Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Геополитика NABUCCO

Подписанное в Турции соглашение имеет политическое значение
20 июля, 2009 - 21:01

Из столицы Турции Анкары пришли для российского «Газпрома» неутешительные известия. Его упорная многолетняя борьба с возможным строительством трубопровода NABUCCO успехом не увенчалась. Главы правительств Турции, Австрии, Венгрии, Болгарии и Румынии, подписали межправительственное соглашение по проекту строительства газопровода, по которому газ из Каспийского региона будет поставляться в Европу в обход России. При этом Германия, также участвующая в реализации проекта, подпись под соглашением не ставила, так как не является транзитной страной.

Если бы только это! Неприятности для Москвы посыпались как из рога изобилия. Австрия, Венгрия и Болгария являются партнерами России по проекту South Stream (Южный поток). С двумя последними уже подписаны межправительственные соглашения. Австрия медлит, и чем дальше, тем больше. Почти ровно год назад заместитель главы «Газпрома» Александр Медведев заявлял, что соглашение будет подписано «в самое ближайшее время». Однако это событие так и не наступило. Этот вопрос обсуждался во время визита в Вену министра иностранных дел России Сергея Лаврова. Видимо, не очень успешно, так как министр иностранных дел Австрии Михаэль Шпинделеггер лишь заявил, что Австрия пока изучает возможность участия в реализации проекта South Stream, сославшись на необходимость изучения перспектив реализации проекта. Предполагалось, что австрийская компания OMV станет координатором проекта South Stream. Пока же эта компания уже стала одним из главных участников проекта NABUCCO.

Интересно, что будущий премьер-министр Болгарии Бойко Борисов, получивший соответствующий мандат от президента Георгия Пырванова, еще до окончания формирования нового правительства после парламентских выборов 5 июля направил письмо действующему министру экономики и энергетики Болгарии Петру Димитрову. В нем он потребовал остановить все переговоры о заключении нового договора по поставкам природного газа из России в Болгарию, о строительстве болгарского участка газопровода South Stream и АЭС «Белене». Хотя российские эксперты считают, что новое правительство Болгарии все равно вынуждено будет пойти на реализацию проекта South Stream, есть все основания полагать, что проблема не в банальном торге об условиях поставки и участия в прибыли. Действия новых болгарских властей весьма сочетаются с тем обстоятельством, что соглашение о South Stream не подписал один из ключевых возможных участников — Италия. И это после улыбок и взаимного похлопывания по плечу и улыбок перед телекамерами итальянского премьера и российского тандема во время визита Сильвио Берлускони в Москву. Если Рим молчит, то его безмолвие весьма красноречиво и наводит на соответствующие мысли как в Софии, так и в Вене. Да и не только. Сербия, последний союзник России на Балканах, примет участие в проекте строительства газопровода NABUCCO. Об этом заявил генеральный директор компании «Сербиягаз» Душан Баятович в интервью белградской газете «Политика». После резкого поворота Софии смена приоритетов Белграда в вопросах газового сотрудничества с Россией выглядит вполне понятной и не очень удивительной.

Что касается ресурсной базы NABUCCO, то многократные предупреждения российских экспертов и самого президента Медведева, последний раз во время своего визита в Германию, об ее отсутствии тоже оказались несколько надуманными и не вполне обоснованными. По словам турецкого премьера Реджепа Эрдогана, «на первом этапе в трубопровод поступит азербайджанский газ. Впоследствии мы рассчитываем получать для NABUCCO газ из Туркменистана, Ирака, Сирии, Египта, а также сжиженный газ, который будет доставляться на танкерах из Катара». Со своей стороны премьер-министр Ирака Нури аль-Малики, который приехал в Анкару на церемонию подписания, что его страна готова дать для проекта 15 млрд. куб. м газа в год — это почти половина проектной мощности этой трубы. Правда, сейчас Ирак добывает примерно 6 — 8 млрд. куб. м газа в год, но нарастить добычу вполне возможно. Проблема в политической стабильности Ирака.

Несомненно, что проблем у проекта NABUCCO достаточно много. Для того, чтобы туркменский газ пошел через Турцию в Европу, необходимо построить газопровод восток —запад и увеличить добычу газа примерно на 15 — 20 млрд. куб. м, а также проложить трубопровод через Каспийское море в Азербайджан. Задачи вполне разрешимые в достаточно близкой перспективе. К тому же, у NABUCCO есть еще один большой потенциальный поставщик газа — Иран, который готов для проекта поставлять 15—20 млрд. куб. м. Пока против этого выступает ЕС и США, но нынешний президент страны Ахмадинежад не вечно будет занимать этот пост, и не навсегда его воинственная риторика. По крайней мере, недавно он заявил, что Иран готовит новые предложения по урегулированию своих отношений с Европой и США. Сложное экономическое положение Ирана заставляет его лидеров быть более прагматичными.

Проект NABUCCO по понятным причинам имеет значительную геополитическую составляющую. Хотя он будет покрывать до 10% потребности Европы в газе, одно его наличие и успешная работа существенно изменяют расклад сил в Центральной Азии и Южном Кавказе. Накануне подписания соглашения в Анкаре Ашхабад договорился с Тегераном об увеличении экспорта туркменского газа с 8 млрд. до 14 млрд. куб. м. Для этого на востоке страны к концу года будет построен новый газопровод до границы с Ираном, по которому в четвертом квартале 2009 года начнутся дополнительные поставки газа. Строится трубопровод в Китай для поставок примерно 30 млрд. куб. м газа в год. Есть сведения, что и Узбекистан проявляет заинтересованность поставлять газ через Туркменистан для NABUCCO, хотя пока необходимого экспортного объема у него нет. Высокие должностные лица Казахстана недвусмысленно указывали, что их страна весьма заинтересована в своем участии в этом очень выгодном проекте. Все это означает, что попытки Москвы сохранить преимущественные позиции при транзите туркменского газа закончились неудачей. В конце концов, у Туркменистана, как и у Казахстана, может не оказаться газа для поставок в Россию.

И это существенно изменит политику Ашхабада, который таким образом приобретает большую свободу политического маневрирования. Выход Туркменистана из-под жесткой необходимости оглядываться на Россию как на единственного покупателя и транспортера газа неизбежно отзовется на всей политике в Центральной Азии в отношении всех ее государств. Москва вплотную уже сталкивалась с европейцами и американцами в своем соперничестве в этом регионе. Теперь к ним добавился Пекин, и это усложняет задачу в квадрате. Достаточно сказать, что китайцы активно приобретают активы нефтяных и газовых компаний в Казахстане. Соответственно, это отражается на политике Астаны, которая весьма изворотливо маневрирует между Москвой, Вашингтоном и Пекином. Четыре важнейших государства Центральной Азии: Узбекистан, Таджикистан, Казахстан и Туркменистан, каждое в разной степени, все больше выходят из-под влияния Москвы. Пока в сфере ее действия остается Киргизстан, что вызвано исключительно внутренними проблемами последней. Но это фактор временный. Даже в таких условиях Бишкек не закрыл американскую базу в Манасе. Показательно, что на традиционные скачки на приз президента России, которые фактически становились неформальным саммитом глав СНГ, в этом году не приедут президенты Украины, Беларуси, Узбекистана и Туркменистана. В разной мере, но газ для каждого из них играл в принятии решения не ехать в Москву достаточно большую роль.

Москва отреагировала на подписание соглашения по NABUCCO в своем стиле. Президент Медведев прибыл с кратковременным визитом в Южную Осетию. Судя по всему, это посещение планировалось на начало августа в годовщину начала войны с Грузией, но пришлось поездку ускорить. Естественно, что это вызвало резкую реакцию президента Михаила Саакашвили, который в Анкаре присутствовал на церемонии подписания. Очевидно, власть имущие в российской столице хотели показать, что труба NABUCCO проходит весьма близко от расположения российских войск, и тем самым Москва имеет возможность хотя бы таким образом влиять на развитие событий, и о ней не следует забывать. И не забывают. Американский военный корабль прибыл в Батуми для участия в совместных маневрах с грузинской армией и флотом. Своеобразное послесловие к визиту президента Барака Обамы в Россию. Обе столицы ясно показали границы, за которыми для них земли нет. Поэтому блиц-визит Медведева навряд ли затормозит реализацию NABUCCO.

Хотя этот проект идет и в обход Украины, тем не менее, наша страна пока имеет возможность в нем участвовать с выгодой для себя. Газета «Экономические известия» писала: «По предложению руководства консорциума Nabucco Gas Pipeline International, Украина может стать участником проекта NABUCCO только при условии наличия у НАК «Нафтогаз Украины» законтрактованных объемов газа для его транспортировки по газопроводу в страны Европы, в том числе — в Украину (по схеме замещения)». Такое участие Киева в принципиально важном проекте кардинально изменило бы роль Украины как транзитного государства и позволило бы диверсифицировать источники поставок газа. Положительные политические результаты реализации предложения Nabucco Gas Pipeline International для Украины совершенно очевидны. Это хорошо понимают в Москве, а вот в отношении Киева такой уверенности нет. Судя по выступлению премьер-министра Юлии Тимошенко на съезде партии «Батьківщина», у нашего кабинета другие мысли и приоритеты. В ходе президентской предвыборной кампании все почему-то оглядываются на северного соседа. А время идет. Украину из-за ее внутренних проблем и политической беспомощности правящего класса никто ждать не будет. На ее место желающие найдутся. Как говорит народная мудрость, час потеряешь, конем не догонишь.

Юрий РАЙХЕЛЬ
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ