Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Хороший год для Бога

Чему религия должна учить нас
27 декабря, 2010 - 19:37
ФОТО С САЙТА BP.BLOGSPOT.COM

Это был хороший год для Господа. После того как иссякли литературные атаки на Всемогущего со стороны преподавателя Оксфордского университета Ричарда Докинза, эссеиста Кристофера Хитченса и других, верующие дают сдачу.

Лучше всех была книга «Случай для Бога» выдающейся религиозной писательницы Карен Армстронг. Более важна новость, что все больше людей (конечно, в Британии) ходят в христианские церкви всех конфессий. Более того, Папа нанес очень удачный визит в Британию в сентябре. Мы уже знаем о хорошей посещаемости мечетей страны.

В это время года, конечно, многие христиане, кто не ходит в церкви регулярно, посещают Рождественские службы. Кэролы (рождественские песенки), церковные колокола и ясли все еще находятся в центре празднеств середины зимы, еще одной приметой является кутеж потребителей. Однако, в этом году «большие растраты» были сдержаны «большими» зимними морозами и строгими мерами на большей части континента.

Даже в самых нерелигиозных семьях в западном обществе многие дети, возможно, знают детали Рождественской истории. Странники, которые не могут найти ни одной комнаты на постоялом дворе. Рождение ребенка в хлеву. Прибытие волхвов, приносящих подарки из золота, ладана и мирры.

Мы все это узнаем в то же время, когда нам говорят о Деде Морозе, его лапландских оленях и мешках, полных подарков. Мы быстро теряем нашу веру в этот зимний миф. Но мы склонны сохранять, когда мы становимся взрослыми, те же представления о Боге, которые мы сформировали в детстве. Старик с длинной бородой смотрит на нас, и большинство из нас формирует свое мнение об историях о его сыне, рассказанных в библейском Новом Завете.

Именно этого Бога атакуют атеисты, подобные Докинзу и Хитчензу. Это хорошая мишень для многих насмешек. Вы можете привести еще более сильный довод против Божественности — вспомнить злодеяния атеистических тоталитарных режимов в двадцатом столетии, и рассмотреть возможность атаковать тех, чья приверженность буквальной интерпретации религиозных текстов означает, что они отрицают науку и здравомыслие. Для них мир был создан в течение шести дней, а эволюция является причудливой сказкой.

Те из нас, кто думает, что наука и религия обитают в различных областях знаний, и кто вспоминает утверждение Сократа о том, что наука не научит вас морали и смыслу, обнаруживают, что нашу любовь подрывают представители буквализма и фундаменталисты всех религий. Есть христиане, которые знают все об огне и сере в Книге Откровений, но, кажется, никогда не слышали о великодушии Нагорной проповеди.

Подобным же образом, есть придерживающиеся жесткой линии евреи, такие как группы поселенцев, которые выгнали палестинцев из их домов в Восточном Иерусалиме и Хевроне — они забыли ранние наставления иудейских богословов о том, что со странниками надо обращаться как со своими близкими. И есть мусульмане, которые игнорируют указания Корана о плюрализме, терпимости и мире.

Где атеистические атаки часто правильны, так это в определении точного количества вреда, наносимого в мире такими фундаменталистами. Позиция американских правых по поводу места их страны в мире подкрепляется фундаменталистской догмой. Организация Объединенных Наций является творением самого дьявола. Президент Барак Обама является неамериканским мусульманином. Палестина от реки Иордан до побережья должна быть отдана Израилю, чтобы мир мог покончить с разрушительным христианским триумфом.

Еврейские фундаменталисты препятствуют любым мирным процессам, (которые в результате не удались на Ближнем Востоке), и строят все больше нелегальных поселений. Исламские фундаменталисты дают определение джихаду как террористической войне против Запада и призывают к исламскому халифату от Атлантического до Тихого океана.

Резкий и вредный догматизм фундаменталистов любого толка имеет общую черту: жесткое чувство обиды, которое происходит от страха и негодования по поводу современности. Христианский фундаментализм прослеживается от популизма и антиинтеллектуализма XIX века. Члены евангелистских церквей ассоциируют свои верования с жестким индивидуализмом первых пионеров. Они презирают истеблишмент.

Еврейские фундаменталисты верят, что критики Израиля являются антисемитами или, как в случае с еврейскими оппонентами израильской политики жесткой линии, «ненавидящими себя евреями».

Исламские фундаменталисты считают, что то, что все мы, остальные, считаем либерализирующим влиянием технического прогресса и глобализации, является повторной попыткой восстановления западного колониализма.

Чтобы Новый год был более счастливым, мы должны прислушиваться к основной идее всех этих великих религий, прежде всего к конфуцианскому золотому правилу, что мы никогда не должны поступать с другими так, как не хотели бы, чтобы поступали с нами. Чему религия должна учить нас — это не тому, как ненавидеть, а тому — снова позаимствуем у Конфуция, — как развивать общества, которые заботятся и приветствуют бедных, странников и обездоленных.

Это является самым главным посланием для каждого, включая атеистов, которое надо взять из христианской истории о Рождестве.

Крис ПАТТЕН — последний британский губернатор Гонконга и бывший комиссар ЕС по иностранным делам. В настоящее время является ректором Оксфордского университета.

Крис ПАТТЕН. Проект Синдикат для «Дня»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ