Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Казахстанский транзит власти

Назарбаев не хочет повторять ошибок Каримова и готовит будущее заранее
13 сентября, 2016 - 10:27
ФОТО РЕЙТЕР

Относительно внезапный уход президента Узбекистана Ислама Каримова обострил проблему транзита власти в государствах Центральной Азии. Вроде решили пойти по конституционному пути и передать временную власть председателю сената Нигматилле Юлдашеву, как тот от такой ноши отказался из-за ее непосильности для него. Ничего не оставалось делать, как назначать исполняющим обязанности президента премьера Шавката Мирзияева.

И сразу все пошло по давно наезженной колее. Как пишет интернет-издание «Фергана.Ру», начался раздел бизнеса семьи бывшего президента. По информации, циркулирующей в деловых кругах, проходят проверки финансово-хозяйственной деятельности крупнейшего в Узбекистане оптового рынка импортных товаров Абу Сахий и одноименной компании. Как говорят в Ташкенте, она принадлежит мужу младшей дочери Каримова Тимуру Тилляеву. Крышей служила супруга бывшего президента Татьяна Каримова. Она контролировала таможню и ввоз импортных товаров. Начавшиеся проверки означают, что этот бизнес теперь перейдет под контроль клана вероятного президента Узбекистана Мирзияева и этим отжимом дело не ограничится.

В политическом смысле такое развитие событий означает, что влияние Татьяны Каримовой стремительно слабеет.

В Казахстане не только внимательно следят за событиями у соседей, но и примеряют их на себя. Ведь проблема транзита власти в Астане не менее острая, чем в Ташкенте.

Здесь мы имеем несколько плоскостей как внутриполитического, так и международного характера.

Во-первых. Внешняя схожесть режимов в Казахстане и Узбекистане основана не только на деспотичности выстроенной власти. Для обеих стран характерно наличие весьма сильных кланов, в казахском варианте жузов. Их противостояние способно серьезно нарушить с таким трудом выстроенную стабильность. В такое противостояние могут вмешаться исламские радикалы, что еще больше усугубит ситуацию.

Эта опасность в той или иной мере осознается правящими элитами, но пример Казахстана показывает на возможную дестабилизацию. Достаточно вспомнить события Жанаозене, вызванные местными элитами недовольными политикой Астаны в отношении западной части Казахстана. Последующие вылазки исламистов также не обошлись без поддержки местных. В таких условиях скорость транзита власти и способность основных игроков быстро договориться о кадровых перестановках приобретает важнейшее значение.

Во-вторых. Несмотря на очевидные сходные черты между режимами есть значительная разница. Экономическая ситуация в Казахстане несравненно лучше. Несмотря на девальвацию тенге, все-таки нет черного валютного рынка в больших размерах. Практически отсутствует трудовая миграция в Россию. Все это не означает, что все хорошо, но остроты характерной для соседей нет.

Система власти в Казахстане значительно отличается от соседей. Как считает российский эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов, «В Казахстане установилась полупросвещенная автократия. Хотя лидер бессменно руководит страной, и все происходит по его воле, но он сумел обеспечить приход во власть выдающихся менеджеров, организаторов производства и молодых технократов. Он подготавливал их такими программами, как «Болашак» (каз. будущее), когда молодые люди направлялись на учебу за границу и затем возвращались на родину. В стране возник значительный слой экономически и технически подготовленных менеджеров и инженеров, готовых взять управление страной. В определенной мере это сглаживает деление на жузы и уменьшает клановое влияние.

В-третьих. При всей важности Узбекистана, как самого населенного государства региона для России именно Казахстан имеет первоочередное значение. В первую очередь из-за протяженной и практически не контролируемой границы. Понятно, что проблемы транзита власти в Астане в Москве воспринимают как свои. К тому же Кремль тоже не застрахован от подобного. Ведь все ходим под Луной и в жизни все может быть.

Возможно, что это простое совпадение во времени, так как о предстоящих кадровых изменениях в правительстве Казахстана говорили довольно давно, но увольнение премьера пришлось именно на период после смерти Каримова.

Глава правительства Карим Масимов руководил кабинетом с 2007 по 2012 год, потом работал главой президентский администрации, а в 2014 году вернулся на премьерский пост. Даже его противники отмечают, что ему многое удалось на посту. В частности, Казахстан относительно легко прошел кризис 2007—2008 гг. В страну было привлечено много китайских инвестиций. Нынешний кризис довольно сильно ударил по экономике и Назарбаев решил кадровой перестановкой сбросить накопившийся негативный материал.

Масимов назначен на пост руководителя Комитета национальной безопасности. Формально это понижение, но очевидно, что далеко такого опытного менеджера Назарбаев не отпускает. Масимов блестяще владеет английским, китайским и арабским языками. Возможно, президент хочет дать ему возможность набраться опыта и специфических знаний в сфере национальной безопасности. В случае непредвиденного транзита власти такой человек на столь важном месте очень будет нужен. В то же время директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев считает, что Масимов потерял статус фаворита.

Премьером назначен Бакытджан Сагинтаев, работавший первым заместителем у Масимова. Вероятно Назарбаев хочет присмотреться к нему на новом посту и определить его возможную дальнейшую карьеру.

Есть еще один участник произошедших перестановок. Газета The Financial Times приводит мнение специалиста международной консалтинговой компании GPW Ливии Пагги, что дочь нынешнего президента и вице-премьер Дарига Назарбаева является главным бенефициаром отстранения премьера. «Смещение Масимова, кажется, дает понять, что Дарига все еще в игре в роли потенциальной преемницы».

В Казахстане постепенно проводятся конституционные изменения в сторону перехода к парламентско-президентской форме правления. В этом смысле пост премьер-министра становится ключевым. С точки зрения безболезненного транзита и сохранения нынешней структуры власти и места в ней членов Семьи возможен в ближайшем будущем приход Дариги на пост премьера.

В любом случае многоопытный Назарбаев не хочет повторять ошибок Каримова и готовит будущее заранее. Одна проблема. Чтобы не получилось, как в известной притче. Если хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах.

Юрий РАЙХЕЛЬ
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ