Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как Украина снова отгородилась от мира

Почему мы не увидели операцию по поднятию чилийских горняков?
18 октября, 2010 - 20:03
ЧИЛИЙЦЫ НАБЛЮДАЮТ ЗА СПАСЕНИЕМ ГОРНЯКОВ, КОТОРЫЕ ПОПАЛИ В ПОДЗЕМНЫЙ ПЛЕН. НИКТО НЕ СКРЫВАЕТ СВОИХ ЭМОЦИЙ / ФОТО РЕЙТЕР

Современному миру нужны позитивные эмоции. И не «силиконовые», как некоторые части тела гламурных дамочек, не накачанные психоэнергетической «виагрой», не вымученные разнообразными онлайновыми подглядываниями в щелочку, нет, — настоящие. Эмоции, которые бы свидетельствовали: человек способен еще на что-то, кроме как зарабатывать деньги и тратить их. На что-то более высокое, чем ежедневная погоня за механическим зайцем материальной прибыли.

Это неуловимое «что-то» глобализированная планета пока что не может назвать. Но оно наглядно проявляет себя в те моменты, когда человечество действительно становится целостным сообществом, наблюдая за знаковыми событиями, сопереживая их героям и принимая в той или иной степени участие в них, — пусть и пересылкой банальных денег, но от всего сердца. Все человечество, за исключением его нескольких сегментов: тех, которые не имеют практического доступа к телевидению и интернету, и тех, где телевидение построено таким своеобразным образом, который скорее разъединяет, чем объединяет нацию с человечеством.

Именно так и произошло на прошлой неделе, когда почти весь мир буквально затаив дыхание следил за завершением спасательной операции на чилийской шахте Сан-Хосе. Напомню, что на этой шахте после обвала 33 горняка остались отрезанными на глубине 700 метров. Пока с ними установили контакт и узнали, что они живы, прошло 17 суток в подземной тьме. Еды и воды было мало, но горняки смогли выдержать, сохранить человеческий облик, веру в спасение.

Решающую роль в этом сыграл начальник смены 54-летний Луис Урсу. По словам коллег, Луис Урсу — твердый, но очень вежливый человек. Никто и никогда не слышал от него плохого слова (представьте-ка такого начальника смены на украинской шахте!). В детстве он рано потерял отца и помогал воспитывать шестерых младших братьев. Его качества лидера и организатора, ярко проявившиеся при критических обстоятельствах в аварийной шахте, были достойно оценены экспертами NASA, дававшими чилийцам консультации по методике выживания в экстремальных условиях. А еще Урсу — убежденный сторонник демократии (много ли таких среди наших начальников шахтерских смен?), и все решения в подземной тьме принимались не по принуждению начальника, а по убеждению, большинством голосов или консенсусом. Так же консенсусом было принято решение и о том, чтобы не рассказывать на поверхности о некоторых не слишком симпатичных эпизодах первых 17 дней, когда никто из горняков не знал, найдут ли их и ищут ли вообще...

Почему я так подробно об этом рассказываю? А потому что об этом и о многом другом говорил почти весь мир, сопереживая шахтерам и спасателям на протяжении последней фазы работ по освобождению узников шахты Сан-Хосе. 70-суточное пребывание под землей отрезанных от мира горняков — явление действительно уникальное; не менее уникальна и спасательная операция, проведенная правительством Чили в сотрудничестве с другими государствами и с частным бизнесом. Уникальным можно считать и освещение этого события масс-медиа. За ходом почти 23-часовой операции по подъему горняков следило непосредственно на месте события более 1500 журналистов. Ведущие телеканалы мира провели своеобразный круглосуточный марафон, прерывая прямую трансляцию лишь короткой информацией о других событиях. Таким образом, для абсолютного большинства планеты главным событием стало спасение горняков — оно, на мой взгляд, так и было как с объективной точки зрения (ведь что там ничтожность отечественных политиканов в студиях наших каналов или фанатичное смертолюбие террористов по сравнению с подвигом человеческого духа, с самоотверженными действиями всей нации, объединившей усилия ради спасения сограждан), так и с субъективной, с точки зрения журналистского сообщества. Ведь какие интересные характеры, какие повороты сюжетов! Настоящий латиноамериканский сериал, только без актеров, на самом деле, в реале, — и куда там тем бездарям из разных «Домов» до простых чилийских шахтеров и по уровню интеллекта, и по чувству юмора, и по смелости действий!

Как вам нравится мужчина, сыплющий остротами на 700-метровой глубине, еще не зная, освободят ли их из ловушки, и подбадривающий не только тех, кто около него, но и при помощи спущенной по тонкой скважине видеокамеры тех, кто наверху готовит спасательную операцию? А другой, который после более чем двухмесячного подземного заточения появляется на поверхности тщательно выбритым, чуть ли не при галстуке? А еще один, пригласивший встречать его сразу и жену, и любовницу? А шахтер-ветеран, который уже трижды побывал под обвалами и все равно не собирается бросать свою работу, потому что таким уж он уродился? Интересные люди, драматичные повороты событий, новая информация, требующая осмысления.

И едва ли не самое главное в этой информации — это феноменальные, в чем-то неожиданные успехи латиноамериканских инженеров. Пробурить невероятно точно сначала тонкие скважины, по которым горнякам поступало необходимое, — от воздуха до еды и медикаментов; за минимальный срок сконструировать спасательную капсулу «Феникс» и все остальное нужное оборудование; добиться того, чтобы оно работало безотказно (в этом все зрители смогли наглядно убедиться), — это очень непросто. Конечно, была помощь со стороны США, прежде всего космического агентства NASA, но главное делалось на месте и руками местных инженеров. Поэтому не только петь и танцевать (а еще — делать революции и играть в футбол) умеют в этой части света, и это теперь следует учитывать всем, кто хочет дружеских и деловых отношений со странами Латинской Америки. А еще мы увидели солидарность властей, труда и капитала. Непосредственно на спасательную операцию государственное предприятие Codelco потратило $15 миллионов, еще семь миллионов долларов потратили частные фирмы. Это так называемые оперативные расходы, в которые не включены другие траты, например, на питание и проживание родственников горняков в лагере «Надежда» у места бурения скважины. А чилийский предприниматель Леонардо Фаркас передал родственникам шахтеров чеки на 10 тысяч долларов для каждого из 33 горняков. Он обратился к коллегам по бизнесу с призывом увеличить эти индивидуальные бонусы до миллиона долларов каждому, чтобы, по его словам, «эти люди после освобождения из-под земли могли обеспеченно жить, не работая». Соберут ли бизнесмены такие значительные суммы — неизвестно, но деньги уже поступают.

Но какими деньгами можно измерить радость страны, граждане которой в ту минуту, когда на поверхности появилась капсула с первым шахтером, обнимались и целовались друг с другом на всех улицах и площадях страны; все церкви которой торжественным перезвоном сообщили о хороших новостях?

Нет, это невозможно пересказать — это нужно было видеть, пусть и не на месте событий, а с помощью телевидения. Нужно было видеть безгранично уставшего, но и безгранично счастливого президента Чили уже после завершения спасательной операции, когда он обращался ко всем соотечественникам. Конечно, Себастьян Пиньера более суток провел без сна на площадке около скважины, лично встречая каждого поднятого «Фениксом» шахтера и находя для каждого какие-то особые слова (хочешь представить на его месте кого-то из украинских правительственных чиновников с их «неутомимостью» и «самоотверженностью» — и не хватает фантазии...).

И тут мы подходим к неутешительному для нашей страны моменту.

Кто-то сравнил уникальную спасательную операцию с высадкой человека на Луну. Не знаю, корректно ли это сравнение, но, по крайней мере, в одном здесь схожесть полная: тогда прямую телетрансляцию с места события смотрело все человечество, кроме СССР, КНР и их сателлитов. Сегодня СССР вроде бы нет, но...

Конечно, у нас как раз в эти дни произошла ужасная трагедия на железнодорожном переезде под Марганцем. Конечно, у нас был траур. Но все же порадоваться по поводу того, что 33 мужественных человека на другом конце Земли спаслись от скоропостижной смерти — не грех. И стать причастными при помощи телевидения к этому всемирно значимому событию — тоже не грех. Тот, у кого есть соответствующие каналы в пакетах кабельного телевидения или неограниченный доступ к интернету, смог это сделать и без помощи отечественных вещателей, которые давали слишком скупую информацию. Но почему бы и украинским телеканалам не брать пример с лучших западных новостейщиков? Неужели же главная причина здесь в том, что на фоне чилийских властей, бизнеса, инженерии, наконец, шахтеров и всей нации соответствующие измерения нашего бытия будут выглядеть не слишком симпатично?

Сергей ГРАБОВСКИЙ
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ