Украинский кризис существенно изменил обстановку в регионе Южного Кавказа. И так неспокойный регион, переживший в августе 2008 года Кавказскую войну, столкнулся с очередной российской угрозой.
Больше всех это ощущают Грузия и Азербайджан. У них либо непосредственно Россией, либо при ее поддержке была отторгнута часть территории. Москва же и является главным тормозом в возможном урегулировании Нагорно-Карабахского конфликта, поддерживая Армению и располагая на ее территории свои вооруженные силы.
• Игра военными мускулами происходит не только вдоль украинской границы. Так называемые внезапные проверки боеготовности докатились до этого региона. Каспийская флотилия военно-морских сил России 6 мая начала военные учения. В них задействовано около 20 боевых кораблей и судов обеспечения. В море экипажи ракетных и артиллерийских кораблей выполнят комплекс различных стрельб по морским, береговым и воздушным целям. Значительная часть учений проходит близ морских границ Азербайджана — на Махачкалинском полигоне.
Хотя из Москвы постоянно говорят, что такие учения запланированы давно, тем не менее, время и место, а также количество развертываемых подразделений, отработка задач и прочие атрибуты наглядно показывают, для чего и, самое главное, для кого подобные тренировки проводятся.
Не приходится сомневаться, что главным адресатом является Азербайджан. Его достаточно независимая от Москвы политика уже давно раздражает Белокаменную. Интересно, на что на берегах Москвы-реки рассчитывали? Поддерживать Армению, отторгнувшую часть азербайджанской территории, и требовать от Баку любви и согласия?
Вторым адресатом, как ни парадоксально на первый взгляд, есть ближайший союзник по Таможенному союзу и ОДКБ Казахстан. У Астаны накопился довольно длинный список претензий к Москве. Они носят экономический и финансовый характер, но рискуют очень быстро перерасти в политический. Так что лишний раз показать союзнику предел его свободы действий для Кремля представляется не лишним. Заодно и в Ашхабаде должны принять к сведению новый тренд российской политики.
Не удивительно, что в Баку и Тбилиси пытаются заручиться поддержкой, в первую очередь, ближайших соседей.
• Недавно президент Азербайджана Ильхам Алиев нанес визит в Тегеран. Отношения двух стран переживали разные времена и не очень удивительно, что в двух столицах решили попытаться это исправить. Характерно, что вслед за президентом Азербайджана, Иран посетил министр обороны Закир Гасанов по приглашению его иранского коллеги Хоссейна Дехкани. Очевидно, речь шла о сотрудничестве в военной сфере.
С учетом сходных позиций Ирана и России по широкому кругу вопросов, в том числе и в каспийском регионе, трудно ожидать существенного потепления отношений между Баку и Тегераном. Значительным шагом вперед может служить даже тот факт, что между странами в результате переговоров устанавливаются обычные прагматичные связи во многих областях.
Гораздо важнее для Азербайджана сотрудничество с Израилем. Оно касается многих сторон: от промышленности и сельского хозяйства до экологии. Тем не менее, следует выделить взаимодействие в военно-технической сфере.
Отметим визит израильского министра иностранных дел Авигдора Либермана в Баку. Он после встречи со своим азербайджанским коллегой Эльмаром Мамедъяровым заметил, что «Это мой пятый визит в Азербайджан. Я приезжаю, как к себе домой».
• Визиту израильского министра в азербайджанской столице придавали большое значение. Он был принят президентом Ильхамом Алиевым и министром обороны генерал-полковником Закиром Гасановым. Несомненно, что в первую очередь обсуждались вопросы военно-технического сотрудничества. Израиль поставляет в Азербайджан широкий спектр вооружений, в том числе ракет, систем наведения и беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). С учетом складывающейся обстановки, в Баку заинтересованы в усилении такого сотрудничества и увеличении поставок вооружений.
Еще одним фактором обеспечения безопасности в регионе оказался саммит президентов Азербайджана, Грузии и Турции, прошедший в Тбилиси.
Хотя значительное внимание участники встречи уделили вопросам энергетики и транспортировки энергоресурсов, политические проблемы также были затронуты.
Президент Турции Абдулла Гюль отметил также, что конфликты на Южном Кавказе должны быть урегулированы в рамках территориальной целостности государств. «Мы еще раз подтвердили, что поддерживаем территориальную целостность Грузии и Азербайджана, и отметили важность урегулирования региональных конфликтов в рамках мира и территориальной целостности».
По словам президента Турции, во время трехсторонней встречи, наряду с региональными, обсуждались и глобальные вопросы. «Мы едины во мнении, что украинский политический кризис окажет влияние на мир и стабильность в нашем регионе, и являемся сторонниками урегулирования политического кризиса в Украине в рамках территориальной целостности и международного права... Турция, Азербайджан и Грузия — единомышленники в украинском вопросе». Абдулла Гюль заверил, что Турция внимательно следит за положением крымских татар.
Из приведенных фактов следует существенное изменение политической конфигурации в регионе Южного Кавказа.
Во-первых. Азербайджан и Грузия оказались перед непосредственной угрозой свой независимости. Хотя в отношении двух государств пока не следуют подобные высказывания из Москвы, тем не менее, такая, с позволения сказать, тишина — довольно угрожающая. И проведение маневров в каспийском регионе может стать начальным этапом перехода к непосредственному давлению.
Во-вторых. Азербайджан оказался зажатым с трех сторон: Россия, Армения, как продолжение первой, в какой-то мере Иран. Попытка наладить отношения с последним пока увенчалась относительным успехом. Тегеран будет настаивать на прекращении сотрудничества с «третьими государствами», под которыми подразумеваются Израиль, США и ЕС. Отказаться от взаимодействия с ними Баку не может, так как просто останется безоружным перед лицом непосредственной военной угрозы, в первую очередь, со стороны Армении. В дальнейшем и России. Гонка вооружений в регионе просто не оставляет азербайджанскому руководству других возможностей защитить свою страну, что и подтвердил последний визит израильского министра иностранных дел.
Грузия примерно в таком же, если не сказать еще худшем, положении. Российские войска стоят в непосредственной близости от Тбилиси, и проблема обороноспособности страны стоит очень остро. Все дипломатические усилия нового грузинского руководства хоть как-то разрядить взаимную с Россией напряженность, не дают результата. Это и понятно, ведь Москва требует полной капитуляции, на что любое уважающее себя государство пойти просто не может.
В-ТРЕТЬИх. Развитие украинского кризиса наглядно показывает: ЕС и США готовы оказывать государствам на постсоветском пространстве в основном дипломатическую поддержку. К тому же неполную и весьма противоречивую. Деятельность Минской группы по урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха показывает ее полное бессилие и непоследовательность. В чем-то на Запад можно надеяться, но в весьма ограниченных формах.
Приведенные и другие факторы заставляют Азербайджан и Грузию формировать региональные объединения безопасности. Здесь их естественным партнером выступает Турция. Политический треугольник Баку — Тбилиси — Анкара обещает стать реальной альтернативой агрессивному курсу Москвы и связанного с ней Еревана.
Возможно, что в будущем в таком союзе найдется место и для Украины. Когда отобьемся и поставим российских агрессоров на надлежащее им место.