После Олимпийских игр 1992 года «эффектом Барселоны», которая в том году стала местом проведения основных спортивных соревнований мира, начали называть невероятный экономический подъем, который в результате принятия на своей территории спортивных событий мирового масштаба переживает страна-хозяйка благодаря увеличению потока туристов и улучшению внутренней инфраструктуры. Хоть столица Каталонии по окончании игр и получила дефицит бюджета размером в 1,4 млрд.долл., из довольно отсталого экономически региона Испании, каким Барселона была в 1980-х годах, она превратилась в одно из самых любимых туристических мест мира, а суммарный экономический эффект составил 16 млрд. долл. при общих расходах в 9,4 млрд. долл.
Хоть европервенство континента по футболу и уступает Олимпийским играм по масштабу, для Украины и Польши Евро-2012 обещает стать не менее важным по значению, а возможно, и по экономическому эффекту спортивным событием ближайшего будущего. Уже три года Украина «живет» подготовкой к чемпионату, создано профильное Национальное агентство, освоены миллиарды бюджетных средств, благодаря привлечению частных инвесторов построены стадионы в Донецке и Харькове — определенные достижения имеют место, однако, намного больше остается открытых вопросов, ответы на которые украинским властям нужно будет найти в течение 2011— начала 2012 годов.
В украинских масс-медиа в качестве образца позитивного влияния Еврокубка по футболу на экономику страны часто приводится пример Евро-2004, прошедшего в Португалии, поэтому особого внимания заслуживает сравнение португальского опыта с украинскими реалиями подготовки к континентальному первенству по футболу.
Португалия — одна из самых бедных западноевропейских стран, и накануне 2004 года перед ней, как и перед Украиной сегодня, тоже стояла задача улучшения транспортной связи, строительства новых дорог, гостиниц и стадионов. По оценкам экспертов, странам с развитой инфраструктурой для проведения подобных спортивных соревнований на надлежащем уровне требуется менее 1 млрд. долл. инвестиций, тогда как малоразвитые страны для аналогичного результата должны привлечь не менее 5 млрд.долл. И Украина, и Португалия относятся ко второй категории. Общие расходы Португалии на чемпионат по футболу составили 4,4 млрд.долл., тогда как только текущая смета Евро-2012 для Украины, согласно Государственной целевой программе, утвержденной в апреле 2010 года, составляет 143 млрд. гривен (18 млрд.долл.), из которых государственных средств всего будет выделено 66 млрд. Больше половины этих средств планируется освоить именно за следующие полтора года. В чем же причина такой разницы в расходах двух стран на одно и то же спортивное событие?
В рамках подготовки к Евро-2004 в Португалии было построено семь и реконструировано три стадиона, что обошлось в 800 млн. евро, из которых половину стоимости покрыли футбольные клубы, 40% — местные власти, по пять процентов — Евросоюз и госбюджет. В частности, строительство самого большого стадиона в Лиссабоне, вмещающего 65 тыс. зрителей, стоило 112 млн. евро, тогда как только реконструкция НСК «Олимпийский» (68 тыс. зрителей) обойдется государству в 314 млн. евро (Государственная программа подготовки и проведения в Украине Евро-2012).
Хотя расходы Португалии на проведение Евро-2004 намного скромнее, чем та сумма, которую заплатит Украина за Евро-2012, даже сегодня это западноевропейское государство чувствует «отголосок» чемпионата. Местные власти и футбольные клубы до сих пор еще выплачивают проценты по кредитам, взятым для строительства соответствующей инфраструктуры для Евро-2004, а значительная часть построенных стадионов превратилась в так называемых белых слонов — мало нужные объекты, содержание которых в надлежащем состоянии стоит намного больше, чем они приносят пользы. Яркий пример такого объекта — стадион около города Фаро, который рассчитан на 30 тыс. зрителей и стоил 35 млн. евро (для сравнения: стоимость стадиона «Дніпро-арена» на 31 тыс. зрителей составляла 152 млн.долл.). Расположенный в туристически привлекательной, однако, неурбанизированной провинции Альгарва на юге Португалии стадион уже несколько лет стоит пустой, поскольку у местных клубов, входящих во второй дивизион португальского футбола, нет средств для содержания этого модерно-привлекательного, но дорогого сооружения. Причиной тому стала экономическая рецессия в Португалии, при которой большинство португальцев, которых по праву можно назвать футбольной нацией, не готовы платить от 20 до 60 евро за билет на футбольный матч, что негативно влияет на футбольные клубы, значительная часть доходов которых именно от кассового сбора. По крайней мере, за пустые стадионы Украине волноваться не придется — четыре объекта Евро-2012 расположены в городах-миллионниках, футбольные клубы которых регулярно принимают участие в международных турнирах.
Однако для успешного проведения чемпионата одних лишь стадионов будет недостаточно. Важную роль играет также развитая транспортная система, в частности аэропорты. В уже упомянутом городе Фаро с населением в 40 тыс. человек расположен международный аэропорт с пропускной способностью 6 млн. пассажиров в год, работающий практически с максимальной загруженностью. Для сравнения: главные воздушные ворота Украины — аэропорт «Борисполь» — в 2009 году приняли 5 млн. 795 тыс. пассажиров. Постройка терминалов D и F должна увеличить пропускную способность аэропорта до 15 млн. пассажиров в год и обойдется в 2,8 млрд. гривен. Стоимость программы развития аэропорта Львова составит 2,3 млрд., Харькова — 1,62 млрд., Донецка — 4,051 млрд. гривен (Государственная программа подготовки и проведения в Украине Евро-2012).
Удивительным образом строительство объектов Евро-2012 в Украине значительно превышает по стоимости свои европейские аналоги, что можно объяснить либо наличием системы «откатов», либо желанием политиков в рамках государственной программы «протолкнуть» финансирование проектов, лишь косвенно связанных с чемпионатом (в лучшем случае), либо сочетанием обоих вариантов. Традиционно сложнее всего отследить целевое использование средств при ремонте автомобильных дорог. Если на Руси издавна было две беды: дороги и дураки, остается лишь надеяться, что закладка 47 млрд. гривен на ремонт автодорог поможет решить хотя бы одну из проблем.
Однако для того чтобы у гостей Евро-2012 осталось позитивное впечатление об Украине, на достойный уровень нужно также поднять всю туристическую отрасль. Речь идет не только о гостиницах, которых пока что не хватает, но и об уровне обслуживания, оставляющем желать лучшего. Для иностранного туриста путешествие по Украине сегодня — своеобразное испытание. Отсутствие указателей на английском языке, туристических справочных бюро, достаточного количества общественных уборных в больших городах, а также хотя бы минимального уровня владения английским языком у большинства населения превращает передвижение иностранца по украинским городам в настоящий квест на выживание в полевых условиях. В той же Португалии значительная часть населения пусть ломаным, но все же владеет английским языком, уровня которого обычно достаточно для того, чтобы спросить дорогу, заказать блюдо в ресторане или сделать покупки. Если строительство стадионов и аэропортов — это материальная сторона приготовлений к Евро-2012, которую можно успешно реализовать при надлежащей финансовой поддержке, подготовка за 1,5 года достаточного количества высококвалифицированного обслуживающего персонала, который хотя бы на минимальном уровне владел бы английским, может стать для украинских властей настоящим вызовом.
Проведение континентального первенства по футболу на достойном уровне для Украины — одновременно дело чести и уникальный шанс открыть для иностранного туриста наше государство: его природу, культуру, историю, традиции. Итак, остается лишь надеяться, что поразительно большая смета Евро-2012 не станет для Украины неподъемной ношей и не заставит украинских руководителей, а с ними и всех украинцев лезть в долговую яму иностранных кредитов. Только время и действия украинских властей покажут, станет ли «эффект Киева — Львова — Харькова — Донецка» синонимом «эффекта Барселоны», или опровергнет это понятие.