Визит азербайджанского президента Ильхама Алиева в Турцию принес для России неприятные новости. По итогам первого заседания азербайджано-турецкого Совета стратегического сотрудничества на высшем уровне был подписан пакет газовых соглашений, касающихся второй стадии проекта «Шах Дениз». Он рассматривается в качестве основного источника энергоресурсов для «Южного газового коридора», альтернативного российским проектам поставок газа в Европу. Согласно заключенному договору, Азербайджан будет поставлять в европейские страны 10 млрд. куб. м газа ежегодно, а в Турцию — шесть млрд.
Турцией и Европой дело не ограничивается. Подписанное соглашение позволит Азербайджану поставлять природный газ в страны Ближнего Востока и Юго-Западной Азии. Как заявил агентству Trend официальный представитель министерства энергетики Иордании Махмуд Аль-Эйс, «Иордания рассматривала закупку азербайджанского газа в Турции по морскому маршруту и по сухопутному — путем присоединения азербайджано-турецкого газопровода к Панарабскому. Соглашение между Турцией и Азербайджаном облегчит процесс приобретения газа». Он также сказал, что Иордания намерена построить новый терминал для приема сжиженного газа в порту Акаба. Всего планируется закупать более 1,5 миллиарда кубометров газа в год. Рассматриваются проекты поставок азербайджанского газа через Турцию в Израиль и Сирию. С последней уже есть соответствующий договор, но его реализация остановилась из-за внутриполитических проблем Дамаска.
Неприятности России не ограничиваются все большей проблематичностью реализации любимого детища Владимира Путина — трубопровода South Stream. Турция не только охладела к самой идее проложить его через свою экономическую зону, но и демонстрирует чрезвычайную заинтересованность — а теперь еще и действует в этом направлении — в проектах, проходящих через ее территорию. И заинтересованность эта не столько коммерческого свойства, сколько политического.
От South Stream Анкара особо ничего не получает. Даже платы за транзит. Уступки в цене на газ от России, во-первых, не такие большие и ограничены во времени. Во-вторых, разветвленная транспортная инфраструктура не только из Каспийского региона, а также из Ирана и Ирака дает в руки турецкому руководству целый ряд политических козырей не только на переговорах с Европой, но и с другими весьма важными странами Ближневосточного региона.
Политическая концепция министра иностранных дел Турции Ахмета Давутоглу — «нуль проблем с соседями» — не только не дала существенных результатов, а, наоборот, породила новые и весьма трудно разрешимые.
Для начала провалилась попытка наладить отношения с Арменией. Цюрихские протоколы оказались пустой бумагой. В то же время они привели к проблемам в отношениях с Азербайджаном. В Баку справедливо считали, что ослабление изоляции Армении со стороны Турции не приблизит карабахское урегулирование, а в будущем усложнит его еще больше. К тому же общественное мнение в Турции, а также оппозиция рассматривали протоколы как прямое предательство братского народа. Даже запреты разворачивать азербайджанские флаги во время футбольных матчей команд Турции и Армении вызвали шквал критики.
Конфронтация с режимом сирийского президента Асада привела к росту напряженности в отношениях с Ираном. В Тегеране с крайним раздражением реагировали на согласие Анкары разместить американский радар системы ПРО. Да и попытки взять на себя лидерство в мусульманском мире вызвали противодействие иранских теократов и президента Ахмадинежада. Дошло до угроз ракетного обстрела турецкой территории в случае проникновения турецких войск в пограничные сирийские районы.
За относительно короткое время Турция испортила отношения с Европейским Союзом из-за председательства Кипра в этой организации, проблем с разграничением экономических зон вокруг этого острова, связанных с разведкой и добычей газа, и, наконец, — отношения с Израилем. Последнее вызвало значительное напряжение в отношениях власти с турецкими военными из-за фактического прекращения военно-технического сотрудничества двух стран.
Политические последствия имела и природная катастрофа — сильное землетрясение. После громогласного отказа от иностранной поддержки турецкая власть, оказавшаяся неспособной оказать эффективную помощь пострадавшим, а также производить поиски людей под завалами, вынуждена была унять свою гордость и все-таки принять помощь, в том числе и от Израиля. Тем более что их спасатели считаются одними из лучших в мире.
Видимо, в какой-то момент в Анкаре поняли, что рискуют оказаться в политической изоляции перед лицом довольно сильных противников. Резко снижен воинственный тон в отношении Тель-Авива. Более того, Турция активно содействовала переговорам Израиля с ХАМАС по обмену теперь уже старшего сержанта Гилада Шалита на арестованных палестинских террористов, за что заслужила слова благодарности от израильского президента. Похоже, что если не восстановление прежнего уровня отношений с Израилем, то, по крайней мере, снижение напряженности между двумя странами становится насущной задачей турецкой дипломатии.
И здесь роль Азербайджана трудно переоценить. Баку не только сохранил хорошие отношения с Израилем, но и продолжает наращивать сотрудничество во многих сферах. В том числе и в военно-технической. Естественно, что азербайджанский мост по налаживанию столь опрометчиво разрушенных отношений для Анкары является наиболее удобным и потому привлекательным. Но этим получаемые преимущества не исчерпываются.
Азербайджан — ключевая страна Каспийского региона не только в смысле огромных запасов энергоресурсов, но также из-за своего геополитического положения. Это для Турции, как, видимо, представляют в Анкаре, — возможность не только реализовать свои устремления в тюркском мире, но и изменить политическую философию. Находящиеся у власти так называемые мягкие исламисты стали понимать, что имеющихся собственных ресурсов для реализации амбициозных задач, по крайней мере, в региональном масштабе явно недостаточно. Находиться во враждебном окружении, куда она себя загнала, Турция не может. Поэтому начался поиск выхода из создавшейся ситуации без потери лица. Определенную роль в этом призван сыграть прошедший 20–21 октября текущего года в Алматы саммит Совета сотрудничества тюркоязычных стран (ССТС), в котором приняли участие президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, президент Азербайджана Ильхам Алиев, президент Киргизии Роза Отунбаева и вице-премьер Турции Бекир Боздаг. До превращения в политическую организацию дело пока не дошло, но стремление к усилению сотрудничества упомянутых стран — налицо. В этом контексте тесные отношения с Баку — важный элемент такого поворота. Хотя во время визита президента Ильхама Алиева основное внимание было уделено экономическим проблемам, их политическая составляющая довольно понятна и прозрачна.
Для Баку достигнутые соглашения тоже крайне важны. Транспорт газа и увеличение прокачиваемого объема, перспектива присоединения Туркмении к поставкам приобретает политический характер. И здесь нельзя не принимать во внимание возможную реакцию России. В свете усиления в Кремле воинственной части бюрократии следует ожидать большей ставки Москвы на Ереван. Это непосредственно скажется на всем комплексе отношений с Москвой, в том числе и на карабахской проблеме. Даже к призраку возможной оси Баку — Анкара в Белокаменной отнесутся враждебно и попытаются со своей стороны отыграться. Понятно, как и где. Поэтому Азербайджану следует готовиться к затяжным дипломатическим сражениям и интенсифицировать поиск союзников. Очень пригодятся.
Турция делает шаг назад, чтобы продвигаться вперед. В дипломатии такое встречается сплошь и рядом. Именно в этом свете следует рассматривать согласие на размещение американского радара. В то же время от долгосрочных целей своей политики, в том числе и по лидерству в мусульманском мире, Анкара отказываться не будет. Просто тактика лобовых прямолинейных решений показала свою бесперспективность. И если у турецкого руководства есть такое понимание, то это к лучшему.