Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Иные...

Кто такие итальянские коммунисты
22 мая, 2006 - 19:41
ФОТО РЕЙТЕР

Недавние парламентские выборы в Италии удивили многих. Впервые в истории страны разрыв между победителем — левоцентристской коалицией «Союз», возглавляемой Романо Проди, и побежденной правящей правоцентристской коалицией «Вперед, Италия!» Сильвио Берлускони составил несколько десятков тысяч голосов избирателей. Однако на этом неожиданности не закончились. Впервые в истории главой государства — президентом Италии — стал выходец из компартии, 80-летний Джорджо Наполитано (на фото — слева), пожизненный сенатор. Спикером-президентом нижней палаты парламента стал лидер итальянской Партии коммунистического преобразования Фаусто Бертинотти. Следует отметить, что до Бертинотти были прецеденты, когда коммунист возглавлял палату депутатов Италии. В частности, эту должность ранее занимали Нильде Йотти (вдова Пальмиро Тольятти) и нынешний президент Джорджо Наполитано. В новом правительстве Проди, которое приняло присягу, коммунист Массимо Д'алема возглавит министерство иностранных дел Италии.

Комментируя избрание Наполитано на пост главы государства, французская газета «Ле монд» указывает, что в Европе впервые нарушено негласное табу на занятие коммунистами высших государственных постов. Будапештская «Непсабадшаг» отмечает, что с избранием нового президента закончилась многолетняя холодная война, которую итальянские правые вели против компартии и ее наследников социал-демократов. Что же на самом деле означает для Италии и мира избрание на высшие государственные посты коммунистов или выходцев из компартии?

Джованни БЕНСИ, итальянский журналист-международник:

— Как в Италии воспринимают приход коммунистов к власти? Не расценивается ли это как возврат коммунистической идеологии?

— Раньше, когда существовал Советский Союз, на парламентских выборах итальянские коммунисты получали примерно 30% голосов. После падения Берлинской стены и распада СССР вся эта масса людей осталась и никуда не делась. Что же случилось? А произошло следующее: большинство бывших коммунистов отмежевались от прошлого. На съезде в городе Болонья коммунисты решили, что идея марксизма-ленинизма мертва и поэтому им следует сблизиться с социал-демократическими партиями и стать фактически партией этого типа. Так и произошло. Коммунистическая партия превратилась в партию левых демократов. Но некоторые фракции в рамках бывшей коммунистической партии только отчасти приняли это превращение. Они остались верными старой терминологии и, в значительной степени, старой идеологии. У нас есть две партии, которые носят в названии слово «коммунизм» или «коммунист» — Партия итальянских коммунистов и Партия за воссоздание коммунизма. Причем неизвестно, где, когда и как они хотят воссоздать коммунизм. Но, может быть, самое тревожное в том, что лидер этой партии был избран президентом палаты депутатов — это господин или товарищ Франческо Бертинотти. А один из бывших лидеров коммунистической партии, теперь представитель левых демократов Джорджо Наполитано стал президентом республики. Причем избрание Наполитано было довольно спорным — многие вспомнили, что в 1956 году, когда советская армия оккупировала Венгрию и подавила демократическую революцию, Наполитано, тогда молодой лидер коммунистической партии, одобрил эту акцию и выступил на стороне Советского Союза. Правда, 12 лет спустя в 1968 году, когда советская армия оккупировала Чехословакию, Наполитано осудил этот акт. После периода верности Советскому Союзу наступил период так называемого еврокоммунизма, период реформ. Коммунисты начали постепенно отходить от советской линии.

— Чем можно объяснить «живучесть» коммунизма в Италии? Ведь они даже названия не меняют в отличие от коммунистов других стран Европы...

— Название не изменили две маленькие партии: Итальянские коммунисты и Партия за воссоздание коммунизма. Но апрельские выборы показали, что внутри левой коалиции именно эти маленькие радикальные партии получили сравнительно больше голосов. Более того, они добились лучших результатов, чем официальные бывшие коммунисты — левые демократы. Ведь они осудили сталинизм, отмежевываются от Советского Союза. Но, по сути дела, коммунистическая идеология сохраняет свою силу. Многие объясняют этот феномен реакцией на фашистскую диктатуру, существовавшую до 1945 года. История Германии была совсем иная. Поскольку эта страна после войны была разделена на две части. Восточная Германия была под коммунистическим режимом, поэтому западная часть страны выработала иммунитет к продвижению коммунизма. В Италии всего этого не было. В нашей стране не было знаний и опыта того, что такое коммунизм. Поэтому многие думали, что коммунизм — это альтернатива. К тому же, в ходе операции по борьбе со взяточничеством «Чистые руки», которая проходила в Италии в течение 1990 годов, было обнаружено, что в лагере демократических правительственных партий во главе с Христианско-демократической партией широко распространена коррупция. А коммунисты тогда оказались сравнительно менее коррумпированы, чем христианские демократы, потому что у них не было центральной власти. Ведь известно, что коррупция — это спутница власти. Поэтому многие думали, что коммунисты — более чисты, чем другие партии.

Следует учесть и то, что в течение последних пяти лет, когда у власти была правая коалиция во главе с Берлускони, многие в Италии ее не воспринимали. Это была разношерстная коалиция, в которой присутствовали многие отрицательные элементы. К примеру, в коалицию Берлускони входила партия «Лига севера», которая исповедует популистские, ксенофобские и расистские идеи. И это обстоятельство отталкивало от этой коалиции даже многих демократов. Берлускони постоянно допускал оплошности. Своим поведением он практически сделал Италию посмешищем в Европе. Все это оттолкнуло от правой коалиции. С другой стороны, многие люди, которые не одобряют правую коалицию, не могли голосовать за левую из-за присутствия в ней коммунистов. Ситуация в Италии — незавидная. Теперь новый премьер-министр опубликовал список новых министров, в котором много выходцев из партии бывших коммунистов. Если раньше Берлускони не поднимал престижа в Европе и мире, то теперь многие полагают, что новое правительство уже по идеологическим причинам тоже вызовет много подозрений в международном контексте.

— Каким может быть влияние коммунистов на политику страны?

— Влияние будет. Но, думаю, оно будет не столько идеологическим. Новый президент республики и премьер Италии не будут проводить коммунистическую политику, не будут организовывать в Италии колхозы; не будет партийной диктатуры, не будет КГБ... Но эти люди связаны очень тесными узами солидарности. Поэтому появление коммунистов во власти создаст некую групповую солидарность. И эти люди будут править в своих интересах, а не в интересах страны. Они будут вести себя настороженно по отношению к России и бывшим республикам СССР. Итальянские коммунисты считают, что все страны бывшего Союза предали идеалы коммунизма, отказавшись от коммунистической идеологии.

Мыкола СИРУК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ