Национальные медиа Японии обратили внимание на маленький фермерский городок Камиита, власть которого отключила отопление мэрии, предприимчиво отозвавшись на призыв правительства уменьшить потребление энергии в связи с высокими ценами на энергоносители этой зимой. Сами же жители города усердно следят, чтобы даже фары авто использовались только при необходимости и выключают их во время стоянки. Решение отключить отопление в мэрии Камиита принято после провозглашения национальной кампании экономии тепла, после чего тысячи бизнесменов и правительственных чиновников устанавливали термостаты в комнатах при температуре не выше 20 градусов и просили своих подчиненных одевать теплую одежду. Такая кампания не новость для страны — летом премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми провозгласил лозунг «Сохраним холод!», после чего ведущие компании попросили своих работников снять галстуки и пиджаки, чтобы офисные кондиционеры не охлаждали воздух ниже 28 градусов. С июня по август только в одном Токио благодаря этой кампании удалось сэкономить 70 М кВт. энергии.
Вторая в мире по величине японская экономика лишена собственных ресурсов органического топлива, и с 1975 года страна проводит политику энергосбережения и диверсификации источников энергоснабжения. Сегодняшняя ситуация с энергообеспечением усложняется тем, что 16% потребностей в нефти Япония покрывает за счет импорта из Ирана, дело которого из-за противоречивых ядерных программ должно рассматриваться на Совете Безопасности ООН 6 марта, и если на эту страну наложат санкции, поставка энергоносителей в Японию окажется под большим вопросом. Япония сама поддержала инициативу передать этот вопрос на рассмотрение Совета Безопасности, ведь страна последовательно поддерживает политику нераспространения ядерного оружия как единственная в мире жертва ядерных атак. Это сложная дилемма для Японии, поскольку заменить импорт нефти из Ирана все труднее — на мировой арене разворачивается настоящая ожесточенная борьба за энергоресурсы между США, Китаем и Индией, где для Японии места остается все меньше. Выход — как можно больше экономить в условиях такой неуверенности.
В Японии используется 11 млн. авто (21%) с низким уровнем выбросов. По всему Токио установлены «умные машины» — от билетных автоматов до строительных подъемников, — которые автоматически выключаются, если не используются. Правительство установило новые требования для 18 видов домашней и офисной техники. Так, домашние и офисные кондиционеры, например, должны быть сконструированы таким образом, чтобы до 2008 года потреблять на 63% меньше электроэнергии. Такой подход привел к безумной гонке среди производителей экономного, но дорогого офисного оборудования.
Так, торговый бренд Panasonic выпустил светильник стоимостью $600, который при каждом выключении сообщает хозяину: «Вы экономите 10% электроэнергии». Появляются загородные домики, оборудованные энергосохраняющими датчиками и солнечными панелями, способными уменьшить среднемесячные счета за электроэнергию.
Специалисты не прогнозируют особого ажиотажа на подобную продукцию в других странах, поскольку необходимо какое-то время для удешевления такого товара. Но, согласно опросам, почти три четвертых японцев считают дело энергосбережения собственным долгом.
Это и привело к тому, что сегодня Япония потребляет вдвое меньше энергии на душу населения, чем США. Настоящая лихорадка энергосбережения охватила страну после подписания Киотского протокола в 1997 году, но эксперты утверждают, что процесс начался задолго до подписания протокола и имел скорее всего экономическое, нежели экологическое основание. После нефтяного кризиса 70-х годов в стране наступила паника, поскольку Япония полностью зависела от импорта нефти.
После упрямых попыток сократить уровень нефтезависимости экономики сейчас страна потребляет на 16% меньше импорта энергоносителей, чем в 1973 году, хотя экономика выросла более чем в два раза с того времени. Миллиарды долларов инвестированы на перевод электрогенерирующего потенциала с нефти на газ, уголь, атомное топливо. Сейчас Япония владеет 48% мощностей солнечных батарей в мире. Nippon Steel, крупнейший сталеплавильный комбинат страны, уменьшил свою зависимость от нефти на 85% с 1973 года. Сейчас только 10% нефти используется как топливо для разогрева печей производственных узлов. Временно проблема была решена за счет угля, но цены на него, как и на газ, тоже стремительно растут, вместе с ценами на нефть.
В Японии, в конечном счете, сделали ставку на ядерную энергетику. Ведущие гиганты электроники не только инвестируют в собственную атомную промышленность, но и покупают производственные мощности за границей. Так, в этом месяце корпорация «Тошиба» отличилась приобретением оборудования для АЭС (Вестингхаус) ведущего американского производителя, и теперь это уже не просто производитель бытовой электроники и компьютерных комплектующих.
Японские компании сосредоточились на эффективности использования энергии и поисках альтернативных источников. Пять из 10 комбинатов концерна Nippon Steel сжигают использованные автошины и пластик (магазинные пакеты, бутылки) наравне с углем. Согласно требованиям Киотского протокола, японские сталевары значительно усовершенствовали свои заводы. Сейчас они производят 1 тонну стали, используя на 20% меньше топлива, чем американские, и на 50% меньше, чем китайские комбинаты (данные Японской cталеплавильной ассоциации). Менеджеры комбината говорят, что это имеет важный экономический эффект, ведь приходится покупать меньше топлива. Некоторые отрасли пошли дальше. Бумажная отрасль использует в качестве 38% топлива отходы.
...Но у таких успехов есть и «другая сторона медали». Например, в погоне за экономией энергии работники упомянутой мэрии городка Камиита приходят на работу в масках и принимают лекарства для предупреждения простуды в условиях отключения отопления. Но большинство опрошенных в этом городке выступают за отключение отопления с целью экономии энергии.
КСТАТИ
По меньшей мере 43 государства разработали и реализуют планы по переходу на использование возобновляемых источников энергии. Такие выводы предоставил недавно исследовательский институт «Worldwatch». Перейти на «чистую энергетику» планируют все страны Европейского Союза. Кроме того, аналогичные программы существуют в 18 штатах США (плюс Федеральный Округ Колумбия — особая административная единица, включающая столицу страны — город Вашингтон) и трех провинциях Канады. Кроме индустриально развитых государств, аналогичные программы есть у Бразилии, Китая, Доминиканской Республики, Египта, Индии, Мали, Малайзии, Филиппин, ЮАР и Таиланда. В среднем страны, желающие избавиться от нефтяной, газовой и угольной зависимости, к 2010 году планируют получать от 5% до 30% электроэнергии за счет использования энергии воды, солнца, ветра, биомассы и пр. Наиболее амбициозные планы у Австрии (планирует к 2010 году покрывать 78% своих нужд в электроэнергии за счет возобновляемых источников), Швеции (соответственно — 60%) и Латвии (49,3%). 48 стран мира используют политику предоставления различных льгот в производстве «чистой» электроэнергии (то есть таким образом поощряется отказ от ядерной и теплоэлектрической энергетики). 19 государств поощряют использование солнечной энергии для обогрева домов и производства горячей воды. Мировым лидером (по количеству введенных в обиход солнечных обогревателей) является Китай. Три страны и, как минимум, 20 отдельных штатов и провинций и т.д. поощряют использование биотоплива (этанол и биодизельное топливо, которые используются в качестве автомобильного горючего), первой страной, которая приняла подобное законодательство, стала Бразилия.