Финансовые рынки ненавидят неопределенность, поэтому сейчас они в кризисном режиме. Правительства еврозоны предприняли несколько важных шагов в правильном направлении, дабы разрешить кризис европейской валюты, но, очевидно, они не шагнули настолько далеко, чтобы утихомирить рынки.
На своем заседании 21 июля европейские правительства задействовали ряд полумер. Они определили принцип, согласно которому новое финансовое агентство — Европейский фонд финансовой стабильности (ЕФФС), должно нести ответственность за решение проблем платежеспособности стран еврозоны. Но они так и не сумели повысить размер ЕФФС. Это остановило создание надежного финансового органа для еврозоны. И новый механизм в ближайшее время не заработает до сентября. В то же время обеспечение ликвидности Европейским центральным банком — единственный способ предотвратить коллапс цен на облигации, выпущенные несколькими европейскими странами.
Кроме того, лидеры еврозоны расширили компетенцию ЕФФС в отношении решения проблемы с платежеспособностью банков, но процесс передачи банковского наблюдения из национальных агентств европейским институтам застопорился. Лидеры предложили Греции расширенный пакет помощи, без убедительных доводов о том, что спасение экономики этой страны будет успешным. Они также разрешили владельцам облигаций присоединиться к греческому пакету спасения, но это принесло больше пользы банкам, чем самой Греции.
Возможно, самым неприятным стало то, что Европа, наконец, признала принцип, которому долго следовал МВФ, — страны, включенные в программу спасения, не должны платить процентные ставки. Но тот же принцип не распространяется на государства, не включенные в подобные программы. В результате Испания и Италия были вынуждены платить намного больше, чем они получают за предоставленные Греции собственные ссуды. Это дает им право отказаться от оказания помощи Греции, повышая перспективу того, что пакет «развалится». Финансовые рынки, признавая эту возможность, повысили премию за риск на испанские и итальянские облигации до неприемлемого уровня. Вмешательство ЕЦБ помогло, но не решило проблему.
Ситуация становится невыносимой. Европейские власти стараются выиграть упущенное время. Кризис стремительно приближается к кульминации.
Германии и другим членам еврозоны с рейтингами ААА придется решать, готовы ли они рискнуть своими кредитами, чтобы разрешить Испании и Италии рефинансировать облигации по разумным процентным ставкам. Кроме того, Испанию и Италию будут неумолимо подгонять присоединиться к программе спасения. Одним словом, Германия и другие страны с высокими рейтингами ААА облигаций должны согласиться создать режим еврооблигаций того или иного рода. Иначе евро обвалится.
Необходимо признать, что безудержный дефолт или выход из еврозоны даже такой небольшой страны, как Греция, спровоцирует банковский кризис, сопоставимый с вызвавшим Великую депрессию. Это уже не вопрос того, стоит ли иметь единую валюту. Евро существует, и его обвал может вызвать в банковский системе бесчисленные потери. Так что выбор, перед которым стоит Германия, более очевиден, чем реальность, — это выбор, цена которого будет расти тем выше, чем дольше Германия будет сомневаться.
Кризис европейской валюты начался с решения канцлера Ангелы Меркель, принятого после провала банка Lehman Brothers’ в сентябре 2008 года, о том, что гарантии против дальнейших дефолтов должны исходить не от Европейского Союза, а от каждой отдельной страны. Это промедление Германии усугубило греческий кризис и породило инфекцию, переросшую в нынешний кризис в Европе.
Только Германия может изменить динамику распада в Европе. Это будет нелегко: Меркель, в конечном итоге, правильно поняла настроения германской общественности, приняв это судьбоносное решение, и внутриполитическая обстановка с тех пор стала еще более неблагоприятной для расширения кредитов остальной Европе.
Меркель может преодолеть политическое сопротивление только в атмосфере кризиса, да и то лишь маленькими шажками. Следующий шаг, вероятнее всего, будет заключаться в увеличении размера ЕФФС. Но на тот момент, пока этот шаг будет предпринят, рейтинг Франции ААА может оказаться под угрозой. Действительно, пока Германия согласится на внедрение еврооблигаций, под угрозой может оказаться ее собственный рейтинг AAA.
Для Европы существует всего один способ, благодаря которому она может избежать этой западни. Она должна действовать на опережение реакции финансовых рынков, не уступая их давлению после того, как реакция станет свершившимся фактом. Это требует напряженных дебатов и переоценки ценностей, в том числе в Германии, которая как самая крупная и самая рейтинговая экономика ЕС определяет будущее Европы.
Именно в этом заключается роль Германии, которой она так стремилась избежать и которую не хочет взять на себя. Но у Германии нет реального выбора. Провал евро спровоцирует банковский кризис, который выйдет за рамки способности глобальных финансовых институтов контролировать его. Чем дольше Германия будет идти к пониманию этого, тем большую цену ей придется заплатить.
Джордж СОРОС — глава Фонда Сороса, президент Института открытого общества.