Так считает Александр РАР, руководитель Исследовательского института немецкого общества внешней политики. Многие украинские эксперты охарактеризовали визит Президента Ющенко в Германию едва ли не как триумфальный. В то же время комментарии немецких экспертов несколько более сдержанные. Скажем, немецкий политолог российского происхождения Александр РАР — ведущий специалист по проблемам Украины и России в Германии — заявил, что Виктор Ющенко не использовал в полной мере встречи с немецкими политиками.
— Господин Рар, закончился рабочий визит Виктора Ющенко в Германию. Как вы оцениваете его итоги?
— Украинского Президента действительно очень хорошо приняли в Германии. Думаю, что он остался доволен. Но в то же время считаю, что этот визит не стал прорывом в отношениях ЕС и Украины. Мне даже показалось, что Украина утратила исторический шанс тогда, когда Виктор Ющенко в последний момент внес исправления в свое выступление в Бундестаге.
Накануне его приезда в Германию тамошняя элита была убеждена, что Ющенко выступит с судьбоносными инициативами и предложениями, которые принципиально повлияют на перспективы вхождения украинского государства в Европейский Союз. Я знаю, он должен был заявить о том, что Украина предоставит безвизовый режим въезда для жителей всех государств Евросоюза. Но это предложение в его докладе не прозвучало.
— Почему?
— Когда я думаю, почему этого не произошло, то считаю, что уже в первые часы визита в Германию Виктор Ющенко трезво оценил свои предложения. Хотя наши политики с симпатиями относятся к украинскому Президенту, однако они убеждены, что сегодня Украина не готова стать членом ЕС.
Канцлер Герхард Шредер на своей пресс-конференции четко дал понять, что без согласия ЕС не может быть особых тем в его переговорах с Виктором Ющенко. Все должно идти своим чередом. Он приветствовал вхождение Украины в ВТО, но ни одного слова не сказал о перспективах ее вступления в ЕС.
Есть еще одна причина, почему канцлер Шредер вел себя так сдержанно. У Германии особые отношения с Россией. Вы знаете, что Шредер и Путин — не только коллеги, но и друзья. Российский президент незримо присутствовал на переговорах Президента Украины и канцлера ФРГ. Шредер постоянно акцентировал, что политика Германии в отношении Украины не будет направлена против интересов третьих стран, имея в виду Россию.
Шредер достаточно сдержанно говорил о создании энергетического консорциума Украины и Германии. Но ведь украинские СМИ убеждали немецкую сторону, что Киев будет торговать не только российским, но и туркменским газом.
Однако Шредер не отреагировал на это предложение, поскольку понимал, что любое его высказывание негативно воспримут в Москве.
Таким образом, можно говорить об определенном успехе визита Виктора Ющенко в Германию, но, повторяю, для Украины он не стал переломным, судьбоносным. В. Ющенко понял: европейская внешняя политика оперирует объективными интересами, это и является условием успешного функционирования ЕС. Украинский Президент понял, что нужно трезво смотреть на межгосударственные отношения.
— Тема украинской революции долгое время была главной в Европе. Как вы оцениваете то, что произошло в Украине?
— Я был на Майдане и ощутил эйфорию воли и демократии. Сейчас очень сложно давать комментарии. Россия вела себя достаточно грубо и непрофессионально, жестко и недемократично во время избирательной кампании.
Но сейчас мне кажется, что Виктор Ющенко в своей внешней политике повторяет ошибки предшественников — Леонида Кравчука и Леонида Кучмы. Имею в виду бросание всех ресурсов, всего своего авторитета на решение единственной проблемы: примите нас в ЕС, примите нас в НАТО. Но это уже было в прошлом. Он думает, будто это ускорит реформы в Украине. Но Европа не поддержит Виктора Ющенко в этом. Сначала необходимо провести внутренние реформы: добиться независимости судов, защитить институт частной собственности, создать благоприятный инвестиционный климат в государстве. Пока это только декларации, слова. Правда, после революции и прихода к власти новой команды прошло очень мало времени. Но я оптимист и верю, что у молодых украинских политиков все получится.
— Существует мнение, что Европа поддерживает Украину только для того, чтобы создать противовес имперским стремлениям России?
— Действительно, Запад боится усиления России, которая, по мнению многих аналитиков, уходит от демократии. В лице Украины многие видят противовес Москве. Но это не общая позиция ЕС. Но если Украина будет создавать альтернативу СНГ, будет объединять свои усилия с Грузией, Молдовой, возможно, с Беларусью (не знаю, что в перспективе будет с режимом Лукашенко), мы можем получить новую геополитическую ситуацию на бывшем пространстве СССР. Думаю, Запад поддержит тех, кто на постсоветском пространстве будет олицетворять новый гипотетический блок с центром в Киеве.