Недавно на открытии российско-немецкой выставки «Бронзовый век. Европа без границ» разгорелся скандал. Речь идет о культурном наследии Германии, которое после Второй мировой войны россияне незаконным путем вывезли из страны. Особенно ценными являются экспонаты из «золота Трои», так называемого «сокровища Приама», найденного немецким предпринимателем и археологом-любителем Генрихом Шлиманом в 1873 году при раскопках древней Трои. Ныне они выставлены в Эрмитаже. Выставку должны были посетить Ангела Меркель и Владимир Путин. Но, как объяснил представитель Меркель Штеффен Зайберт, «канцлер не хотела посещать выставку, не имея возможности изложить позицию Германии относительно необходимости взаимного возвращения Россией и Германией «трофейного» искусства, которое принадлежало им до Второй мировой войны».
Именно немецкая пресса затронула этот острый вопрос, ввиду того, что по Гаагской конвенции Россия должна была бы вернуть Германии триста тысяч произведений искусства и два миллиона книг. К дискуссии приобщилась и специальный корреспондент немецкой газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung (FAZ) в Москве, которая специализируется на темах культуры, Керстин Хольм. Интересным является тот факт, что осенью этого года ее корпункт в Москве должны закрыть. По экономическим причинам. Аналогичные сокращения немецких корреспондентов в России происходят в изданиях Die Zeit, Suddeutsche Zeitung, Die Welt. Насколько присутствует здесь политическая составляющая? Какова судьба украденного «трофейного искусства»? Какой предстает Россия в глазах немцев? Об этом — читайте в эксклюзивном интервью с журналисткой FAZ и автором трех книг Керстин ХОЛЬМ.
— В своей статье «Короткая борьба за золото Трои», которая связана со спором между Германией и Россией вокруг выставки «Бронзовый век. Европа без границ» в Эрмитаже, вы употребили высказывание «темные тучи над немецко-российскими отношениями». Как вы считаете, действительно ли между Германией и Россией может разгореться конфликт из-за украденного «трофейного искусства»?
— У нас с Россией в действительности тлеет конфликт из-за трофейного искусства. Немецкая сторона считает, что Россия де-юре должна вернуть перевезенные ценности. Но Россия считает, что эти ценности — правомерная компенсация собственных потерь от немцев. Однако, я очень рада, что, несмотря на это, наши музейщики уже много лет доверчиво сотрудничают и смогли устроить такую замечательную выставку, да еще и показ! Забота и любовь к искусству — это наша задача. Претензии на собственность в первую очередь должны опираться на такие заслуги, все остальное — второстепенное.
— О судьбе «Балдинской коллекции» вы пишете в своей книге «Рубенс в Сибири». Она была передана Московскому архитектурному музею, а с 1991 года временно сохранялась в Эрмитаже. Министерство культуры РФ 5 лет назад предложило передать коллекцию в галерею «Kunsthalle», но она доныне находится в России. Как считаете, какие на то причины? Вернутся ли эти шедевры в Германию?
— Да, к сожалению, «Балдинская коллекция» сейчас находится в Москве в банковском сейфе. Это губительно для произведений искусства — как гроб. Их возвращение в Бремен было обещано не раз, ведь эту коллекцию забрали «частным» путем, то есть мародерством. И российский закон о перевезенных произведениях искусства на нее не распространяется. То, что в отношении этого вопроса не происходит никаких изменений, я объясняю неумением наших государств договариваться о «цене» возвращения этих произведений, то есть политическим климатом.
— Около 20 лет вам пришлось работать в Москве специальным корреспондентом Frankfurter Allgemeine Zeitung. Ныне ваш корпункт закрыли, количество немецких корреспондентов в России сокращается. Аналогичная ситуация в изданиях Die Zeit, Suddeutsche Zeitung, Die Welt. С чем это связано? Как считаете, это повлияет на осведомленность немцев о событиях в России?
— Да, закрывается мой корпункт о культуре, но не весь корпункт в России. Это связано с дорогой жизнью в Москве и потерей доходов из-за рекламы печатных СМИ. Меня это очень тревожит. Приближается отчуждение Германии и России, потому что политически мы развиваемся в разные стороны. Из России нам поступают по большей части плохие новости. Немцы устали от этого. Я считаю, что это очень важно.
— Вы приравняли себя к Вергилию, который хочет провести читателя через разные эпохи российской истории. «Энеидой» по истории становления российского «нефтегазового капитализма с чекистским лицом» стала ваша книга «Власть и музы Москвы. За российскими фасадами». Что служило для вас источниками информации? Какие возникали трудности во время написания книги?
— Моя последняя книга «Власть и музы Москвы» была написана по жизненным дорогам. И в диалоге с четырьмя героями: писателем Владимиром Сорокиным, композитором и руководителем Центра современной музыки при Московской консерватории Владимиром Тарнопольским, «антикомпозитором» и философом Владимиром Мартыновым и поэтессой Алиной Витухновской. Трудностей у меня не возникало, я только мучила своих героев, постоянно что-то переспрашивая, уточняя... свою задачу я увидела в том, чтобы описывать и переживать по-настоящему важные стороны 90-х и 2000-х годов, как их описали и переживали мои герои — культурные деятели. Я считаю это итогом эпохи, о котором не говорят, не исследуют.
— Какой для вас открылась Россия в течение двадцатилетия проживания в этой стране?
— Очень масштабный вопрос. Я страшный русофил, это рационально трудно объяснить. Я чувствую загруженность русской жизни «полноценно». Уважаю русских, которые, несмотря ни на что, учат студентов, лечат больных, воспитывают детей. Они выдерживают многое. Это мало кто оценивает, поэтому оценивать должна я.
— Что, по вашему мнению, должен сделать Запад, чтобы способствовать демократической трансформации России?
— Мне кажется, что Запад ныне не может сделать много. Но считаю, что мы, западные люди, должны честно говорить о проблемах в России, называть вещи своими именами. Потому что в России это часто невозможно.
— Какой, с вашей точки зрения, предстает Украина в медиапространстве Германии? Какой информации не хватает?
— Я не специалист по немецким СМИ, но образ Украины еще более карикатурен, чем образ России. Но кому нужна более полная информация об Украине, тот ее найдет. А если будет более серьезная информация о стране (кроме Тимошенко или Януковича) — будет еще лучше!