Вот и дождались. Путин официально не вступил в должность, а уже начались действия против всех тех, кто против. Неслучайно выступление панк-группы Pussy Riot (Бунтующая киска) в храме Христа Спасителя в Москве, вызвавшее волну разноречивых откликов, плавно перешло в обвинения журналистов и бывшего военного обозревателя «Новой газеты» Аркадия Бабченко. Интересно, что девушек из Pussy Riot и журналиста обвиняют по сходным статьям. Добавим к этому лживый фильм «Анатомия протеста», показанный по НТВ. В нем участников протестных акций обвинили в получении денег за выход на площади. Фактически прямо говорится, что это деньги из государственного департамента. Доказательством является то, что американские дипломаты были замечены на площади, наблюдающими за участниками митингов. А если российские дипломаты будут замечены в Zuccotti Park, где будут наблюдать за движением Occupy Wall Street, то, по логике авторов фильма, все протестующие в Нью-Йорке и других американских городах сплошь получат деньги от Кремля. Авторы делают вид, что не понимают, в чем состоят профессиональные обязанности дипломатов. Прекрасно понимают, но сознательно лгут.
Наверное, если бы в песнях Pussy Riot не просили Богородицу избавить от Путина, а наоборот, славили национального лидера на все лады, то участниц панк-группы просто пожурили бы, не более того. А вот если о Путине, да еще в таком негативном ключе, то меньше чем на разжигание межрелигиозной розни никак не тянет.
Против Аркадия Бабченко ополчился член Общественной палаты Борис Якеменко, брат главы Росмолодежи Василия Якеменко. Этот общественный деятель 2 марта подал в прокуратуру запрос по поводу поста Бабченко «Пара мыслей о тактике в марте», в котором говорилось о необходимости наращивать протест и устраивать майдан в центре Москвы.
Несмотря на спад протестного движения в виде митингов и демонстраций российская власть нервничает все больше. Все три рассмотренных события связывает именно это обстоятельство. В развитие дела Pussy Riot патриархия Русской православной церкви потребовала привлечь журналистов, освещавших панк-молебен Pussy Riot в храме Христа Спасителя, а также всех, кто способствует распространению «оскорбительной информации», к уголовной ответственности. В письме, направленном представителями «инициативной группы» в Генеральную прокуратуру России, говорится, что круг лиц, спланировавших и осуществивших акцию, «намного шире, чем пять участниц группы». «Очевидно, что корреспонденты центральных газет, например «Новой газеты», не случайно оказались в ХХС (храме Христа Спасителя. — Авт.) во время кощунственной акции». Также патриархия просит привлечь к ответственности тех, кто фотографировал акцию, нес аппаратуру и брал интервью у участниц группы. Как сообщают Грани.Ру, в воскресенье настоятели московских храмов должны были зачитать прихожанам текст обращения. После этого каждый настоятель должен собственноручно обращение подписать и отправить его в Генпрокуратуру, а копию — в патриархию. По информации этого интернет-издания, ряд священников отказался зачитывать обращение. Так что организация запугивания охватывает и тех, кто выполняет свои профессиональные обязанности.
На Аркадия Бабченко натравили Бориса Якеменко. И проблема не в том, что он предлагал использовать снегоход для прорыва цепей ОМОН, а в поддержке предложения организовать майдан в центре Москвы. Это патологический страх власти перед повторением событий, происходивших в Киеве в 2004 году. И страх этот — не без оснований. Активисты сети «РосАгит» объявили о раздаче палаток на Пушкинской площади. Организатора акции Вадима Коровина задержали сразу же по приезде, автомобиль с палатками эвакуировали, груз изъяли. А если нельзя протестовать мирно, то как, по Якеменко, можно? Никак.
Русская православная церковь вовсю эксплуатирует так называемое оскорбление чувств верующих. Девушки из панк-группы оказались в весьма достойной компании с графом Львом Толстым. Его ведь тоже отлучили от церкви, мягко говоря, за неуважение. Но великий писатель как раз верующих уважал, сам был глубоко верующим человеком. Он не уважал продажных и лицемерных отцов церкви.
Ничего оскорбляющего верующих и тем более разжигания религиозной вражды в действиях Pussy Riot в храме Христа Спасителя не было. Как сказал в эфире радиостанции «Эхо Москвы» известный юрист Михаил Барщевский, акция Pussy Riot тянет, в крайнем случае, на мелкое хулиганство. Но руководство церкви нагнетает напряженность, мобилизуя православную общественность на требование сурового наказания. При этом сознательно подменяются понятия оскорбления верующих и протестом против церковных патриархов.
Характерно, что поступок девушек из Pussy Riot вызвал противоречивые отклики и призывы как среди служителей церкви, так и среди прихожан. Несколько тысяч верующих потребовали освобождения арестованных участниц панк-группы. Протодиакон Андрей Кураев также высказался против преследований участниц Pussy Riot.
Но, судя по всему, руководство Русской православной церкви во главе с патриархом Кириллом заняло жесткую позицию и привлекло к осуждению Pussy Riot другие конфессии, наверное, не без участия власти. В частности, Межрелигиозный совет России принял заявление, в котором не только осуждался поступок девушек, но и светскую власть поддержали в репрессиях. «Отрадно видеть, что государственная власть проявила должное внимание случившемуся и проводит необходимые действия по расследованию инцидента. Считаем правильным осуждение этого преступления как направленного на раскол общества, разжигающего рознь между верующими и неверующими людьми. Убеждены: необходимо изобличить всех организаторов, соучастников и возможных заказчиков упомянутого деяния». Не отстает и профессура Московской духовной академии. Она не согласилась с позицией протодиакона Андрея Кураева по поводу панк-молебна Pussy Riot. На заседании ученого совета Духовной академии профессорско-преподавательский состав выразил мнение, что акция Pussy Riot «является кощунством и попранием чувств верующих христиан», а оценка выступления девушек Андреем Кураевым была «поспешной».
Столь жесткую позицию верхи Русской православной церкви занимают по нескольким причинам. Во-первых, их крайне беспокоит прогрессирующая секуляризация общества. Процесс этот идет во многих странах Европы и США. Католическая церковь заняла прагматическую позицию и пытается учесть общественные тенденции. Русская православная церковь, наоборот, требует, чтобы общество подстраивалось под нее. Поэтому любые формы протеста, затрагивающие церковь прямо или косвенно, встречают крайне жесткую реакцию церковных лидеров. Во-вторых, руководство Русской православной церкви всегда действовало в унисон с властью. Соответственно, нападки на Путина, да еще в храме, по определению заставляют церковные верхи требовать самых суровых мер. Дабы не быть заподозренными в мягкотелости.
Российская власть не в первый раз использует Русскую православную церковь как авангард борьбы со своими оппонентами. Похоже, что так будет и на этот раз, так как в собственных средствах испытывается некоторый дефицит. Разгоны, дутые уголовные преследования. Придумать что-то новое сложно, а вот на некоторое время оказаться на втором плане — дело подходящее.
Но у Русской православной церкви есть и свой интерес. Она-то поможет светской власти, но не бескорыстно. Взамен потребует усиления своего влияния в обществе, в первую очередь в школьном образовании, и усиления так называемого морального контроля. В своем страхе перед оппонентами светская российская власть не понимает, как опасно, в первую очередь для нее самой, усиление клерикализма в обществе. Похоже, что страх майдана в Москве затмил разум российским власть имущим. Но страх не помогает, а мешает нормальному процессу управления государством. Неужели в Кремле этого не понимают? Похоже, что именно так.
КСТАТИ
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл впервые открыто прокомментировал акцию группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя. Он убежден, что людям, использующим в качестве демонстрации своих взглядов кощунственные действия или изощренные интеллектуальные аргументы, главным христианским ответом является молитва. По мнению Кирилла, нередко людей, одержимых темной силой, трудно переспорить в открытой и честной дискуссии. Такие понятия, «как любовь, патриотизм, честность, жертвенность, чистота телесная и душевная, самоограничение», подчас непонятны людям, кто «живет в другой системе, где все перечисленное не является никакой ценностью». По мнению патриарха, это происходит потому, что «дьявол проникает внутрь человека, воздействуя на человеческие инстинкты, снимая всякие нравственные табу».
А вот представитель Московской Хельсинской группы Валерий Никольский, говоря о реакции на действия Pussy Riot, в интервью «Радио Свобода» привел такой пример: «На въезде в Псков стоит церковь Святого Местночтимого Николая Люпятовского, который встретил Ивана Грозного на въезде в город (будучи уже известным юродивым) и поднес ему кусок сырого мяса. История не сохранила дословно этот диалог, но сказано было примерно следующее: «Одичал ты, царь. Что-то на людей бросаться стал. Возьми кусок этот и съешь его, но не пей крови людской». Настолько это подействовало на помазанника Божия, что Грозный простоял два дня под Псковом, потом ушел и вернулся гораздо позже, чтобы разгромить город».