Относительно Ближнего и Среднего Востока вполне применимо некоторое перефразирование известной пословицы: нефть всему голова. К этому следует добавить и газ. События, которые происходят на севере Ирака, в очередной раз это подтверждают.
Боевики из организации ISIS (Islamic State of Iraq and Sham) —«Исламское государство Ирака и Леванта» — захватили город Мосул и пытаются развивать наступление как на север, так и на юг. Их конечной целью является отсечение столицы Ирака Багдада от остальной страны и, в случае успеха, захват города.
ISIS —это террористическая суннитская организация, отколовшаяся от «Аль-Каиды» и до недавнего времени занятая войной в Сирии против режима Башара Асада.
Характерно, что части иракской армии, расположенные на севере, не оказали сопротивления и частично дезертировали. Как заметил в интервью радиостанции Deutsche Welle заместитель председателя Немецкого фонда востоковедения Михаэль Людерс, несмотря на численный состав —более миллиона человек —иракская армия страдает от отсутствия дисциплины и мотивации. Она сформирована по пропорциональному принципу, с учетом религиозной и этнической структуры населения. И солдаты-сунниты не понимают, почему они должны стрелять в суннитов — сторонников ISIS.
Победный марш боевиков ISIS остановили подразделения курдских сил безопасности пешмерги. В ходе ожесточенных боев они отбили город Киркук и заняли его. Несколько оправившаяся иракская армия начала операции против боевиков и освободила город Дхалайя. Прибывший на помощь иракской регулярной армии иранский спецназ отбил несколько кварталов Мосула, центра нефтедобычи. С его захватом ISIS получила громадные стратегические преимущества, обеспечив себе коридор вдоль границы с Сирией.
Второй важнейший город на севере —Киркук, центр добычи и переработки нефти. Месторождение «Киркук» одно из самых больших в мире по запасам черного золота. Неслучайно курдские соединения пешмерги немедленно начали операции по очистке города от боевиков, и им это удалось. Раннее Киркук тоже был предметом спора между курдами и центральным правительством Ирака. Теперь они из него не уйдут. В 2002 году на первой сессии курдского парламента была принята конституция, в которой записано: «Главным городом региона Иракский Курдистан является Киркук». Эрбиль является временной столицей.
Тактический успех боевиков ISIS не является случайным. Ряды джихадистов пополняют сторонники казненного диктатора Саддама Хусейна. Как сообщает Associated Press, под руководством его заместителя и преемника Ибрагима ад-Дури бывшие офицеры сформировали так называемую Армию Накшбанди и примкнули к джихадистам. И это на фоне слабости центральной власти, которую раздирают внутренние противоречия.
Суннитское наступление серьезно обеспокоило шиитский Тегеран. Если он так боролся, чтобы в Сирии не победили сунниты, то тем более будет противостоять им в гораздо более близком географически Ираке. К тому же усиление ISIS окажет непосредственное воздействие на Афганистан и обеспечит прямую связь боевиков с талибами через занятые районы Ирака.
Однако военные успехи иранских спецназовцев в Мосуле могут быть обесценены антагонистическими отношениями между персами и арабами. Как отметил главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук (РАН) Георгий Мирский, «арабы и персы друг друга терпеть не могут. Они больше тысячи лет живут как кошка с собакой. Вспомнить хотя бы ирано-иракскую войну. Если иракцы увидят, как входят иранские войска, они будут их ненавидеть. Сунниты их вообще не переносят».
Обострение в Ираке ставит в сложное положение Вашингтон. Просто так бросить на произвол судьбы иракские власти, которая в этом случае у них будет незавидной, США не могут. Как заявил президент Обама: «Мы не будем отправлять американские войска воевать в Ираке, но я попросил своих советников по национальной безопасности подготовить другие возможные варианты действий по оказанию помощи правительству в Багдаде».
Перед Вашингтоном непростая дилемма. В Сирии американцы поддерживают противников Асада, но в Ираке против них и поддерживаемого ими режима воюют те же самые люди. Воздушный удар по ISIS в Ираке приведет к потере связи с противниками Асада.
Распад Ирака на шиитскую, суннитскую и курдскую части представляется вполне вероятным, хотя и не предопределенным. Против боевиков ISIS выступили суннитские племена в центре страны и начали против джихадистов боевые действия. Творимые боевиками бесчинства по отношению к мирным жителям восстановили против джихадистов даже тех самых суннитов, на помощь которым они прибыли в Ирак и которые пришли к выводу, что «Америка —это плохо, но ISIS еще хуже». Началась мобилизация и среди шиитов, которых в Ираке большинство населения.
В первую очередь, в распаде Ирака заинтересован Катар, который финансирует боевиков ISIS. Эмират усиливает свои позиции на рынках нефти и газа с выпадением Ирака. Кроме того, после его распада велика вероятность, что суннитские районы Ирака объединятся с суннитскими районами Сирии. Именно катарцы имеют шансы больше всех погреть руки на этой ситуации.
Не остается в стороне и Саудовская Аравия, отношения которой с США серьезно охладели. Эр-Риад заинтересован в дестабилизации Ирака. Объем добычи и экспорта нефти последнего неуклонно растет. В прошлом году Багдад получил порядка 89 миллиардов долларов при среднегодовом экспорте 2,4 миллиарда баррелей нефти и продолжает его наращивать. Если еще и Иран начнет экспорт нефти, то цена на нее упадет, а Саудовскую Аравию это никак не устраивает.
Третий важнейший игрок в Ираке —курды. Иракский Курдистан уже 20 лет де-факто является самостоятельным. Не желая обострять отношения с соседними Турцией и Ираном, курдские лидеры не форсировали провозглашения независимости. Тем не менее, всегда стремились расширить территорию автономии и добиться еще большей самостоятельности. По мнению Людерса, Турция в течение ближайших дней и недель увидит, как будут развиваться события. И не исключено, что Анкара направит солдат в те регионы Ирака, где проживают курды, чтобы защитить их от боевиков из ISIS. Это было бы просто парадоксом, если бы именно турецкая армия, которая воюет с курдами на юго-востоке Турции, встала на защиту курдов в Северном Ираке. США также заявили о готовности защищать курдские регионы в Ираке.
По мнению эксперта по Ближнему Востоку Айхама Камеля, которое приводит издание The Foreign Policy, «стратегический провал сил иракской безопасности сместил баланс сил в отношениях Эрбиля и Багдада». Военный успех пешмерги делает зависимость от центрального иракского правительства совсем формальной.
Событиями в Ираке обеспокоилась и Москва. Президент Путин в разговоре с иракским премьером аль-Малики выразил ему свою поддержку. Военного вмешательства России не будет, но поставки оружия и другая помощь вполне возможны. В Москве прекрасно понимают, что усиление ISIS в Ираке и, как следствие, талибов в Афганистане непосредственно ударит по Центральной Азии и мусульманским Татарстану и Башкирии. Лидеры ISIS не скрывают своей цели перенести борьбу на берега Волги и Камы. Внезапно для Путина у него открывается в тылу второй фронт.
События в Ираке так или иначе отразятся на положении в Украине. Внимание США частично будет отвлечено на Средний Восток. Тем не менее, Вашингтон не пойдет на существенное уменьшение помощи Киеву. При всем значении Ирака восточная часть Европы для него более важна. И то, что события в Украине ушли на какое-то время с первых полос газет, не означает потери стратегического значения нашей страны. С другой стороны, возрастает роль европейского вектора в украинской внешней политике, что и показывает кандидатура нового министра иностранных дел.
СПРАВКА «Дня»
Левант —восход солнца. Общее название стран восточной части Средиземного моря (Сирия, Ливан, Израиль, Иордания, Палестина, Египет, Турция и др.), в более узком смысле — Сирия, Палестина и Ливан. Арабы называют эту территорию аш-Шам (Sham). Термин «Левант» впервые появился в английском языке в 1497 году, изначально он обозначал средиземноморские земли к востоку от Италии, заимствован из французского языка. Слово levant переводится как «восходящий», так как оно обозначает регион, со стороны которого для западной части Европы восходит солнце.