Хорватские члены правительства пришли к выводу, что Украина должна воспользоваться для мирного урегулирования конфликта на Донбассе опытом Хорватии по поводу реализации плана «Загреб-4» (Z-4). Другой вариант, который ранее рассматривался как базовый в качестве примера для нашей страны, — мирная реинтеграция хорватского Придунавья — не может быть реализован в ОРДЛО, потому что этот план стал возможным только после военной операции «Буря», а проводить ее аналогии в Украине никто не планирует.
Этот вопрос, по данным хорватских СМИ, уже обсуждала во время визита в Хорватию в марте этого года делегация Министерства по оккупированным территориям во главе с министром Вадимом Чернышом. А 26 мая в Загребе состоится заседание рабочей группы по сотрудничеству между Хорватией и Украиной, которая призвана передать хорватский опыт мирной реинтеграции для применения на Донбассе. Председателем группы с хорватской стороны будет госсекретарь МИД Хорватии Здравка Бушич, с украинской стороны — Лана Зеркаль, заместитель министра в Министерстве иностранных дел Украины.
МИРНАЯ РЕИНТЕГРАЦИЯ, КОТОРАЯ УДАЛАСЬ
Первая официальная встреча членов межгосударственной рабочей группы состоялась через шесть месяцев после объявления идеи относительно создания этого органа на выездном заседании правительства Хорватии в ноябре прошлого года в Вуковаре. Этот город был избран для предания обнародования инициативы хорватских руководителей не случайно: именно этот город является центром и символической столицей региона (Восточная Славония, Баранья и Западный Срем, т.н. хорватское Подунавье), которой было возвращено в Хорватию благодаря плану мирной реинтеграции с помощью введения переходной администрации ООН. Миссия Организации Объединенных Наций (UNTAES) была основана Советом Безопасности ООН (резолюция 1037) 15 января 1996 года и действовала в Восточной Славонии, Бараньи и Западном Среме в 1996—1998 гг..
Напомним основные этапы мирной реинтеграции хорватского Подунавья, которое было частью сепаратистского анклава Сербская Страна.
Первым этапом была тотальная демилитаризация. Этот процесс предполагал:
• выведение абсолютно всех сербских военных частей,
• разоружение местных парамилитарных соединений,
• изъятие оружия у населения.
Вхождение хорватской армии во время мирной реинтеграции не предполагалось.
Вторым этапом было введение т. н. переходной полиции...
В полицию набирали как хорватов, так и местных сербов. Патрули были смешанные и состояли из серба, хорвата и представителя ООН. Из оружия у полицейского был предусмотрен только один пистолет.
На форме «переходного» полицейского не было шевронов ни одной страны — ни Хорватии, ни Сербии, ни непризнанной республики Сербская Страна.
Третьим этапом мирной реинтеграции было возвращение беженцев.
На четвертом этапе мирной реинтеграции в регионе были проведены выборы в местные органы власти.
В голосовании имели право принимать участие только граждане Хорватии.
Пятым этапом стало внедрение в регионе национальной хорватской валюты, куны.
Шестой этап — т.н. конвалидация, частичное признание документов, которые выдавала оккупационная власть.
Седьмой этап предусматривал деятельность Национального комитета по установлению доверия. Политика восстановления доверия включала в себя и отказ от преследования лиц, которые «держали в руках оружие», но не принимали участия в убийствах или военных преступлениях.
Детально «День» написал о процессе возвращения в состав Хорватии Восточной Славонии, Бараньи и Западного Срема в марте прошлого года https://day.kyiv.ua/uk/blog/polityka/myrna-burya, после того, как группа украинских членов правительства, экспертов и журналистов ознакомилась с хорватским опытом в ходе встреч в Загребе и Вуковаре с бывшими руководителями и участниками мирной реинтеграции под эгидой ООН.
РУКА МОСКВЫ, УГРОЖАЮЩАЯ ЗАГРЕБУ
Шесть месяцев назад, когда правительство Хорватии создало рабочую группу по передаче Украине опыта мирной реинтеграции, именно план UNTAES был взят за основу. 21 ноября прошлого года, во время визита в Киев, глава хорватского правительства Андрей Пленкович отметил: «Я уверен, что Украина должна двигаться мирным путем реинтеграции... Опыт, который был использован Хорватией, приобретен в рамках работы миссии ООН. И сейчас он может быть интересен для украинского правительства».
Но инициатива хорватской власти вызвала бурю возмущения в Кремле. МИД РФ тогда немедленно обнародовал резкое и недипломатичное заявление относительно анонсированного сотрудничества. «Убеждены, что советы иностранных консультантов, которые способны создать у киевской власти опасную иллюзию допустимости в Донбассе силовых сценариев, отнюдь не будут способствовать укреплению безопасности на юго-востоке Украины», — говорилось в заявлении российского ведомства.
Тогда «День» детально проанализировал ситуацию https://day.kyiv.ua /uk/article/den-planety/myrnyy-plan-yakogo-zlyakalysya-v-moskvi. Выводы были следующие: испугал Кремль не «повод» хорватских военных операций «Молния» и «Буря», а два ключевых тезиса мирного плана возвращения хорватского Подунавья.
1 Местные выборы должны проходить только после демилитаризации и возвращения беженцев. Без выведения войск и разоружения, без гарантий безопасности никакое голосование не имеет никакого смысла — это слова одного из функционеров миссии ООН по мирной реинтеграции, которая действовала в Восточной Славонии, Бараньи и Западному Среме в 1996—1998 гг.
2 После переходного периода происходит полноценное возвращение региона в правовое поле страны, под контроль центрального правительства. Никаких особых статусов для региона мирный план ООН по реинтеграции хорватского Подунавья не предполагал.
«Это — вовсе не тот план, реализацию которого Кремль видит в Украине... Чтобы предотвратить передачу «секретных технологий» успешной реинтеграции, сейчас власть РФ «поднимает на уши» всех своих агентов», — отмечалось в статье.
На сегодняшний день изучение плана мирной реинтеграции хорватского Подунавья отброшено, и вместо этого, как пишет 13 мая издание Vecernji list (Хорватия) https://www.vecernji.hr/vijesti/nama-je-bio-neprihvatljiv-ali-plan-z4-uk... со ссылкой на анонимного участника рабочей группы с хорватской стороны, планируется передать украинцам опыт по воплощению другого мирного плана — «Загреб-4» (Z-4 или Z4). Причина — в Украине не проведена и не запланирована военная реинтеграция хотя бы какой-то части оккупированных территорий, а без этой компоненты реализация плана типа UNTAES невозможна — сепаратисты и их покровители просто не пойдут ни на какие компромиссы.
«СТРАШНЫЙ» ПЛАН, КОТОРЫЙ ПОТЕРПЕЛ КРАХ
Показательно, что подробности последних событий, связанных с изучением хорватского опыта мирной реинтеграции, украинцы должны узнавать из загребских газет. Наверное, украинские высокопоставленные должностные лица считают, что общественность в Украине может возмутиться содержанием Z-4. Что же там такого «страшного»?
Предложенный для изучения украинцам мирный план Z-4 в некоторой мере напоминает Минские договоренности. Можете убедиться сами, если сравните два документа.
Итак. План Z-4 был согласован на встрече представителей Контактной группы в составе представителей четырех международных организаций и стран-посредников — ООН, ЕС, США и РФ — в 1994 году в Российском посольстве в Загребе (именно поэтому документ имеет такое название), и окончательно одобрен «четверкой» в январе 1995 года.
Согласно плану Z-4, Сербской Стране была гарантирована широкая автономия в составе Республики Хорватия. Предусматривалось, что Сербская Страна станет почти полностью независимым юридическим лицом, но без международной правосубъектности.
Под юрисдикцией Хорватии оставались иностранные дела, оборона, международная торговля. Сербская Страна получала право на имя собственное, флаг, герб, президента, парламент, правительство, суды, полицию (но не на армию), использование своего (то есть сербского) языка и письменности, право на собственные деньги, собственные налоги, таможни и право самостоятельно заключать отдельные международные соглашения.
В Сербской Стране предусматривалось двойное гражданство (Хорватии и Союзной Республики Югославии). Жители автономии имели возможность принимать участие в общенациональных выборах в Хорватии (президентских и парламентских). Предполагалось наличие представителей сербской автономии в хорватском парламенте, в правительстве, судах и других центральных органах власти.
Хорватская армия могла войти в Сербскую Страну только по приглашению ее президента, хорватские законы должны были выполняться только по согласию власти автономии, а споры между Сербской Страной и Хорватией должен был решать специальный Конституционный суд.
Создавалось де-факто и де-юре государство в государстве.
Хорватия в принципе приняла план в качестве отправной точки для переговоров с сербскими сепаратистами. Но в то же время руководство Сербской Страны в т.н. «столице», г. Книн, не захотело рассмотреть план, который состоял из 53 страниц и нескольких дополнений. В придачу президент Сербии Слободан Милошевич даже не хотел даже принять четырех послов.
Казалось бы, для странских сербов было предусмотрено все, чего они желали. Но план Z-4 был отброшен именно сербской стороной.
Как свидетельствуют комментарии аналитиков из разных лагерей, главными преградами для воплощения мирного плана, который предложили четыре иностранных дипломата, были три момента.
Первый: в состав сербской автономии в составе Хорватии должны были войти не все районы, где, по их данным, преобладало сербское население и которые, по их планам, должны были относиться к Сербской Стране. В частности, план Z-4 не предусматривал особый статус для Западной Славонии и хорватского Подунавья, то есть Восточной Славонии, Бараньи и Западного Срема, которые на то время контролировались сербами. Согласно замыслу, в этих регионах, как и в других, которые не вошли в согласованную «четверкой» территорию Сербской Страны, должна была произойти постепенная передача власти со стороны сербов хорватской власти, и, в конце концов, эти районы должны были вернуться в состав Хорватии и стать полноценными частями хорватского государства без дополнительных привилегий. Для хорватского Подунавья этот процесс должен был длиться два года, для всех других регионов он должен был начинаться немедленно. Такая перспектива не устраивала сербов.
Второй: территория сербской автономии по плану Z-4 была «разорванной» на два куска, и сербы считали, что изолированные друг от друга анклавы также могут быть легко возвращены под контроль хорватской власти.
Третий. Милошевич был уверен, что начало реализации плана по созданию широкой сербской автономии в составе Хорватии приведет к росту сепаратистских настроений в самой Сербии. В частности, особого статуса начнут активно требовать Воеводина, Санджак и, в первую очередь, Косово, и страну ожидают новые потрясения.
РЕШЕНИЕ СЕКОНД-ХЕНД
В итоге основным результатом мирного плана Z-4 стало начало процесса военной реинтеграции сербских сепаратистских анклавов в состав Хорватии. Отказ сербов согласиться на условия, предложенные Контактной группой в составе четырех дипломатов, стал мотивом и оправданием для двух наступательных операций хорватской армии и полиции: «Молния» в мае и «Буря» в августе 1995 года. За несколько дней боевых действий хорваты полностью освободили основные территории, на которых была расположена Сербская Страна. После чего в регионе, который остался под сербским контролем — хорватское Подунавье с центром в Вуковаре — стартовала программа мирной реинтеграции UNTAES. По возвращении через два года и этой территории в состав Хорватии процесс возобновления территориальной целостности страны окончательно завершился.
Впрочем, Украине предлагают начать с начала и заняться поисками компромиссов, отбросив военные варианты деоккупации. Для этого мы и должны узнать у хорватов больше о плане Z-4.
Кроме всего, что уже написано об этом документе выше, есть еще один важный момент. Неофициально все участники тогдашних переговоров уверяют: «Если бы от Z-4 не отказались сербы, это сделали бы хорваты». А хорватские высокопоставленные должностные лица прямо говорят: нам повезло, что сербы не пошли на компромисс.
В действительности Хорватия никогда не одобряла Z-4 полностью и окончательно. Этот документ всего лишь брался за основу для переговоров — и все. Комитет по мирной реинтеграции оккупированных регионов и Комитет по Конституции хорватского парламента вообще пришли к выводу, что план Z-4 для Хорватии является неприемлемым, потому что Основной закон государства не предусматривает ни федерального, ни, тем больше, конфедеративного уклада. Но... «Для нас план Z-4 был неприемлемым, но украинцам он может быть полезным», — цитирует Vecernji list представителя Хорватии в хорватско-украинской рабочей группе.
Совет хорватов можно трактовать так: не хотите воевать — договаривайтесь о компромиссах. И именно этот, так и не реализованный в Хорватии опыт воплощения компромиссных решений под названием «Загреб-4», похоже, и будет перенимать Украина.
Такое хорватско-украинское сотрудничество уже не вызывает ни критики, ни возмущения со стороны Кремля.