Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

«Идея, спасающая жизнь»

Исполнительный директор Spirit of America Джим ХЕЙК — о благотворительности как торговой марке США
31 мая, 2016 - 10:25
ФОТО С САЙТА UACRISIS.ORG

На днях в Украине побывал исполнительный директор благотворительной организации Spirit of America (Дух Америки) Джим Хейк, главный спонсор военной радиостанции «Армия FM», которая начала работу 1 марта этого года. Во время пресс-брифинга в Украинском кризисном медиа-центре он, в частности, объявил о начале компании по сбору 200 тыс. долларов для закупки дополнительных передатчиков, чтобы сигнал «Армии FM» был доступен для каждого бойца, который находится в зоне АТО и на западе страны, где солдаты проходят учения». В эксклюзивном интервью «Дню» господин Хейк, в прошлом лос-анджелесский предприниматель, рассказал, как он стал заниматься благотворительной помощью военным и почему решил поддержать проект «Армия FM».

МОМЕНТ «ПРОСВЕТЛЕНИЯ»

 — Я специализировался на создании интернет-стартапов, в середине 1990-х годов открыл одну из первых интернет-медиакомпаний. После теракта 9 сентября 2001 года я подумал, чем могу помочь. Я всегда был очень преданным идеям свободы, за которые выступает Америка, но я не знал, что полезного я могу сделать. У меня не было опыта ни государственной, ни военной службы, ни опыта работы в международных или неправительственных благотворительных организациях.

Но как-то я увидел программу на канале NationalGeographic, в которой рассказывалось об американской команде специальных сил в Афганистане, которая охотилась на террористов аль-Каиды и в то же время помогала местному населению. И меня поразила сцена игры в бейсбол с участием американских солдат и местных мальчиков и девочек.

 Сержант Джей Смит, которого показали в этой передаче, объяснил, что он вместе со своими коллегами взял с собой оборудование для игры в бейсбол в свободное время. Он позвонил по спутниковому телефону своей жене и попросил ее прислать мячи и перчатки, чтобы эти дети могли сами играть в эту игру. И она собрала средства у своих друзей, в церкви, на работе, купила оборудование и отправила его своему мужу.

 Посмотрев на это, я понял, происходит что-то особое в отношениях между нашими солдатами и этими детьми. И это как раз стало для меня моментом «просветления», я понял, что солдаты, подобные сержанту Смиту, являются настоящими послами Америки. И от них намного больше, чем от наших официальных послов, зависит, как люди воспринимают Америку и американцев.

 Но для меня как предпринимателя было важно встретиться с сержантом Смитом, потому что, возможно, моя идея и хороша, но для ее успешного воплощения необходимо поговорить с людьми, которые будут ее использовать.

 Я встретился с ним в Форте-Брэгг, штат Северная Каролина. И он, и другие старшие офицеры с восторгом восприняли мою идею. Сержант Смит подчеркивал, что эта идея спасет жизнь. И я спросил его, почему он так считает. Сержант объяснил, что отношения, которые он вместе с солдатами построил в селе, а это фактически была гуманитарная миссия местного масштаба, способствовали тому, что потом жители селя стали охранять американских солдат.

 И когда он мне объяснил, что я должен делать, то я назвал организацию Spirit of America, чтобы отразить лучшие качества американского народа: инициативу, щедрость и оптимизм. И Spirit of America это — торговая марка для благотворительности. Эти слова есть на номерных знаках штата Массачусетс. Мы не придумали это высказывание, а используем его для нашей работы как идею привнесения истинного духа Америки в отдаленные места.

«МЫ ХОТИМ СТРОИТЬ БОЛЕЕ КРЕПКИЕ ОТНОШЕНИЯ, НЕ ПРОСТО ЧТО-ТО КОМУ-ТО ДАВАТЬ»

 — И как вы начали реализовывать эту идею на практике?

 — Сначала я работал в свободной комнате в своем доме. И первыми моими действиями были е-мейлы людям, которые писали блоги о военных действиях. Я просил передать тем, кого они знают в Ираке или Афганистане, связаться со мной, если им необходима помощь, в частности во взаимодействии с местным населением.

 Летом 2003 года я получил просьбу от двух морских пехотинцах из разных частей Ирака. Один из них попросил оборудование для ведения боевых действий, а другой — красно-бело синие футболки и шорты.

 За собственные средства и средства семей моих друзей я выполнил эти два проекта. Третий проект — поставку музыкальных инструментов — мы выполнили по просьбе капитана сухопутных войск близ курдского города Сумамалия, который был освобожден от исламистов.

 После этого я постоянно стал получать е-мейлы от солдат и морских пехотинцев, которые рассказывали, что им нужно и где они служат. И мы пытались находить способы, как им доставить то, что они просят.

 — Чего вы стремились достичь своей деятельностью, какие цели преследовали?

 — Главная идея нашей работы заключалась в том, чтобы слушать людей, отправлять наш персонал на место, чтобы лучше понимать положение дел с разной перспективы. И нас часто спрашивали, какова цель нашей деятельности. Ответ на этот вопрос был прост: мы хотим строить более крепкие отношения, не просто что-то кому-то давать. Ведь взаимодействие в помощи кому-то являются основой для создания доверия и отношений, которые строятся на доверии. Мы рассматривали нашу помощь как с точки зрения американского персонала, так и местного населения, в частности, какое влияние она будет иметь на ситуацию и отношения между обеими сторонами. И это именно так, как мы работаем здесь, в Украине.

 — Как вы узнали, какая именно помощь нужна Украине?

 — Трехзвездочный генерал морской пехоты Данфорд, шесть лет поддерживавший сотрудничество с Spirit of America, на слушаниях по утверждению на должности главы объединенного комитета начальников штабов определил Россию как главную угрозу национальной безопасности США. После этого мы начали искать людей в Министерстве обороны и задавать простой вопрос, чем можем помочь Украине.

 Очень быстро мы вышли на контакт с командующим войсками США в Европе генералом Беном Ходжесом, послом Пайеттом в Киеве. И мы в своей работе всегда пытаемся выходить на самый низкий уровень с людьми, работающими над специальными идеями и проектами, чтобы помочь повлиять на ситуацию.

 Сначала мы поставили партию медицинских аптечек, которые наши солдаты на учениях в Яворове непосредственно вручили украинским солдатам. Мы знали, что один из важных элементов выживания украинских солдат после ранения — индивидуальные медаптечки. Потому что именно первый час после ранения очень важен для сохранения жизни солдата. И многие украинские солдаты умирали именно из-за того, что у них не было таких аптечек первой медицинской помощи.

«АРМИЯ FM» НУЖНА СОЛДАТАМ»

 — А как вы вышли на идею создания радиостанции «Армия FM», кто именно ее предложил?

 — Мы пообщались с чиновником офиса сотрудничества в американском посольстве, который предложил нам Алексея Макухина и Руслана Коцюбу, двух реформаторов-советников в украинской армии — начальника генштаба Муженко и министра обороны Полторака. Оба они очень хорошо разбирались и знали, какие идеи могут быть реализованы. Идею создать радиостанцию Армия FM предложили Алексей и Руслан.

 В ноябре прошлого года мы начали вести с ними переговоры относительно реализации этого проекта. И через три-четыре недели мы обязались поддержать «Армия FM». Общая стоимость этого проекта составляет 130 тыс. долларов. Первое оборудование для студий, передатчики, поступившие в Украину, стоят 78 тыс. долларов. А всего в Украину мы поставили помощь на сумму более 200 тыс. долларов.

 Решение о создании «Армия FM» было объявлено в декабре, а 1 марта она начала работу. И это очень хорошо, потому что мы именно такую цель и ставили перед собой.

 И мы пытались сделать то, что значительно влияет на ситуацию и приближает к тому, что пытается достичь США. Определенным образом речь идет об объединении усилий. Мы фокусируемся на вещах, имеющих большое влияние.

 В случае Украины США пытаются достичь следующих целей: остановить российскую агрессию и делать то, что будет противодействовать очень коварной российской пропаганде. Мы будем собирать дополнительные средства, чтобы расширить «Армия FM».

 Что касается пропаганды, то очень сложно ей противопоставить контрпропаганду. Лучшим подходом должно быть то, что ваши действия говорят лучше, чем слова.

 «Армия FM» — это не слова, а дело и пример того, что нужно солдатам, здесь речь идет не только о распространении информации, а об удовлетворении их потребностей, возможности взаимодействовать с высокопоставленными чиновниками по поводу простых земных вещей. Это и способ лучше взаимодействовать. Мобильные группы будут находиться на передовых позициях и не просто поставлять информацию, но и в некоторых случаях развлекать солдат. В других случаях слушать об их психологических проблемах, вопросы о политике. Но главная цель радио — удовлетворение потребностей солдат. И когда вы это будет делать, то это возымеет больший эффект, чем инвестирование в телевидение. Я бы лучше инвестировал в действия, а не в очередные слова.

 В случае «Армия FM» во время первой фазы мы потратили 78 тыс. долларов. Это оборудование для студий, передатчики. А министерство обороны обеспечит операционные расходы, помещение. И дело не в том, что деньги имеют влияние. А что касается эффекта этого радио, то одним из них является то, что у солдат на передовой поднимается моральное настроение, они лучше информированы, более счастливы и довольны, и они не опускают руки.

 И большинство гражданских, как я, понимают: если солдаты на своем уровне не добьются успеха, ничто другое не сработает. Если бы украинские солдаты опустили руки, не держали оборону против россиян, то неизвестно, где бы Киев был сегодня. Ситуация, вполне возможно, была бы другой.

 Люди не должны упускать это из вида. Иногда люди думают, что солдаты, как работы, будут делать то, что им приказано сделать. А это не так, это человеческие существа.

«Я ВИЖУ ОГРОМНУЮ ПРЕДАННОСТЬ УКРАИНЦЕВ...»

 — Вы в четвертый раз в нашей стране, можете сказать, какое у вас сложилось впечатление об украинцах, Украине в целом?

 — После первого посещения Украины год назад меня подбодрили инициативность и возможности украинцев, с которыми я познакомился. Это те люди, которые работали над проектом «Армия FM», учителя в Красногорке, в частности, учительница музыки, которая, невзирая на все трудности, находит возможность преподавать детям музыку, хотя здание школы было разрушено после бомбардировки. Эти примеры являются свидетельством оптимизма и инициативы в вашей стране. И это также отражено в волонтерском движении.

 Никто точно не может сказать, сколько украинские граждане помогли мужчинам и женщинам, служащим в армии. Это очень трудно представить. Без такой инициативности, преданности народа вряд ли в вашей стране столько произошло бы. И я вижу огромную преданность украинцев, которая вселяет в меня оптимизм относительно будущего государства. Мне действительно нравится помогать вашей стране, я получаю от этого удовольствие и хочу, чтобы моя помощь имела как можно большее влияние.

Мыкола СИРУК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ