Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Когда «независимость» угрожает здоровью в глобальных масштабах

29 сентября, 2008 - 19:52

Об этой концепции вы, скорее всего, никогда не слышали: «вирусная независимость». Об этой опасной идее мы узнали благодаря министру здравоохранения Индонезии Сити Фадили Супари, которая утверждает, что смертельные вирусы являются суверенной собственностью наций — даже если они переходят границы и могут представлять пандемическую угрозу всем народам земного шара. Политические лидеры во всем мире должны обратить на это внимание — и предпринять весьма действенные меры.

Большая часть вспышек птичьего гриппа за последние четыре года, как среди людей, так и среди домашней птицы, произошла в Индонезии. По данным Всемирной организации здравоохранения, в этой стране среди кур и людей распространились, по крайней мере, 53 вида птичьего гриппа H5N1.

С 2005 года Индонезия поделилась с ВОЗ образцами только двух вирусов из 135 случаев заболевания людей H5N1 (110 из которых умерли). Хуже то, что Индонезия больше не уведомляет своевременно ВОЗ о вспышках птичьего гриппа или случаях заболевания людей. С 2007 года правительство этой страны открыто пренебрегало международными медико-санитарными правилами и рядом других соглашений с ВОЗ, под которыми Индонезия поставила свою подпись.

Кроме того, правительство Индонезии угрожает закрыть подразделение №2 Морской медицинской службы США (NAMRU-2) — общественную лабораторию, в которой работают индонезийские и американские военные ученые. NAMRU-2 представляет собой одну из лучших лабораторий по наблюдению за болезнями в мире, предоставляя медикам во всем мире жизненно важную и ясную информацию. Правительство Индонезии обвинило ученых NAMRU-2 во всем, начиная от извлечения прибыли из их «независимых вирусов», до производства птичьего гриппа H5N1 как части предполагаемой биологической военной схемы. Этим нелепым заявлениям нет доказательств.

Год назад заявления Супари о «вирусной независимости» выглядели аномальными. Тем не менее, вызывая опасения, это явление переросло в движение глобального масштаба, поддерживаемое саморазрушительными антизападными настроениями. В мае министр здравоохранения Индии Анбумани Рамадосс поддержал эту концепцию во время обсуждения в Бангладеше, а Движение неприсоединения — организация, состоящая из 112 государств, которая сохранилась со времен холодной войны, согласилась рассмотреть возможность о формальном признании этой концепции на ноябрьском заседании.

Индонезия считает, что право нации на контроль всей информации о местных открытых вирусах должно защищаться теми же механизмами, которые Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН использует для гарантирования прав бедных стран на монопольное владение и патентирование семян местных растений этих стран. Согласно соглашению ФАО по использованию семян, нация может регистрировать растения, делиться своими семенами и получать прибыль из конечного продукта. Подобная полезная практика уменьшает возможности эксплуатации, к которым иногда прибегают транснациональные корпорации и богатые правительства для получения чрезмерной прибыли от местного сельского хозяйства.

Тем не менее, распространение подобной практики на вирусы является опасной непредусмотрительностью. Если бы концепцию «вирусной независимости» применили в отношении HIV 25 лет назад, сегодня у нас не было бы централизованной базы тысяч разновидностей HIV, которая позволяет ученым тестировать лекарства и вакцины против различных штаммов вирусов, приводящих к СПИДу. Еще более нелепо распространять право на независимость на вирусы, которые, подобно гриппу, могут переходить международные границы с перелетными птицами.

В этот век глобализации неспособность обеспечить широкий доступ к образцам вирусов угрожает появлением нового штамма гриппа, который будет размножаться незаметно, пока ситуация не выйдет из-под контроля и не закончится пандемической катастрофой наподобие той, что унесла жизни десятков миллионов людей в 1918 году. Как мир понял после появления тяжелого острого респираторного синдрома (ТОРС) — который изначально появился в Китае в 2002 году, но о котором китайские власти не давали сведений, пока он не распространился на территорию четырех других государств, — глобальные угрозы здоровью требуют абсолютной прозрачности в глобальном масштабе.

Из ряда источников поступают веские доказательства того, что формы птичьего гриппа, циркулирующие в Индонезии, более опасны, чем в других местах, и что в нескольких случаях они могли напрямую передаться от одного человека другому. На протяжении двух лет ВОЗ безуспешно пыталась обосноваться в Индонезии. Под давлением ученых со всего мира в июне Индонезия согласилась поделиться генетическими данными по некоторым вирусным образцам, но не самими микробами. Без доступа к вирусам невозможно проверить точность такой генетической информации или разработать вакцины против смертоносных микробов.

Возмущенная Супари обвинила ВОЗ в том, что та передаст любой вирус, а не только H5N1, фармацевтическим компаниям, которые в свою очередь станут производить продукцию, ослабляющую бедных людей, чтобы «продолжить свой прибыльный бизнес, продавая новые вакцины» (это обвинение странным образом напоминает сюжет романа Джона Ле Карре «Вечный садовник»). ВОЗ получила поручительства от ведущих мировых фармацевтических компаний не эксплуатировать международные базы генетических данных с целью извлечения прибыли, однако это не смогло удовлетворить Индонезию.

Заявление Индонезии, что NAMRU-2 представляет военный биологический объект, должно получить прямой ответ. Посол США в Индонезии Камерон Хьюм активно пытается предотвратить катастрофу. До сих пор от высших лиц США было недостаточно поддержки. Необходимо, чтобы они приняли участие в решении проблемы. Также Китай должен использовать свое значительное влияние на Индонезию в этом вопросе — в своих же собственных интересах.

Отказ предоставить доступ для мировых учреждений здравоохранения к потенциально пандемическим штаммам вирусов вызывает порицание с моральной стороны. Разрешение Индонезии и другим странам перевести данный вопрос в разряд еще одного противостояния богатых и бедных, исламского мира и Запада, может привести к трагическим результатам, а также разрушительному кризису здравоохранения в каждой точке земного шара в любой момент.

Ричард ХОЛБРУК — бывший посол США в ООН, президент Всемирной коалиции по ВИЧ/СПИДу, туберкулезу и малярии. Автор ежемесячной колонки в газете The Washington Post. Лори ГАРРЕТ — старший сотрудник Совета международных отношений, занимается вопросами состояния здоровья во всем мире.

Ричард ХОЛБРУК и Лори ГАРРЕТ. Проект Синдикат для «Дня»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ