Благодаря скоординированным усилиям, в частности Германии, Польши, Франции и США, наконец, произошли необратимые изменения в Украине. Президент Виктор Янукович сбежал из Киева, а парламент проголосовал за назначение новых выборов в мае.
Но эти государства должны еще сделать срочную работу. Украина может опуститься в хаос или встать на путь новой демократической стабильности. Европейские государства и Соединенные Штаты должны предложить стране всю возможную поддержку, чтобы двигаться в этом направлении.
Первым и наиболее актуальным шагом со стороны западных лидеров должно стать отправление недвусмысленного сигнала в Москву, что любая поддержка со стороны России для южных и восточных регионах Украины, чтобы оторвать их от остальной страны будет жестко критиковаться и приведет к пересмотру отношений с Россией на всех уровнях.
Параллельно они должны убедиться, что их собственные ресурсы, а также ресурсы учреждений Европейского Союза в Брюсселе доступны для политических лидеров в Киеве, чтобы помочь им в их переходе к новому режиму.
Более того, кризис в Украине не только политический: без поддержки стране угрожает экономический дефолт. Она полагалась на помощь России, и теперь европейцы и американцы должны быстро работать с Международным валютным фондом, чтобы обеспечить финансовую жизнеспособность Киева, и подготовить долгосрочные программы экономической помощи; если это необходимо, они также должны быть готовы самостоятельно предоставить прямую срочную помощь и прибегнуть к таким шагам, которые обеспечат большую помощь силам, которые преданы изменениям в Украине.
Кроме того, в течение первых дней и недель Запад должен помочь Украине решить справиться с двумя большими политическими рисками. Один из них - неизбежная попытка подорвать наведение порядка в стране. Протестное движение, которое началось в ноябре прошлого года на центральном Майдане Незалежности в Киеве, победило. Но весьма возможно, что силы, которые поддерживали бывший режим, особенно на востоке и юге страны, не захотят принять новый порядок.
И возникает вопрос, готов ли Кремль принять потерю влияния в Украине. У господина Путина были большие надежды сделать Украину ключевым союзником в задуманном им Евразийском союзе. Он может решить, что господин Янукович был очень ненадежным союзником, но это не значит, что он примет революцию против него.
Второй риск заключается в том, что новый режим может быть подобен тому, который был установлен после Оранжевой революции в 2004 году: годы болезненной безысходности, политических институтов, блокирующие друг друга, постоянные ссоры и отсутствие четкого разделения между политической и экономической власти.
В первую очередь именно украинский народ должен поставить все еще молодую страну на новый путь. Последние недели многие люди продемонстрировали невероятную смелость. Но после Януковича Украина еще будет хрупким государством со слабыми институтами.
С момента провозглашения независимости после распада Советского Союза в 1991 году, Украина некомфортно чувствовала себя между Европейским Союзом и Россией. Несмотря на определенный прогресс, она не смогла построить стабильные и надежные институты. Вот почему многие в стране возлагали свои надежды на Европейский Союз; украинцы увидели, что их соседи, которые присоединились к ЕС - Венгрия, Польша, Румыния, Словакия - жили очень хорошо. Это евросообщество предложило в прошлом году «ассоциацию», которая не включает в себя обещание членства, а лишь соглашение о свободной торговле.
Поскольку предложение было настолько слабым, то это открыло возможности Путину, чтобы его саботировать и Янукович отказался от него. Ныне Евросоюз должен выйти с более выгодным предложением - не просто ассоциации, а членства.
Это развяжет новую динамику. Это придаст смелость новому руководству в Киеве, а также даст им достаточно полномочий, чтобы провести болезненные, но необходимые экономические и государственные реформы. Нужно начать процесс трансформации. Тогда начнут поступать срочно необходимые иностранные инвестиции. Соответственно это будет сигналом для всей страны, что лучшее будущее возможно.
Ключ к этому подходу лежит в Берлине. В 1990-х годах это был канцлер Гельмут Коль, наставник Ангелы Меркель, который протолкнул расширение Европейского Союза с включением бывших членов советского блока, как способ, чтобы стабилизировать восточное соседство Германии.
Его преемник и предшественник госпожи Меркель, Герхард Шредер продолжал идти по этому пути. Но госпожа Меркель, которая состоит в должности с 2005 года, до сих пор не желает следовать им. Опасаясь сопротивления России и не желая проводить более активную внешнюю политику, Берлин в последние годы не выражал желания играть ведущую роль в Восточной Европе.
Госпожа Меркель теперь должна проявить мужество и стратегическую компетентность. Если Восточная Европа станет неустойчивой, то Германия также будет поражена и достаточно сильно. Только у Берлина есть необходимый вес и связи, чтобы посадить всех ключевых игроков за стол, чтобы существенные изменения стали возможными.
Рассматриваясь многими как ведущее государство Евросоюза, Германия может привлечь к столу Францию, которая является необходимым условием для выработки в евросообществе совсем нового подхода к Украине. Кроме того, Берлин со своими тесными экономическими связями с Москвой способен поддерживать отношения Запада с Москвой в нужном русле. И Берлин имеет достаточное влияние в Вашингтоне, чтобы выработать общую трансатлантическую стратегию.
Последние недели и дни в Украине показали, как быстро все может ухудшиться в Восточной Европе. Германия и Европейский Союз должны значительно активизировать свое участие и быть готовыми идти на больший риск. Если Берлин не возьмет на себя инициативу, то никто другой не сделает этого.
The International New York Times 24 февраля 2014 г.