Мьянманская оппозиционерка и диссидентка, лидер Национальной лиги за демократию (основной оппозиционной партии Мьянмы) Аун Сан Су Чи вернулась в страну после окончания своего двухнедельного турне по западным странам, где она встречалась с политиками. Ее визиты в Швейцарию, Норвегию, Великобританию, Ирландию и Францию освещали все мировые масс-медиа. Поездку уже назвали исторической — не только потому, что Аун Сан Су Чи получила долгожданную Нобелевскую премию, но и по той причине, что это ее первый выезд из Мьянмы за последние 24 года. Все это время, с периодическими паузами, лидер НЛД находилась под домашним арестом. Властвующие в Мьянме генералы выдвинули ей ультиматум: выехав из страны, она должна прекратить заниматься политикой... Иначе ее не пустят обратно. Впрочем, ей бы не дали вернуться. Осознавая это, а также то, что она нужна своему народу, Су Чи предпочла арест. Изоляцию и забвение. «Быть забытым. Французы говорят, что разлука подобна маленькой смерти. Забвение — тоже означает маленькую смерть. Это означает потерю локонов, которые связывают нас с частью человечества», — это слова из Нобелевской лекции Аун Сан Су Чи. Премию, кстати, присудили ей еще в 1991 году...
ДОЧЬ НАЦИОНАЛЬНОГО ГЕРОЯ
Аун Сан Су Чи родилась в семье национального героя Бирмы — генерала Аун Сана, который считается поборником бирманской независимости и которого доныне почитают в Мьянме (в 1989 году Бирму переименовали в Мьянму. — Авт.). Впрочем, Аун Сан так и не увидел свободной от влияния Великобритании страну. Его застрелили, когда Су Чи было два года. Девочку вместе с двумя старшими братьями воспитывала мать — Хин Чи, а также многочисленные родственники и даже друзья отца. Круг общения будущего политика был очень широк. Дед по матери научил ее относиться с пониманием и терпением к любой религии. «Люди различных вероисповеданий должны иметь возможность жить по-своему. Предполагаю, что религия для того и существует. Религия нужна для того, чтобы укреплять мир и гармонию. И каждый должен иметь шанс на создание такого мира и гармонии так, как ему этого хочется», — скажет спустя годы Су Чи. Во время обучения в школе она была девочкой-сорванцом и с удовольствием играла в мальчишечьи игры. Еще тогда все заметили в ней развитый интеллект и способность к изучению иностранных языков. Хотя все и знали об ее отце, никакими привилегиями в школе Су Чи не пользовалась.
Хин Чи через несколько лет после смерти Аун Сана назначают послом в Индию. Девочка следует за матерью и продолжает учиться за рубежом. Там она заводит широкий круг друзей среди индийской интеллигенции, в который входили в том числе сыновья Индиры Ганди — Раджив и Санджей.
ПЕРВЫЙ «ДЕБЮТ» И ПЕРВЫЙ АРЕСТ
После Индии Аун Сан Су Чи поедет покорять Великобританю. В 1969-м с дипломом бакалавра по философии, политике и экономике она окончит Оксфордский университет. После учебы будущая глава бирманской оппозиции переедет в Нью-Йорк, где проработает три года в ООН. В это же время Су Чи знакомится со своим будущим мужем — известным тибетологом, профессором Майклом Айрисом, которому она родит двух сыновей — Александра и Кима.
1988 год для Аун Сан Су Чи стал если не роковым, то годом определения своей дальнейшей стези. Хин Чи тяжело заболела, и Су Чи, оставив мужа, едет на родину, присмотреть за матерью. Здесь она сталкивается с беззаконием и вседозволенностью заправляющей страной военной хунты под руководством бывшего соратника Аун Сана — генерала У Не Вина. «Я как дочь своего отца не могла оставаться индифферентной, отсюда все и началось», — вспомнит она в одном из интервью. Находясь в больнице с матерью, Су Чи увидит тысячи раненных студентов, которых привезли после антиправительственной демонстрации, на которой военные открыли по ним огонь. С этого момента она твердо решает бороться против хунты, отстаивая демократию и права обычных граждан.
Первым политическим «дебютом» Аун Сан Су Чи стало выступление перед полумиллионной толпой в Рангуне — в тогдашней столице Бирмы. Однако она не предлагала народу насильственной борьбы. Су Чи предлагала объединиться и отстаивать доброту и дружбу. «Даже если нам и не удастся достигнуть идеального мира на Земле, потому что такой мир — не для этой Земли, общие усилия, приложенные для его достижения, объединят отдельных людей и нации в доверительной дружбе и помогут сделать человечество безопаснее и добрее», — напишет она в Нобелевской лекции.
Во многом такой метод борьбы с беззаконием — терпение и ненасилие — был продиктован вероисповеданием Су Чи — буддизмом. Ее часто отождествляют и с Махатмой Ганди, ее кумиром, которого она называет «величайшим апостолом ненасилия» и «политическим модернистом». «Когда меня спрашивают, почему я борюсь за гражданские права... за демократию в Бирме, это потому, что я верю, что демократические институты и практики важны для гарантии человеческих прав», — добавляет Су Чи. Однако она никогда не считала демократию единственным и правильным выходом. В одном из интервью британской The Guardian, Аун Сан Су Чи скажет: «Я всегда пыталась объяснить, что демократия — не идеальна. Но она дает шанс сформировать вашу собственную судьбу».
В 1992 году генерал Тан Шве смещает Не Вина. Его методы ничем не уступают методам предшественника. Су Чи продолжает быть врагом номер один и все еще пребывает в изоляции от всего мира. Вот как описывает один из эпизодов ее домашнего ареста автор книги «Аун Сан Су Чи: бесстрашный голос из Бирмы» Уитни Стюарт: «Она перестала есть в тот день, когда ее арестовали. Этим она хотела убедиться, что сторонники ее партии, которых забрали из ее дома, получат надлежащее медицинское обследование. Она даже просила, чтобы ее посадили к ним в тюрьму, поскольку верила, что при ней тюремщики будут вести себя с ними не так жестоко...» Даже при ее отсутствии, партия Су Чи выиграла 392 из 485 мест на первых для себя парламентских выборах. Государственный совет мира и развития — так стала называться хунта при Тан Шве — признает их несостоявшимися, результаты аннулируются. Лидер НЛД остается под арестом...
В общей сложности, Су Чи провела под домашним арестом около 15 лет. Ее то отпускали, то вновь сажали под стражу. Иногда это происходило под самыми нелепыми предлогами. «Позитивный аспект жизни в изоляции — это то, что у меня было много времени на размышления о значении слов и заповедей, которые я знала и придерживалась их всю свою жизнь», — считает Аун Сан Су Чи. На протяжении нескольких лет она не виделась ни с мужем, ни с сыновьями. Впрочем, когда Майкл Айрис был при смерти, власти не стали возражать, чтобы она выехала к нему. Она же не решилась, боялась, что ее не пустят обратно. Это было горькое решение. Впрочем, еще в начале их отношений Су Чи предупреждала мужа, что, если придется выбирать между ним и бирманским народом, она выберет свою страну.
РЕВОЛЮЦИОНЕР ДУХА
Смерть мужа Аун Сан Су Чи перенесла гордо. По словам ее биографа Джастина Винтла, она «никогда не показывала своих эмоций», как бы сильно ей этого ни хотелось. «Если бы она так поступила (давала волю эмоциям. — Авт.), это бы означало награду для ее противников — правящих Бирмой генералов, что в ее политическом словаре считается непростительным», — отмечает Винтл.
Дважды глава Национальной лиги за демократию подвергалась покушению. Дважды все проходило по схожему сценарию: кортеж отпущенной на свободу Су Чи попадает в вооруженную засаду. После второго такого нападения (в 2003 году) власти бросили ее в тюрьму. Предлог: «чтобы спасти от разъяренной толпы...» Хотя кому, как не Государственному совету, знать, что ее народ любит больше, нежели власти...
Для генералов Мьянмы Аун Сан Су Чи всегда была проблемой. И не только потому, что она — дочь национального героя и очень популярна в стране (более радикальные действия в отношении Су Чи будут иметь непредсказуемый эффект). Хунта с трепетом реагирует и на санкции Европы, которая неоднократно требовала освобождения Су Чи и других политических узников.
И вот в 2010-м оппозиция Мьянма торжествовала — Аун Сан Су Чи на свободе! НЛД не только участвовала в парламентских выборах, состоявшихся этой весной, но и прошла в парламент, получив 44 из 45 вакантных мест...
Аун Сан Су Чи продолжает борьбу своего отца. Ведь, по сути, Мьянма до сих пор остается несвободной. «Без революции духа силы, которые продуцировали беззаконие старого порядка, останутся действенными и будут представлять постоянную угрозу процессу реформ и возрождения, — рассуждает Аун Сан Су Чи в своем популярном эссе «Свобода от страха». — Недостаточно просто взывать к свободе, демократии и гражданским правам. Нужно объединенное решение, чтобы упорно продолжать бороться, приносить жертвы во имя незыблемых истин, противостоять разлагающему влиянию страсти, враждебности, невежеству и страху».