт: январские выборы породили больше вопросов, чем все предыдущие вместе взятые. Вопросов острых и актуальных, требующих четкого и незамедлительного ответа. В противном случае и без того накаленная ситуация может обостриться еще больше и выйти за рамки контроля.

НЕМЕЦКАЯ «БОМБА»

Самый большой вопрос возник по поводу справедливости выборов. Речь идет не только о подсчете голосов избирателей, но и о всей предвыборной кампании. Оппозиция поставила под сомнение демократичность процесса с самого начала. Сомнения переросли в критику, критика — в обвинения, обвинения — в жесткий протест. Страсти особенного накалились после того, как первые данные ЦИК известили о победе Саакашвили.

Действительно имела ли место фальсификация, и если да, то каких масштабов? На этот вопрос чрезвычайно сложно дать однозначный ответ. Сегодня критерием признания выборов свободными служит заключение международных наблюдателей. Эксперты из ОБСЕ, ПАСЕ, СНГ и других миссий заострили внимание на многочисленных нарушениях, но в целом признали грузинские выборы справедливыми. Хотя были и те, кого не устроил ход событий. Настоящей бомбой стало заявление немецкого дипломата Дитера Бодена. По его мнению, «в ходе подсчета голосов имело место грубая, небрежная и преднамеренная фальсификация». А герр Боден — не какой-нибудь рядовой чиновник, а руководитель долгосрочной наблюдательной миссии ОБСЕ. Поэтому его слова вызвали переполох. Власти начали оправдываться, оппозиция — требовать повторного подсчета голосов.

Позже за г-на Бодена попытался «отстреляться» представитель миссии ОБСЕ по вопросам отношения с СМИ Расто Кужел. Он заявил, что слова дипломата неправильно поняли, поскольку журналисты вырвали из контекста некоторые утверждения. «Мы по-прежнему придерживаемся позиции, выраженной в предварительном докладе: нарушения имели место, но массовой фальсификации не было», — подчеркнул Расто Кужел. Что бы там ни говорили, немецкий наблюдатель сказал свое веское слово, которое обратно не вернуть. Почему пошел Дитер Боден наперекор своим коллегам, известно только ему самому. Однако факт остается фактом: среди международных наблюдателей нет единства мнений.

Единство тем более отсутствует среди грузинских экспертов. Одни уверены в прозрачности и демократичности выборов. Другие — настроены более осторожно. «Победа Саакашвили в первом туре вряд ли поспособствует понижению накала страстей, — считает политолог Гия Нодия. — В обществе много вопросов и всегда найдутся силы, которые поставят под сомнение легитимность выборов. Поэтому возможно проведение второго тура было ты более выигрышным для всей Грузии».

ЕЩЕ ОДИН БЛИЦКРИГ

Так или иначе, уже совершенно ясно, что еще несколько лет во главе Грузии вновь будет стоять Михаил Саакашвили. Несомненно, что за это время властям придется противостоять многим трудностям. Если говорить о внутриполитических проблемах, с ними президент и его команда столкнутся в самом ближайшем будущем. Оппозиционные лидеры настроены очень решительно и намерены продолжить борьбу против Саакашвили. Значит, бой придется принять. Игнорировать оппозицию не получится. Она обладает внушительной силой, что доказали прошедшие выборы. Силовые методы и репрессии со стороны властей — скорее всего тоже исключены. Еще одного разгона демонстрации и закрытия СМИ Запад Саакашвили не простит. Поэтому очень важно, насколько сможет президент найти общий язык с оппонентами. Значительность этого вопроса прекрасно понимает сам Саакашвили, который уже предложил сотрудничество всем оппозиционным силам и согласился на формирование коалиционного правительства.

Эксперты предполагают, что задобрить оппозицию подобными жестами доброй воли не получится и она обязательно попробует отыграться. Это может произойти уже весной, на парламентских выборах. Победа также необходима правящей партии. Иначе может сложиться картина, когда президенту будет противостоять оппозиционный парламент. «В таком случае высока вероятность серьезного политического кризиса, — считает американский политолог Владимир Сокор. — Поэтому еще один блицкриг для Саакашвили и Кo чрезвычайно важен».

Помимо противостояния с оппозицией властям придется решать непростые экономические задачи. Ведь избиратель прекрасно помнит предвыборные обещания и кличи: «Победим бедность», «Создадим новые рабочие места» и др. Между тем, побеждать и создавать в незажиточной Грузии — нелегко. Несмотря на то, что в прошлом году экономический рост достиг 12—13%, простым людям от этого не стало лучше. Да и растущая инфляция, перевалившая за 10-процентный барьер, регулярно дает знать о себе.

ОТСТУПАТЬ НЕКУДА

На внешнеполитической арене работы тоже непочатый край, хотя там больше определенности. Совершенно очевидно, что Саакашвили не свернет с пути интеграции в НАТО и европейские структуры. Тем более в условиях появившегося у него мандата от населения Грузии. На плебисците, проведенном параллельно с выборами, 72,5% избирателей проголосовали за вступление в НАТО. «Это мощный рычаг для Саакашвили, — считает руководитель Фонда Сороса в Грузии Давид Дарчиашвили. — Если раньше некоторые силы спекулировали данным вопросом и ставили под сомнение согласие граждан Грузии на интеграцию в Северо-атлантический альянс, теперь с этим будет покончено».

По словам Саакашвили, он особое внимание уделит налаживанию отношений с Россией. На данным момент они испорчены до невозможности. Фактор северного соседа очень важен для Грузии. Понимая это, Михаил Саакашвили уже предложил российскому руководству забыть о всех конфликтах и начать отношения с чистого листа. Для доказательства серьезности намерений он пригласил на свою инаугурацию Владимира Путина. Кремль пока не дал ответа. Зато на комментарии не поскупились российские депутаты и политологи, которые в один голос заявили, что на данном этапе говорить о каком-либо улучшении отношений между странами — неоправданно. Примет ли Путин протянутую Саакашвили руку, станет известно 26 января. В этот день планируется провести инаугурацию президента Грузии.

И наконец, самый главный и трудный для Грузии вопрос — собирание грузинских земель. Ведь это было основным обещанием Саакашвили в начале своей карьеры. Несомненно, что президенту придется приложить уйму усилий для выполнения обещания. Отступать некуда, поскольку потерю Абхазии и Южной Осетии грузины Саакашвили никогда не простят.

Ираклий ХУЦИШВИЛИ, Тбилиси
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ