Накануне президентских выборов в Колумбии, состоявшихся в воскресенье 28 мая, самый широкий опрос общественного мнения предсказывал колумбийскому президенту, консерватору Альваро Урибе — 55% голосов, а его ближайшему сопернику, кандидату левых Карлосу Гавириа — 24%. Колумбийская пресса, пытаясь расшифровать возможные итоги выборов, констатировала, что вряд ли стоит ждать напряженной борьбы за президентское кресло, и уверенно прогнозировала получение второго президентского мандата консервативному кандидату.
Альваро Урибе избрал своим самым большим приоритетом во время предвыборной гонки общественную безопасность, тогда как его соперник акцентировал внимание электората на необходимости перемен в социальной сфере. В то же время были и некоторые неожиданности, а именно появление выдвиженца от левого центра кандидата Либеральной партии Горацио Серпа. Подобное формирование предвыборной политической палитры — почти невероятный факт в стране, где многие годы у власти находились только две политических группы: либералы и консерваторы. Но в рядах альтернативного демократического полюса, поддерживающего Карлоса Гавириа, до последнего времени господствовал оптимизм, и они не собирались довольствоваться лишь возможностью получить самый высокий электоральный результат в истории колумбийских левых. Их цель была — встреча во втором туре один на один с Альваро Урибе.
Стоит вспомнить, что на выборах в 2002 году 11 миллионов колумбийцев, выбирая между Альваро Урибе и Горацио Серпа, отдали убедительное преимущество первому. Тогда Урибе поддержали больше 50% избирателей. Сегодня же вряд ли у планов колумбийских левых есть шансы стать совершившимся историческим фактом. Три фактора говорят в пользу этой гипотезы: зима в Колумбии, затяжной уик-энд, длящийся в стране с субботы 27 до понедельника 29 мая, и отсутствие общего желания противостоять кандидату, который собирается «смести» своих соперников еще в первом туре. Зима действительно смягчает климат политического противостояния, а аргумент затяжного уик-энда очень действенный, потому что сотни тысяч колумбийцев оставят свои города в поисках отдыха, и значительная их часть вряд ли вернется домой раньше вечера понедельника.
Но кроме вероятного переизбрания под «знаком безопасности» (заключающегося во внедрении кардинальных реформ в направлении обеспечения колумбийского государства твердыми юридическими нормами для противостояния вооруженным группам, посягающим на национальную безопасность и демократию), нельзя не обратить внимание на тот факт, что накануне выборов была провозглашена еще одна «новость» — объявление лидеров главной группы левых мятежников — Революционных вооруженных сил Колумбии (FARC) — о намерении не бойкотировать президентские выборы. А руководитель марксистских партизан Рауль Рейес даже призывал голосовать против Альваро Урибе.
Колумбийские эксперты почти уверены, что в течение второго срока президентства Альваро Урибе будут достигнуты успехи в мирных переговорах между правительством и FARC. Первыми признаками возможности достижения в будущем определенного политического консенсуса действительно могут служить одновременные заявления президента, баллотировавшегося на второй срок, и марксистских партизан. В этом смысле вполне можно говорить о том, что Альваро Урибе радикально пересмотрел свои позиции, предлагая созвать Национальное собрание, которое должно стать результатом мирного диалога с партизанами. Президент даже расшифровал свое предложение, утверждая, что правительство готово очертить демилитаризованную зону национальной территории для того, чтобы начать диалог с FARC. При этом вряд ли стоит пытаться интерпретировать отказ FARC от саботажа выборов, как слабость марксистских мятежников. От FARC после выборов можно ждать любых неожиданностей, и колумбийскому правительству стоило бы к этому приготовиться.
В пользу победы Альваро Урибе говорило и то, что за свою первую президентскую каденцию он завоевал авторитет и уважение у колумбийского народа. Колумбийцы увидели в лице Урибе национального лидера, близкого их интересам и использующего свои властные полномочия на благо нации. В то же время они не хотят обращать внимания на ни один из его недостатков авторитарного правления и отделяют от его персоны демагогию и политические скандалы в его правительстве. В Колумбии многие уверены, что впервые в истории Колумбии появляется реальный шанс выбрать в 2010 году левого президента, и соответственно, левое правительство. На это указывают несколько фактов. Первый — правительство Альваро Урибе во время своей второй каденции не способно будет многое сделать для преодоления общественного кризиса, а это, в свою очередь, откроет путь к победе левому кандидату, поскольку консерваторы будут нести прямую ответственность за последствия этого кризиса. Второй заключается в том, что задекларированная предварительно левыми программа способна предложить настоящие общественные перемены, разбудить огромные надежды у колумбийцев. Третий — на примере Лучо Гарсона в муниципалитете Боготы, благодаря которому левые демонстрируют, что кроме того, как противостоять и протестовать, они способны править разумно и управлять эффективно. Четвертый — что в последнее время левые пришли к власти во многих странах Латинской Америки и этот факт, с учетом недостаточных изменений в социальной сфере, может стать движущим фактором к продолжению этой традиции и в Колумбии.
И хотя в Колумбии мало кто сомневался в том, что итоги президентских выборов были определены предварительно, но как отмечает колумбийская ежедневная газета «El Tiempo», «воскресные выборы стали ключом к выборам 2010 года. Когда Урибе переизберут, то кто будут следующие кандидаты, и каковы у них будут шансы на президентских выборах через четыре года»?