Мы переживаем необычные дни. Привычный ход жизни изменился громыханием истории. Я всегда говорил своим студентам, что история нередко прячется за будничностью, а иногда противостоит ей. Это, как в Москве в августе 1991 года, когда телевидение сохранило для нас такую картинку: с одной стороны улицы стоят защитники Белого дома, воплощая собой историческую волю к демократии, а на другой стороне улицы люди выгуливают собак, сидят в парикмахерской, покупают продукты, т.е. демонстрируют повседневность. Однако в Украине сейчас история и будничность противостоят не разными сторонами улицы, а разными душами граждан. Речь идет о тех, кто соблазнился материальными интересами, и тех, кто проникся национальной идеей, манифестирует свою правду и самоуважение народа.
Центральной темой противостояния стал массовый отпор граждан тотальной лжи, многочисленным фальсификациям, которые сопровождали избирательную гонку и унижали национальное достоинство государства и ее народа, перечеркивали международный авторитет Украины и ее будущее, с его призывом к информационному обществу. Ведь фальсификации не позволяют установить истинное количество людей, голосовавших за того или иного кандидата. Против нарушения права на истину и выступают избиратели Украины, независимо от их возраста.
Массовые выступления украинских граждан за правду, демократию и самоуважение оправдывают слова Гоголя о том, что на Украине живут люди, из которых никто не хочет быть зрителем исторической драмы, а только ее исполнителем. Фото- и кинодокументы времен УНР показывают нам митинги, в которых участвовали десятки тысяч киевлян. Но сейчас мы видим уже митинги, которые насчитывают сотни тысяч, т.е. число сторонников демократии, превышающее численность населения Киева начала ХХ века. Более того, оно вообще превышает численность любых общественных собраний в Украине прошлых веков. Это и есть история, т.е. движение духа, который нельзя победить.
История не терпит вседозволенности власти; она ограничивает срок ее существования. Есть границы доверия к власти, которые нельзя пересекать. Нельзя использовать государственное право и закон против требований общественного договора между народом и властью. История такие попытки обрекает на поражение. Правда всегда побеждает, хотя и длинными и часто непрямыми путями.
Еще Ф. Ницше говорил, что кровь является «наихудшим свидетелем истины». И то, что независимость Украины была обретена мирно, вопреки, казалось бы, готовности определенных кругов общества к жертвам и крови, является доказательством силы и непобедимости украинской идеи. Дело в том, что цена нашей независимости была уже оплачена веками борьбы украинского народа за свободу. Поэтому сейчас правда, воля и демократия в Украине уже неминуемы.
А это значит, что судьбоносные решения выше интересов персон и партий. А при таком подходе становится ясно, что любые поиски выхода из политического кризиса в Украине (либо объявлением выборов несоcтоявшимися, либо назначением нового голосования, либо судебным пересмотром избирательных результатов в отдельных округах и, соответственно, изменением рейтингов кандидатов в президенты) исключают возврат к той констатации результатов выборов, которые объявила ЦИК. На площадях страны сейчас бьет гонг украинской судьбы, что отражается императивами вольности, национального достоинства и жизненной мудрости.