Сербия в конце марта всерьез собиралась ввести войска в Косово. Об этом еще тогда рассказывал Александар Вучич, но многие из обозревателей восприняли заявления сербского лидера как «угрозы только на словах» или «блеф». Впрочем, теперь наличие серьезных планов относительно вторжения подтверждают даже в НАТО.
Напомним, что поводом к обострению конфликта было задержание 26 марта косовской полицией руководителя Администрации по вопросам Косово и Метохии правительства Сербии Марко Джурича. Сербского правительственного чиновника обвинили в нарушении порядка посещения территории Косово и в тот же день депортировали в Сербию.
Вечером 26 марта президент Сербии Александар Вучич провел заседание Совета безопасности и поговорил по телефону с Владимиром Путиным.
27—29 марта неподалеку от территории Косово состоялись военные учения с боевыми стрельбами, в которых приняли участие все типы войск. 28 марта жители Косово сняли и выложили в социальные сети полет сербских военных самолетов над своими домами.
В середине апреля официальный представитель НАТО прокомментировал для сербских медиа перипетии вокруг мартовских событий. В частности, он не опроверг предположения журналистов о том, что Россия могла иметь определенное влияние на ситуацию, возникшую в связи со «случаем Джурича». В Альянсе обратили внимание на то, что «была усиленная риторика и российские заявления», которые можно объяснять таким образом: если бы Сербия вошла в Косово, Россия была бы рядом с ней. По словам представителя НАТО, тем вечером — 26 марта — звучали сообщения из Белграда о том, что если в течение нескольких часов ситуация «не вернется к нормальной, состоится вторжение в Косово».
«Такого серьезного обострения ситуации на Балканах не было, по-видимому, со времен окончания войны в бывшей Югославии. Сербия и Косово фактически оказались на грани нового силового противостояния», — написал «День» 29 марта. Теперь можно только повторить эти слова.
Сейчас ситуация развивается, если можно так сказать, одновременно в двух направлениях.
С одной стороны, Вучич и Джурич 13 апреля побывали в Берлине, где канцлер Германии Ангела Меркель говорила с ними о необходимости сохранения мира и стабильности. Меркель даже предложила президенту Сербии звонить в любое время, явно намекая, что лучше бы 26 марта он позвонил именно ей, а не Путину.
С другой стороны, накануне визита в Берлин Марко Джурич побывал в Москве, где получил уверения в поддержке высокопоставленных должностных лиц из Министерства иностранных дел и Государственной Думы РФ. А министр обороны Сербии Александар Вулин в начале апреля провел в русской столице теплые встречи с министром обороны России Сергеем Шойгу и генеральным секретарем Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Юрием Хачатуровым. Говорили о расширении военного сотрудничества. Как известно, Сербия является наблюдателем в ОДКБ, и теперь Белград намерен активизировать свое участие в работе этой структуры.
Следует ли ожидать нового обострения, как ситуация будет развиваться дальше? Ответ прост: нужно следить, возобновит ли Белград переговоры с Приштиной относительно нормализации отношений или нет.
В комментарии журналистам в штаб-квартире НАТО в Брюсселе отметили, что ситуация в Косово «хрупкая» именно из-за отсутствия прогресса в диалоге между Белградом и Приштиной. По мнению представителя Альянса, восстановление диалога под эгидой Европейского Союза является ключевым для мира и стабильности в регионе.
Хотя в НАТО об этом и не сказали прямо, но дали понять, что еще одним важным фактором гарантии покоя и безопасности являются силы Альянса, присутствующие в Косово. Представитель НАТО во время разговора с журналистами напомнил, что миротворческая миссия Альянса KFOR работает в Косово в течение более чем 18 лет.
Сейчас в составе миротворцев около 4000 военных. Среди них есть и украинское подразделение — более 40 армейцев, в основном — саперов. До отправления в Косово они принимали участие в военных действиях на Востоке Украины. Теперь остается надеяться, что боевой опыт украинским миротворцам на Балканах не понадобится.