Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Единое американское пространство»

Какие риски несет свободная торговля?
6 июля, 2004 - 00:00


В мае этого года США и пять стран Центральной Америки (Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас и Никарагуа) подписали соглашение о свободной торговле CAFTA — Central American Free Trade Agreement. Правительства этих государств убеждены, что такой формат сотрудничества позволит улучшить торгово- экономические отношения. В то же время многие эксперты прогнозируют противоположный эффект «единого американского пространства». В Центральноамериканских государствах опасаются неспособности конкурировать с товарами Соединенных Штатах. В свою очередь в Вашингтоне утверждают, что новое соглашение ставит в невыгодное положение американских рабочих, испытывающих серьезную конкуренцию со стороны своих малооплачиваемых коллег из стран Центральной Америки.

Смерть Рональда Рейгана заставила многих людей еще раз столкнуться с наследием жестоких войн двадцатилетней давности в странах Центральной Америки, таких как Гватемала, Сальвадор и Никарагуа. То, что за этим действительно стоит кровавая история этого региона, похоже, подтверждается недавним подписанием «Центральноамериканского соглашения о свободной торговле (CAFTA) + США».

Символичность этого договора сулит очень многое, и не менее важной представляется идея, что гражданские войны и вмешательство США могут остаться в прошлом. Но условия договора не дают оснований для оправдания надежд региона, все еще оправляющегося от экономического краха, вызванного этими войнами. Вопросом первостепенной важности для CAFTA является степень либерализации экономики стран Центральной Америки. Но еще более важный вопрос заключается в том, приведет ли подписание соглашения к оздоровлению экономик этих стран. Хотя CAFTA является хорошей возможностью для расширения доступа продукции стран региона на рынок США, остается неясным, приведут ли новые правила к усилению или ослаблению центральноамериканских производителей.

По условиям CAFTA, 80% экспорта США не подлежат обложению таможенными пошлинами с момента ратификации соглашения и обусловленные договором тарифы будут действительны на протяжении 15 лет. До недавних пор регион сохранял активный торговый баланс с США, но по мере либерализации торговли страны региона увеличат импорт более доступных американских товаров, что приведет к дефициту торгового баланса. Достаточно посмотреть на торговый баланс Мексики с США со времени вступления в силу Североамериканского соглашения о свободной торговле (NAFTA). С 1995 по 2002 год годовой торговый дефицит Мексики с США достиг 1 миллиарда долларов.

Более того, торговля сельскохозяйственной продукцией принесет больше выгоды американским экспортерам, нежели фермерам в странах Центральной Америки. США, например, согласились на импорт сахара в размере 1% объема всего рынка США. Эта цифра может вырасти всего до 1,4% на протяжении последующих 15 лет.

В тоже самое время, соглашение упраздняет большинство таможенных тарифов на импорт таких товаров, как рис, кукуруза или молочные продукты. Это заставит мелких и средних производителей повышать конкурентоспособность выпускаемой продукции, но им придется делать это в неравных условиях.

В отличие от своих коллег в США, центральноамериканские производители не имеют достаточного доступа к капиталу и технологиям, необходимым для расширения производства и внедрения технологических новшеств. Таким образом, вместо того, чтобы способствовать повышению конкурентоспособности центральноамериканских производителей, соглашение, скорее, приведет к потере рабочих мест и разорению мелких и средних предприятий в Центральной Америке. Основанием для такого прогноза может служить ситуация с мексиканскими фермерами после подписания NAFTA.

Центральноамериканские текстильные изделия также пострадают от CAFTA. Лоббисты текстильной промышленности США настояли на том, чтобы трикотажные ткани, которые экспортируются на север, производились в Центральной Америке. Проблема заключается в том, что страны Центральной Америки сами импортируют трикотажные ткани из третьих стран.

И, наконец, CAFTA не способствует решению проблем труда и занятости. В соглашении только говорится, что права трудящихся должны уважаться, и подчеркивается, что стороны «не будут препятствовать эффективному выполнению своего трудового законодательства посредством непрерывных или периодических действий или бездействия, в манере, негативно влияющей на торговлю между Сторонами договора». В регионе со слабым правоприменением и практическим отсутствием механизмов для корректировки и исправления существующего положения, защита, ограничивающаяся соблюдением господствующих трудовых норм, равнозначна полному отсутствию защиты.

Так почему же лидеры стран Центральной Америки подписали это соглашение? В экономике стран региона не наблюдалось значительного роста в течение последних пяти лет (также, на протяжении последних 20 лет показатель экономического роста не превышал 5% в год). В отчаянном стремлении к улучшению положения, лидеры этих стран не имели ни богатого выбора, ни достаточно времени для рассмотрения других возможностей. Вместо того, чтобы творчески подойти к решению этой проблемы, они оказались под влиянием неолиберальных идей, закрывших им глаза на другие возможности. Но альтернативы существуют.

Денежные переводы от эмигрантов являются самой серьезной из них. Около 7 миллиардов долларов поступило в регион в виде денежных переводов, однако до сих пор не существует единой экономической политики, которая ставила бы целью использование потенциала развития этого щедрого дара. Темп роста денежных переводов обычно составляет более 15 % в год, и сохранится на том же уровне в будущем. Даже в хорошие годы подобные темпы роста торговли с США едва ли возможны. Руководители стран Центральной Америки могут провести небольшие банковские реформы, чтобы предложить эмигрантам стимул делать сбережения и инвестировать в отечественный рынок. Вместо этого, все их внимание захвачено неопределенными перспективами CAFTA.

Что произойдет в будущем неизвестно. Согласно прогнозам Экономической комиссии по Латинской Америке и странам Карибского бассейна выполнение CAFTA добавит 0,5 процентных точек к темпам годового роста ВВП в регионе. Это хорошие новости. Но вопрос заключается в том, сохранятся ли такие темпы роста на протяжении десяти лет или же пойдут на спад уже в скором будущем, предлагая, таким образом, быстрое, но временное улучшение.

Независимо от перспектив CAFTA, окончательное решение по этому вопросу все еще не принято, и, по крайней мере, это открывает возможность для новых дискуссий. Возможно, наилучшей новостью для CAFTA является тот факт, что Конгресс США не желает рассматривать вопрос ратификации соглашения в год президентских выборов.

Мануэль ОРОЗКО — старший научный сотрудник Института по изучению международной миграции Джорджтаунского университета

Мануэль ОРОЗКО. Проект Синдикат для «Дня»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ