Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Двойная цель КНДР,

или Очередное испытание США на прочность
15 июня, 2009 - 21:01

Арест и осуждение властями КНДР на 12 лет двух американских журналисток корейского происхождения и очередной ядерный демарш режима Ким Чен Ира стали еще одним испытанием лидирующей роли Соединенных Штатов в глобальной мировой политике. Выглядит так, что КНДР не способна сдержать даже новая резолюция Совета Безопасности ООН, которая вводит новые и усиливает старые санкции против Пхеньяна в связи с проведенными недавно Северной Кореей ядерными испытаниями.

Северокорейский лидер борется с таким рвением за место в ядерном клубе, чтобы таким образом, с позиции силы, требовать вывода американских войск из Южной Кореи. КНДР не способна отказаться от своих амбиций воссоединения полуострова под ее господством, подобно тому, как в свое время Вьетнам был воссоединен под контролем Ханоя.

Периодически повторяя ядерные испытания, КНДР стремится сделать свою программу разработки ядерного оружия свершившимся фактом. Ким Чен Ир считает, что получение допуска к ядерному клубу является единственной гарантией сохранения режима, пребывающего в состоянии экономического упадка, на фоне мощной экономики и процветания в Южной Корее. Похоже, что в его понимании ядерное оружие — это билет на выживание. Однако, как считают южнокорейские аналитики, учитывая игнорирование критики ООН и провокационное поведение правительства Северной Кореи, власти этой страны готовят еще одно ядерное испытание.

В то же время специальный представитель США по вопросам Северной Кореи Стивен Босворт заявлял, что США сделают все возможное, чтобы защитить себя и союзников, однако у американских властей нет планов относительно вторжения в Северную Корею или свержения коммунистического правительства страны. Похоже на то, что открытость президента США Барака Обамы во внешней политике дала в случае с КНДР серьезный ощутимый сбой. Ведь на примере с Пхеньяном американская администрация столкнулась с нестандартной ситуацией, которую невозможно решить ни силой, ни политическими переговорными методами. В связи с этим можно сказать, что северокорейский ядерный вопрос довольно уникален по сравнению с иранской ядерной программой. Потому что Пхеньян имеет двойную цель и задачи.

В этом смысле безопасность и политические цели отходят на второй план, выдвигая на первый важность «выбивания» непрерывной экономической помощи со стороны внешнего мира. Иными словами, северокорейская ядерная программа предназначена не только для создания мощного военного потенциала, но и преследует цель хоть как-то удержать на плаву экономику КНДР, пребывающую в катастрофическом состоянии. Ядерный шантаж необходим Ким Чен Иру в качестве рычага для поступления непрерывной иностранной помощи.

Очевидно, что Пхеньян считает, что активизация его экономики, постоянно находящейся в стадии стагнации, напрямую зависит от успешного развития ядерного потенциала КНДР. С точки зрения северокорейского руководства, нет ничего более эффективного, чем «ядерная карточка», способная принести Северной Корее максимум международного внимания и возможные крупные объемы экономической помощи. А поскольку экономика КНДР недееспособна и требует постоянного потока внешней помощи, окружение Ким Чен Ира опасается, что если они примут окончательное решение относительно своих ядерных программ, то такое соглашение может отключить эту помощь. Таким образом можно объяснить, почему агрессивность КНДР и нежелание отказываться от ядерной программы, которое со стороны кажется бессмысленным, для Пхеньяна выглядит как долгосрочная стратегическая выгода.

И здесь возникает закономерный вопрос — какие рычаги должны задействовать США, чтобы остановить ядерную программу Северной Кореи? Ведь как справедливо отмечают американские эксперты, в этой резолюции СБ ООН «отсутствуют зубы». Потому что если вчитаться в нее внимательнее, то она не очень-то и отличается от всех других требований международной общественности, направленных в последние годы на то, чтобы КНДР отказалась от своих ядерных амбиций, а те миллиарды долларов, которые она расходует на ядерное оружие и баллистические ракеты, направила на продукты питания для своего народа и «ремонт» неэффективной архаичной экономической системы. Возможно, только за исключением возможности осмотра судов (в том числе — в открытом море), хотя только с ведома того государства, под флагом которого это судно ходит.

В КНДР понимают, что Америка в этом случае вряд ли примет решение применять силу, а во время переговоров у самого режима Ким Чен Ира появляются рычаги давления на США. Поскольку Пхеньян обязательно попытается связать любое мирное разрешение конфликта с судьбой американских журналисток, сотрудниц калифорнийского телеканала Current TV Юны Ли и Лоры Лин. То, что такой шантаж судьбой журналисток будет задействован, подчеркивает и тот факт, что в качестве жеста «доброй воли» Юне Ли и Лоре Лин разрешили сделать беспрецедентные звонки домой с места предварительного заключения. Этим диктаторский режим будто бы дает позитивный сигнал Вашингтону, что он готов к торгу и готов их отпустить, но вопрос будет заключаться только в цене подобного решения.

В конечном итоге компенсацией за освобождение журналисток могут стать продовольственные и топливные требования или даже требование визита в Пхеньян специального посланника США с извинением в руке. Хотя, как подчеркнул глава Национальной разведывательной службы США Деннис Блер, в условиях возможной смены власти в КНДР ситуация может выйти из-под контроля и будет иметь опасные последствия.

Показательной в этом смысле является позиция патронов Северной Кореи — Китая и России. И хотя они поддержали резолюцию СБ ООН, однако малоэффективным может показаться внедрение механизмов замораживания финансовых активов или ресурсов, которые могли бы быть привлечены КНДР для ядерных и ракетных программ. А если же говорить о запрете финансовой поддержки, которая может помочь таким программам, и о заключении новых соглашений с Пхеньяном, то здесь просто возникает сомнение относительно того, что Китай способен отказаться от помощи КНДР. Ведь на сегодня он является фактически единственным реальным ее союзником и на 80% источником помощи, которую получают северные корейцы в виде продовольствия, топлива и удобрений. Кроме того, можно не сомневаться, что Китай и Россия также продолжат продавать запчасти для северокорейских вооруженных сил, невзирая на то, что за последние годы эти поставки значительно сократились в результате неуплаты за них КНДР.

Несмотря на то, что сегодня Северная Корея изолирована, не имеет ни ресурсов, ни новых технологий и при этом проигрывает информационную войну, она способна спровоцировать широкомасштабный региональный конфликт. Но, несмотря на примитивные схемы шантажа, которые постоянно применяет Пхеньян, до сих пор ему удавалось доказывать их эффективность в противостоянии с США. Ведь как показывает весь предыдущий опыт, ни ООН, ни Америка переговорными методами не способны сдерживать агрессию КНДР. А силовые методы со стороны США будут задействованы только в крайнем случае. Таким образом, можно сказать, что Северная Корея в который раз испытает США на прочность, и стандартные средства в этом случае уже не срабатывают. Возможно, когда в свое время бывший президент США Джордж Буш решил устранить иракского диктатора Саддама Хусейна, он совершил ошибку, потому что диктатура Ким Чен Ира куда более опасна?

Однако сейчас в США начали звучать голоса критиков международной политики президента Барака Обамы. Ведь американцы хорошо помнят, что он во время избирательной кампании обещал восстановить лидерство США в мире. Однако политика отступления от традиционных американских позиций в Иране, на Ближнем Востоке и в Северной Корее многими в этих регионах воспринимается не только как политическая слабость Барака Обамы, но и как уступки Америки на международной арене. Попытка президента Обамы нравиться всем только приводит к неправильному пониманию сегодняшней роли США в мировом геополитическом контексте.

Поскольку нельзя превращать концепцию стратегического диалога в теорию уступок, не стоит заменять традиционную политику «кнута и пряника» относительно недоброжелателей на попытки задабривания своих политических противников, которые всегда будут воспринимать ее как признак слабости и пытаться ее использовать против самой же сверхдержавы. Собственно теперешнее противостояние США с северокорейским режимом является тем геополитическим тестом, который способен прояснить, способна ли новая международная политика администрации президента Барака Обамы, которая пока себя не оправдывала, быть переформированной для действенного отпора диктаторским режимам по всему миру.

Виктор КАСПРУК, политолог
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ