С первых лет своей независимости Украина стала на путь сотрудничества с международными организациями по безопасности, действующими в евроатлантическом пространстве. В течение 20 лет сотрудничество с НАТО формировалось как приоритетное направление в системе международных связей Украины.
Указом Президента Украины №273/2012 от 19 апреля 2012 года утверждена Годовая национальная программа сотрудничества Украина—НАТО. Основой программы является стратегическое партнерство Украины с НАТО, которое предусматривает реформирование и модернизацию не только вооруженных сил, но и способствует изменениям в украинском обществе, ведь Годовая национальная программа сотрудничества с НАТО является и программой реформирования страны. Целью партнерства на среднесрочную перспективу становится сближение Украины с НАТО до максимально возможного уровня сотрудничества, который позволяет статус внеблоковой страны-партнера.
20—21 мая 2012 года в Чикаго, родном городе президента США Барака Обамы, состоится 25-й саммит НАТО. Ввиду следующих президентских выборов в США очевидной является заинтересованность американского президента достичь весомых договоренностей на этом саммите.
Один из главных вопросов саммита — выведение войск из Афганистана и передача полномочий по поддержке мира и безопасности афганским вооруженным силам в 2014 г. ЕС и США ежегодно планируют предоставлять 4—5 млрд долларов помощи Афганистану после выведения войск. Украина, в свою очередь, может предложить свое участие в подготовке афганских вооруженных сил и полиции, гуманитарном разминировании территорий, в экономической перестройке Афганистана, в частности в энергетических и строительных проектах.
Украине, отстаивая принципы общеевропейских подходов к урегулированию конфликтов, идя в русле политики ООН и НАТО в Ближневосточном регионе, важно поддержать позицию Турции, сформированную в таких программах взаимодействия при участии НАТО, как Стамбульская инициатива сотрудничества и Средиземноморский диалог. Это, в свою очередь, усилит вес украинских приоритетов для Анкары в наших переговорах с Турцией, в частности и относительно экономических и энергетических перспектив.
В Чикаго будет обсуждаться состояние и развитие Противоракетной обороны (ПРО) в Европе. При этом для Украины важно не терять диалог, продолжать формировать с Альянсом общую позицию, заявить о своем позитивном отношении к развертыванию и развитию ПРО в Европе, о невозможности для Украины быть вне оборонной противоракетной системы Европы, а также приобщиться к общеевропейской ПРО на принципах равноправного участия. Необходимо предложить вернуться к вопросам о возможной научно-технологической и промышленной кооперации Украины со странами-членами НАТО в отдельных сегментах развития европейской ПРО и возможном использовании наших станций предупреждения о ракетном нападении после их модернизации при участии партнеров. Украине как государству, которое является лидером по уменьшению ядерной угрозы в мире, стоит инициировать обсуждение вопросов относительно сокращения ядерных сил, толчком к чему может быть создание действующей ПРО в Европе.
Уменьшение военных расходов заставляет страны НАТО внимательнее изучать экономически эффективные предложения других стран, идти на поиск кооперации с партнерами. Это предоставляет Украине определенные новые возможности. Необходимость экономии в странах Альянса дает шанс открыть второе дыхание украинскому военно-промышленному комплексу, который при эффективном менеджменте сможет пролоббировать целый ряд проектов. Ввиду уменьшения расходов на оборону в странах НАТО, учитывая применение «умной обороны» как поиска рационализации обороны, стоит предложить нашим партнерам обновленные экономически эффективные предложения, в частности серийное производство определенных образцов военно-транспортной авиации, бронетанковой техники, кораблестроения, высокоточного оружия, определенные компоненты радиолокационной и ракетной техники, а также кооперацию по направлениям, которые в предыдущий период не рассматривались как перспективные.
Наконец, необходимо завершить присоединение к антипиратской операции НАТО «Океанский щит», ведь эта инициатива Альянса по борьбе с пиратством является важной для украинцев.
Президенту Януковичу стоит выйти с инициативой к мировой общественности и лидерам стран мира относительно отстаивания принципов «культуры безопасности» и заинтересовать НАТО поддерживать «культуру безопасности» в отношениях власти с гражданским обществом. Самой Украине необходимо взять обязательство придерживаться баланса демократических принципов и эффективности силовых структур и рассчитывать на встречные шаги евроатлантического сообщества в содействии ее движению к европейским стандартам.
Украина не должна уступать внешнему давлению относительно собственных планов отношений с НАТО. Однако существуют внутренние проблемы из-за непонимания частью власти вопросов безопасности. Люди, пришедшие к руководству государства из бизнеса, замечательно разбираются в том, сколько стоит тонна металла или тысяча кубометров газа, но они часто не знают, сколько стоит безопасность, а когда безопасность невозможно измерить и оценить, то она ничего не стоит. Сегодня украинская власть часто недооценивает вопрос безопасности. В отличие от россиян, которые впадают в другую крайность, очевидно сформированную конспиративным прошлым... Именно на этом фоне возникли Харьковские соглашения. Однако вопросы безопасности были и будут базовыми. Для примера, Европейский Союз формировался уже после создания НАТО, потому что именно фундамент безопасности дал возможность развиваться экономическим процессам в Европе. Украина не исключение. Для нашего государства национальная безопасность тоже является стратегической ценностью, которую нельзя привязывать к газу или к каким-то материальным вещам. Нужно знать свои реальные возможности и заботиться о своей безопасности. Политической и военной элите необходимо помнить старую проверенную формулу, что Родина всегда в опасности. А безопасность страны необходимо усиливать до такого уровня, который бы во много раз превышал необходимый запас прочности.
Украине важно продолжать тесное сотрудничество с Альянсом, ведь такое сотрудничество усиливает национальную безопасность нашей страны. Хотя сотрудничество, к сожалению, сузилось только до вопросов проведения совместных маневров и участия в миротворческих миссиях. Однако НАТО — это не только вышеуказанные вопросы, НАТО — это в целом изменения в обществе, это вопрос реформирования судебной системы и многое другое, что напрямую не связано с армией и оружием. Поэтому очень важно, чтобы сотрудничество с НАТО проходило многосторонне, с привлечением министерств, ведомств, научных работников, неправительственных организаций, общества. Ведь общество имеет большую инерцию и продолжает интегрироваться в европейское пространство, независимо от позиции отдельных политиков.
Чрезвычайно важным является участие Президента Украины Виктора Януковича в саммите НАТО в Чикаго и непосредственный диалог Киева с Брюсселем, Вашингтоном и другими столицами стран-членов Альянса. Не через Москву, как этого кое-кто желает, а напрямую, как и подобает большому государству. Участие в саммите — это возможность вести диалог относительно всех важных вопросов политики, безопасности, экономики, энергетики. На протяжении года проходит не так много международных мероприятий, где за круглым столом лидеры независимых стран формируют повестку дня будущего. Площадку, которую для этого предоставляет НАТО, необходимо использовать для отстаивания интересов Украины в глобализированном и не всегда безопасном мире.
Сергей ДЖЕРДЖ — кандидат политических наук, председатель Общественной лиги Украина—НАТО