Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

И бросить жаль, а тащить — все тяжелее...

Четыре года назад Россия, признав «независимость» Абхазии и Южной Осетии, совершила настоящую международную авантюру, последствия которой со временем становятся ощутимее
28 августа, 2012 - 11:33

Сегодня мы не будем вспоминать подробности продолжавшегося несколько тяжелых августовских дней 2008 года российско-грузинского военного конфликта, причины и ход которого обе стороны трактуют настолько по-разному, что лучше оставить этот вопрос политикам завтрашнего дня и историкам. Куда важнее понять, что делать с таким последствием этой скоротечной, но кровавой войны между двумя еще вчера братскими постсоветскими республиками, как скороспелое признание Россией «независимости» двух, по сути дела, отторгнутых от единой международно признанной территории Грузинского государства частей — Абхазии и Южной Осетии. Это признание произошло как раз четыре года назад.

Однако представление украинских читателей о драматизме происшедшего будет неполным, если не напомнить о том, что тема пресловутого «признания» Россией двух автономий Республики Грузия в качестве независимых государств стала педалироваться в российских средствах массовой информации еще задолго до трагических событий августа 2008 года, причем обсуждалась с нарастающей активностью. Мало того, зачастую — в откровенно провокационно-подстрекательском (иначе не назовешь!) духе. Если попытаться выделить некий «сухой остаток» от множества выступлений такого рода, то он сводился к следующему. Во-первых, признавать надо, потому что Россию в этом безусловно (!) поддержат как минимум (!!) несколько стран СНГ (!!!). Почему, на основе каких аналитических выкладок делали такой «вывод» проправительственные политологи — непонятно до сих пор.

Во-вторых, особо подчеркивалось, что Беларусь, само собой (!), поддержит это признание первой (!!). Вот этот тезис так прямо кочевал из одной газетной публикации в другую. При этом распространителей его совсем не смущала оскорбительность самой подобной постановки вопроса, как будто Республика Беларусь — не суверенное государство, не соучредитель (наряду с Республикой Украина) Организации Объединенных Наций в 1945 году, а какая-то островная деревня!

Но читателей, уверен, больше всего поразит третий тезис политологов-подстрекателей, прозвучавший в канун рокового августа 2008-го. Этот тезис по своей, не знаю уж, как правильнее сказать: авантюрности или пещерной дремучести, не просто затмил собой все остальные вместе взятые; он вообще шокирует любого мало-мальски образованного человека, разбирающегося в международных делах. Поэтому самое удивительное то, что озвучил его известный политолог, в настоящее время являющийся членом Общественной палаты Российской Федерации. Так вот, он на полном серьезе уверял читателей солидного издания, что в деле признания Абхазии и Южной Осетии Россию «и Китай может поддержать»! Да-да, вам не померещилось, уважаемые читатели: вторая сверхдержава мира, ведущая тонкую глобальную политическую и особенно экономическую игру за статус сверхдержавы № 1, вдруг с какой-то радости должна поставить на карту весь свой дипломатический капитал для поддержки откровенного нарушения международного права! Это какой же квалификации «специалистом» надо быть, чтобы на полном серьезе, а не в виде дурной первоапрельской шутки, заявлять подобное?!

Теперь читателям, вероятно, станет понятнее, что при обилии такого уровня «советников» и «аналитиков» российская власть в принципе была внутренне подготовлена к тому, чтобы совершить международно-правовую авантюру. Да еще если принять во внимание, что была еще одна, экономическая, причина, о которой вслух старались не говорить, но которая, тем не менее, была хорошо известной в московских околополитических кругах. В одной из двух автономий — приморской Абхазии, известной своими курортами и богатством черноморской природы, российская элита в течение полутора десятилетий, со времени окончания войны 1992—1993 годов, активно скупала недвижимость и «золотую» субтропическую землю. Узаконить эти приобретения — это, согласитесь, куда более весомый довод для внешнеполитических авантюр, нежели пустые разговоры «за патриотизм».

Были определенные виды — хотя, может быть, и в меньшем объеме — и на Южную Осетию.

Словом, по всему получалось, что не хватало только повода... И вот такой повод — в виде людской крови с обеих сторон — появляется. Стоит ли удивляться, что высшая российская власть быстро осуществила чаяния как громкоголосых «патриотов», так и предпочитавших помалкивать толстосумов, провозгласив обе автономии «независимыми государствами»?

Но вот дальнейшие события сразу же стали развиваться совсем не так, как предсказывали прикормленные властью политологи и советчики. Категорическое нежелание ни одной (!) из стран СНГ портить свою международную репутацию и признавать новоявленные «субъекты международного права» оказалось пренеприятным сюрпризом для российского руководства. А когда среди отказавшихся подставлять свои страны и народы под возможную ответную реакцию мирового сообщества оказался и президент Республики Беларусь Александр Лукашенко, московские правящие круги чуть не взорвались подобно перекипевшему котлу. Ведь они, как мы уже знаем, загодя поспешили «записать» Беларусь в «согласные» — забыв, правда, спросить мнение ее руководства...

И дальнейшее давление на «батьку» Лукашенко привело лишь к очень серьезному охлаждению российско-белорусских отношений, о чем мы, кстати, в то время подробно рассказывали читателям «Дня» и что значительно подпортило и без того далеко не блестящий имидж России среди ближних и дальних соседей. Как бы то ни было, твердая позиция белорусского руководства, заявившего о намерении придерживаться принципов международного права в абхазском и южно-осетинском вопросах, послужила для Кремля хорошим холодным душем. Во всяком случае, когда в 2010 году в ходе пресс-конференции в Киеве, посвященной первым 100 дням пребывания Виктора Януковича на посту Президента Республики Украина, он заявил о том, что Украина не признает «независимости» Абхазии и Южной Осетии и так же намерена придерживаться принципов международного права, российские государственные средства массовой информации как воды в рот набрали. Само собой, не было никакой реакции от высшего руководства России. Может быть, потому, что там начали понимать, во что они вляпались с «признанием»...

Подытоживая вопрос с этим самым признанием, напомним, что на сегодняшний день «независимость» двух грузинских автономий, помимо России, признали лишь Никарагуа, Венесуэла, а также островные территории Науру, Тувалу и Вануату... Не в обиду будь сказано народам трех последних, но автору этих строк почему-то кажется, что подавляющее большинство населения, скажем, всех стран СНГ вообще впервые услышало о существовании таких государств именно в связи с сообщениями о скандальном «признании»... Так что анекдотичность существования, а если называть вещи своими именами, то международная изоляция «независимых» Абхазии и Южной Осетии становится все более очевидной.

А еще более очевидной становится та финансовая прорва, в которую уходят деньги из российского федерального бюджета, официально предназначенные «на восстановление экономик» Абхазии и Южной Осетии. Вот цифры. По данным, опубликованным в конце 2010 года в официальной правительственной «Российской газете», только в одну Южную Осетию было вложено более 26 млрд рублей (по тогдашнему курсу — почти 1 млрд долл). В мае нынешнего, 2012, года было объявлено, что Южная Осетия получила еще 9 млрд рублей, а в будущем году ей «отписано» 8,5 млрд. В Абхазию, по данным российской печати, только за 2010—2012 годы направлено почти 11 млрд рублей.

Каков же результат этих «вливаний»? Экономики двух самопровозглашенных государств как находились в состоянии развала, так в таковом виде и продолжают находиться. Спрашивается: на что же потрачены деньги российских граждан-налогоплательщиков?.. К сожалению, этот вопрос в современной России относится к категории безответных. Но если, кроме самой России и нескольких экзотических государств, никто в мире не желает признавать Абхазию и Южную Осетию в качестве «независимых», в свою очередь, деньги — и немалые! — они из России продолжают получать регулярно, но при этом в них самих мало что меняется, какой вывод из всего этого напрашивается? Выходит, операция «Признание» четырехлетней давности была политически непросчитанной и продолжает нести России прямые политические и экономические убытки.

В этой связи можно ли ожидать от российского руководства каких-либо кардинальных шагов в ближайшее время? Думается, что вряд ли. Ведь в целом на сегодняшний день международный авторитет России настолько подорван, что моментальный «отыгрыш назад», то есть отказ от признания грузинских автономий «независимыми государствами», просто-напросто опустил бы российское влияние в мире до нуля. Поэтому, как представляется, в ближайшее время будет продолжаться состояние, которое обычно описывают словами «чемодан без ручки». То есть нести дальше все тяжелее и тяжелее, а бросить — жалко. Точнее — себе дороже обойдется.

Олег ЧЕРКОВЕЦ — доктор экономических наук, Москва

Олег ЧЕРКОВЕЦ, специально для «Дня»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ