Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Италия по-украински

Как живется иммигрантам без Родины
2 октября, 2012 - 11:41

«Здесь почти тысяча метров над уровнем моря», — предупреждает меня водитель, когда мы поднимаемся по крутой дороге на гору. Это — путь к небольшому городку Луколи, рядом с городом Л’Акуила, где в 2009 году случилось печально известное землетрясение. Луколи, правда, восстановили значительно быстрее, чем уничтоженную Л’Акуилу. И мы, преодолевая крутые повороты, направляемся в уникальный ресторан на вершине городка. Там, в центре горной Италии, можно попробовать украинские блюда. Ведь готовит здесь наша соотечественница Оксана, которая когда-то приехала в эти края из Львова на заработки.

Нас она угощает популярным среди посетителей салатом оливье. «Еще людям нравятся вареники и блины», — рассказывает Оксана. А инициатором того, чтобы она начала готовить украинские блюда, был ее муж, Микеле, владелец заведения. Вместе с украинскими, Оксана готовит и традиционные итальянские блюда. За более чем десять лет, которые она здесь, уже успела изучить местную кухню в совершенстве.

«Я приехала сюда в конце девяностых. Начинала, как и большинство, без языка и документов. Подруга нашла мне работу официанткой, и так я здесь и осталась». Оксана прошла длинный путь от камерьера до совладелицы ресторана. Сейчас она вместе с мужем руководит заведением. Забрала к себе сына, который долгое время рос с бабушкой в Украине, и свою мать. Возвращаться на Родину Оксана не хочет. «Италия заменила мне дом, — говорит она. — Мое будущее — здесь, а в Украину даже не к кому ехать».

Младшие дети Оксаны, которые родились в Италии, уже совсем не знают украинского. Сначала хотела научить их родному языку, однако муж-итальянец был против. Оксана говорит, что не возражала, потому что детям все равно не понадобится ее язык. Поэтому в настоящий момент общается с детьми лишь по-итальянски.

Несмотря на это, Оксана и до сих пор ностальгирует по Родине. Правда, довольно своеобразно. Украинская кухня — вот по чему она больше всего соскучилась. Поэтому готовит и регулярно заказывает отечественные продукты у поставщиков. Ведь наша кухня нравится клиентам.

ТОСКА ЗА ПРОДУКТАМИ?

То, что украинцы больше всего скучают по родным блюдам, нисколько не удивляет «заробитчанку» Ларису. В курортном городе Пескара она открыла магазин украинских товаров, который охотно посещают ее соотечественники. «Я продаю то, чего не найдешь в местных супермаркетах. В Италии отсутствует большинство продуктов, к которым привыкли украинцы. Поэтому они охотно покупают родные и достаточно редкие, как для Италии, продукты».

Лариса продает все — от халвы до селедки. Говорит: хотя большинство украинцев считает каждую заработанную копейку, на родные продукты денег жалеть не будут. Для многих это — единственный мостик к родному краю, куда они уже не вернутся.

«У меня — преимущественно постоянные клиенты. Каждую неделю они приходят и делают крупные заказы. Это уже целые семьи. Бывает так, что выехала мать, нашла здесь работу мужу, а затем и детей забрала. Дети, которые здесь выросли, не скучают по Украине. Напротив, она кажется им меланхоличным краем, в который они не хотят возвращаться. Дети видят очень большую разницу между Украиной и Италией, и обычно выбирают последнюю».

Лариса рассказывает: ее магазин стал своеобразным «украинским центром» в городе. «Хотя в Пескаре — несколько сотен украинцев, здесь нет никакой общины. Россиян, например, в несколько раз меньше, но они организовали свой культурный центр. Украинцы, к сожалению, не такие сплоченные». Поэтому и приходят обычно в магазин к Ларисе. Кто-то расспрашивает о работе, кто-то жалуется на жизнь, а некоторые просто хотят поговорить на родном языке. Лариса показывает мне доску объявлений, которую она специально повесила в магазине. Туда клиенты и записывают собственные пожелания.

«Как видите, больше всего здесь тех, кто ищет работу. В настоящий момент в Италии кризис, и даже итальянцы не могут трудоустроиться». Отсутствие работы очень отразилось и на иммигрантах. И хотя часто они жалуются на Италию, в Украине работать не хотят. «Украина для них — своеобразный обетованный край. Все деньги, заработанные здесь, тратятся в Украине: на ремонт квартир и постройку домов, в которых никто не живет», — говорит Лариса.

ЦЕРКОВЬ, КОТОРАЯ ОБЪЕДИНЯЕТ

В таком городе, как Пескара, большинство украинцев общается между собой. И хотя культурного общества у них нет, могут встретиться дважды в неделю в городском храме. Там каждое воскресенье и среду — украинская месса греко-католического обряда. Отец Сергий рассказывает: «Около сотни людей приходит на службы, кое-кто приезжает из других городов, ведь это еще и возможность узнать украинские новости. Люди, даже те, которые уже не посещают Украину, приходят, чтобы получить весточку с Родины. Кроме того, это возможность пообщаться с земляками, а также отдохнуть. Поэтому мы часто организуем экскурсии по Италии специально для украинцев».

«Организация мессы на украинском — инициатива украинской церкви в Италии, — продолжает он. — Больше всего возможностей, конечно, в Риме. У общины там своя собственная церковь. Не говоря уже об обществах, куда еженедельно сходятся украинцы. У нас пока еще таких возможностей нет. К счастью, католическая община позволяет нам проводить службы в своей церкви. Поэтому организовываем общину, как можем», — объясняет отец Сергий.

Кроме самих работников, увеличилось число итальянцев, посещающих украинскую мессу. «Это свидетельствует о том, — говорит отец Сергий, — что местным жителям интересна наша культура и они бы хотели узнать больше».

Удастся ли узнать больше в городе, где нет ни культурного общества, ни украинской школы для детей, трудно сказать. Складывается впечатление, что украинская община слишком занята работой, чтобы думать о том, как создать в Италии свою маленькую Родину. Понятно, что работников в первую очередь интересует трудоустройство, но, глядя на то, как организованно действуют другие славянские иммигранты, можно им лишь позавидовать. Украинцы, вместо этого, либо же полностью ассимилируются с коренным населением, либо же совсем не воспринимают местную культуру. И когда в первом случае следующие поколения таких украинцев даже не знают о происхождении своих родителей, то во втором — Италия является лишь местом для заработка. Если Рим еще может предложить работникам частицы украинской культуры и даже украиноязычную прессу, то безынициативные маленькие города не могут этим похвастаться. Поэтому сотни украинцев так и остаются иммигрантами без Родины.

Анна РОМАНДАШ
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ