В России началась предвыборная кампания. В начале декабря будут выбирать состав нижней палаты Федерального собрания — Государственную думу. Учитывая известный результат этих выборов без выбора, мероприятие проходило весьма тускло. Время от времени возникали слухи, кое-где переходящие в скандалы, об использовании административного ресурса. Недавно засветился в благородном деле по получению максимальных результатов партией «Единая Россия» губернатор Челябинской области Михаил Юревич на встрече с руководителями предприятий города Миасса. «Прошу, каждый как умеет, мотивировать коллектив свой трудовой — где премией, где чем, чтобы они все-таки поддержали партию («Единую Россию». — Авт.). Для нас важно, чтобы мы набрали хороший результат... По крайней мере, 55% Миасс должен минимум набрать... А что — хотят газ? Хотят. Вот им выход», — вещал голос, похожий на голос губернатора, на аудиозаписи, присланной на ленту новостей «Карта нарушений» на выборах — совместный проект ассоциации «Голос» и «Газеты.Ru».
Очевидно, чтобы придать кампании хоть какой-то интерес, диархи пустились в народ. В ходе встречи Дмитрия Медведева 11 ноября с коллективом кабельного завода в Хабаровске рабочий, а ныне пенсионер Михаил Белов попросил «собрать небольшую группу пенсионеров, пригласить вас и Владимира Владимировича Путина и обсудить все проблемы наши». Президент идею не отверг и пообещал переговорить с премьером. Пришли на встречу глава государства нынешний и будущий вдвоем, что случается нечасто. Очевидно, что пенсионеров больше всего интересуют жизненные вопросы: цены на лекарства, пенсии и многое другое, отравляющее жизнь. Но оказалось, что не совсем так. Конечно, о ценах на лекарства поговорили, пенсии премьер обещал в будущем году существенно повысить в два приема: один раз на 7%, другой на 3,5%. Правда, вопрос о непропорционально больших пенсиях чиновников премьер замял, отвергая уравниловку.
Тем не менее, главными оказались не эти проблемы пенсионеров. Оказывается, что их гораздо больше волновали вопросы идеологические. Пенсионеры сосредоточились на теме былого величия страны, ее распада и нового объединения. А президент и премьер тему охотно поддержали.
О том, что за державу обидно, первым заговорил пенсионер из Липецка Игорь Батищев. «Мы росли в период расцвета великой страны. Мы воспитывались на героике военных лет и освоения космоса. Мы горды были, что живем в великой стране». Дмитрий Медведев назвал распад «единой общности — советского народа» «самым печальным, что можно себе представить». «Мне в страшном сне не могло присниться то, что стало происходить после распада СССР», — признался он. Рассуждая об идеях, которые могут консолидировать российское общество, Медведев подчеркнул: «Нам не нужно стесняться возвращать те идеи, которые будут носить объединительный характер. Да, мы разные, но в то же время у нас общие ценности и у нас единое желание жить в большом государстве».
Владимир Путин рассуждал более глобально. Оно и понятно. Ему как будущему президенту руководить внешней политикой и заниматься восстановлением, насколько будет возможно, единой и неделимой.
Истоки так называемой самой большой трагедии ХХ века он увидел в последних советских годах. Люди, по его словам, оказались в плену популистов. Как он считает, тогда раздражение и стыд за тотальный дефицит в магазинах перевесили гордость за предыдущие великие достижения, и «нашей с вами гордости не хватило для того, чтобы сохранить единую страну». Возможно, что, находясь на посту в ГДР и не испытывая проблем с дефицитом продуктов питания, у будущего президента и премьера гордость за великие достижения и перевешивала все и вся, но каково было гордиться советским людям, если с 1928 года наш народ никогда не ел досыта? Все время не хватало самых необходимых вещей. Карточки отменили в 1947 году, а в 1970-х их фактически ввели под названием талонов в большой части регионов России. В Ростове-на-Дону, куда автор приехал в командировку, масло, мясо и колбаса были только по талонам. Как быть, например, приезжим, никого не интересовало. И это не в тундре в вечной мерзлоте, а в благословенном донском крае, где в 1913 году собирали по 30—40 ц/га пшеницы. Сибирское масло и пшеница еще в 1926 году, об этом говорилось на XV съезде ВКП(б), экспортировались в Америку, хотя между странами не было дипломатических отношений. При этом США в то время, как и теперь, были крупнейшим экспортером продовольствия. Из Ярославля специальные поезда привозили в Москву жителей города, чтобы они могли купить себе продовольствие. Их так и называли — колбасные, так как на месте в магазинах был только хлеб в свободной продаже. Страна импортировала до 30 млн т зерна каждый год из США, Аргентины, Канады и Австралии. Так кто думал о великих достижениях и гордился ими, если на талоны вместо колбасы в городе Волжском Волгоградской области выдавали пельмени с жилами? Достижениями в космосе сыт не будешь. Так что не популизм двигал людьми, желающими перемен, а вполне понятные чувства.
Путин вспомнил, как его, только недавно вернувшегося из ГДР, в шиномонтажной мастерской вдруг спросили: «Ты за Союз или за Россию?» И дальше премьер довольно эмоционально заявил: «Я обалдел, говорю: а разве есть разница? Называется только по-другому. Это же Россия, большая Россия». Вот здесь самое главное, как представляется, из-за чего и была проведена эта встреча.
Для премьера-президента никакого СССР не было, вернее, это был псевдоним. На самом деле это была большая Россия со всеми территориями, которые Сталин успел захватить до и после Второй мировой войны. И эта установка остается главной для российского руководства. Ради этого придумываются и реализуются разные проекты. В эти дни лидеры России, Беларуси и Казахстана в Кремле подписали декларацию о Евразийской экономической интеграции и договор о Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Это наднациональный интеграционный орган, который начнет работать с 1 января 2012 года. Идею создания Евразийского союза поддержала на встрече пенсионерка Галина Савина — чемпионка по компьютерному многоборью, поздоровавшаяся с президентом и премьером «как женщина, мать и бабушка». «Надо делать, Владимир Владимирович, большую страну. Здесь сомнений нет», — сказала она. Так что специально подобранный народ поддерживает...
Несмотря на торжественные речи, многочисленные интервью лидеров трех стран, ссылки на европейские трудности, проблемы на пути воссоздания великой, по представлениям Путина-Медведева, России остаются. Достаточно сравнить статьи в газете «Известия» Путина, Лукашенко и Назарбаева. Вроде бы об одном и том же, но детали, в которых скрыт черт, выдают довольно разные подходы. По крайней мере Назарбаев все время подчеркивает экономический характер объединения, а политическую составляющую оставляет на далекое будущее. Оно и понятно. Кыргызстан и Таджикистан заявили о желании присоединиться к Таможенному союзу. И тут же последовал крупный дипломатический скандал между Москвой и Душанбе в связи с арестом двух летчиков, из которых один имеет российский паспорт, другой — эстонский. Асимметричный ответ Москвы состоял в высылке таджикских гастарбайтеров, Государственная дума готовит постановление о необходимости введения визового режима с Таджикистаном. Вот такая интеграция.
Эксплуатация ностальгии по светлому советскому прошлому есть такой же типичный популизм, против которого с таким жаром на встрече с пенсионерами выступали президент и премьер. Хотя участники встречи выражали на телекамеры показное удовлетворение, между собой сетовали на то, что не удалось задать так волнующие их вопросы о росте цен на продукты. Не до этого их руководителям — строителям великой, единой и неделимой. У них есть более важные заботы...