Дискуссия о конституции ЕС разблокирована. В конце прошлого года она практически остановилась из-за неуступчивости Испании и Польши, не желающих менять систему распределения голосов при принятии решений в Европейском Союзе. Но теперь в Испании новое правительство социалистов готово пойти на компромисс ради общих достижений единой Европы, а переживающее глубокий кризис польское правительство также не намерено упорствовать. Конституцию Евросоюза могут принять уже в июне. Тем временем продолжается дискуссия не только политиков, но и ученых о том, какие принципы должны быть положены в ее основу. «День» предлагает вниманию своих читателей точку зрения профессора Католического университета Милана.
Европейскую интеграцию поддерживают два фундаментальных принципа: солидарность и субсидиарность. Оба принципа лежат на пересечении философии, политики, экономики, социологии и закона. В течение многих лет они присутствовали в юридической и организационной структуре Европейского Союза — в соглашениях, в Хартии фундаментальных прав и в недавнем проекте конституции. Одним словом, они заложены в истории ЕС и его идеалах. Но что же все-таки означают солидарность и субсидиарность?
Рассмотрим солидарность, которая может быть интерпретирована по крайней мере двумя способами: статическая солидарность, которая касается только распределения дохода и богатства, и более широкое понятие — динамическая солидарность, которая касается производительности дохода и богатства.
В первый период послевоенной истории европейской интеграции динамическая солидарность была сильной, например, в Европейском сообществе угля и стали — как в стратегии экономического развития (реконструкции), так и в договорах (особенно в Римском договоре). Это не означает, что динамическая солидарность была впоследствии подавлена: Европейский денежно-кредитный союз, например, является олицетворением этого.
Некоторые страны не извлекли выгоду из евро сразу же, но приняли его из солидарности. Они были убеждены, что в долгосрочной перспективе это принесет положительные результаты. Другими словами, динамическая солидарность означает благосклонную политику, поощряющую инвестиции, новшества, экономический рост и занятость.
Однако, как показывает рост ВНП в ЕС, в течение последнего десятилетия динамическая солидарность была подорвана. Особенно беспокоит отставание в исследованиях и развитии. Реализация так называемой Лиссабонской стратегии ЕС, принятой в 2000 году с обещанием создать самую конкурентоспособную экономику в мире, находится под угрозой от возрастающего акцента на статическую солидарность, что отражается на высокой стоимости социального благосостояния и высоких налогах, необходимых для его финансирования.
Превосходство статической солидарности обусловлено старением населения, которое, наряду с медленным ростом, привело к структурным финансовым несоответствиям. Одна из главных задач для обеспечения будущего ЕС — обратиться к преобладанию в настоящее время статической солидарности, скорее ориентированной на пожилых людей, чем к динамической солидарности, поддерживающей молодежь. В конечном счете, Европейский Союз не может позволить существующему потреблению продолжать преобладать над инвестициями, необходимыми для обеспечения процветания в будущем.
Субсидиарность схожа с концепцией солидарности в том, что у нее тоже две интерпретации: вертикальная субсидиарность и горизонтальная субсидиарность. Вертикальная субсидиарность касается распределения власти между правительствами и государствами различного уровня: ЕС, национальными государствами, областями и муниципалитетами. Самое известное определение этого принципа — федерализм. В европейских соглашениях мы находим ясное отражение вертикальной субсидиарности. Но достаточно ли это для того, чтобы охватить зарождающиеся институциональные и конституционные установки Европейского Союза?
Горизонтальная субсидиарность касается свободы и ответственности людей, а также их социальной и экономической власти. Она охватывает отношения между государством, обществом и рынком. Но у общества и рынка есть свои собственные права и суверенитеты, которые не предоставляются государством. Так что проблема заключается в обеспечении автономии в каждой сфере.
Пример горизонтальной субсидиарности — внутренний европейский рынок, который создал новый вид экономической свободы и увеличил конкуренцию между фирмами, т.к. их больше не защищают национальные правительства. Горизонтальная субсидиарность означает, что и в обществе, и в экономической сфере государство не имеет права нарушать индивидуальную свободу и ответственность, которым необходимо оказывать наибольшее уважение. Это также означает, что поддержка должна предоставляться «высшей властью» всякий раз, когда индивидуальной свободы и ответственности недостаточно для достижения целей, необходимых для поддержки человеческого достоинства.
Эта поддержка, однако, должна осуществляться теми способами, которые способствуют развитию естественного потенциала людей, общества и рынка. Но это возможно только в том случае, если роль горизонтальной субсидиарности ясно сформулирована, чего нет в европейских соглашениях, Хартии фундаментальных прав или работе Европейской Конвенции.
Одним словом, солидарность появилась для обозначения перераспределения, а не роста (т.е. как сегодняшнее поколение выражает солидарность с уважением к будущим поколениям), в то время как субсидиарность появилась для обозначения распределения политической власти, а не осторожного проведения границ между государством, гражданским обществом и рынком. В настоящее время обе ценности определяются способами, наиболее благоприятными для государства. Действительно, средоточие внимания на экономическом росте в качестве показателя развития рынка часто ассоциировалось с наполовину чуждыми ценностями Америки. Но эти ценности крепко укоренились в Европе.
ЕС должен восстановить свою экономическую живучесть, используя модель солидарности и субсидиарности, которая является более продуманной в пользу рынка и общества и которая уменьшает социально-экономическое влияние государства. Государственные учреждения должны предоставить общественные блага (такие, как защита, правосудие, финансовая и валютная политика), общество должно предоставить социальные блага (такие, как культура, образование и помощь нуждающимся), а рынок должен предоставить экономические блага (связанные с прибылью, экономическим ростом и занятостью).
В XXI веке Европа должна пересмотреть ценность обоих принципов — солидарности и субсидиарности, — если она хочет добиться исторической цели интеграции: свободы и достатка, необходимых для преодоления разногласий и политических расхождений, которые стали причиной трагедии в XX веке. Вот тот настрой, с которым должна быть написана Европейская Конституция.
Альберто Куадрио КУРЦИО — профессор политической экономики и директор Исследовательского центра экономического анализа в Католическом университете в Милане. Эта статья относится к серии трудов, написанных рабочей группой, созванной президентом Европейской Комиссии Романо Проди под председательством Криштофа Михальски — ректора Института гуманитарных наук, который занимается определением долгосрочных духовных и культурных перспектив расширенной Европы.