Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Кто же кому завидует?

13 апреля, 1996 - 19:06
В РОССИИ ВОЗРАСТАЕТ НЕДОВОЛЬСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКОЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА ВЛАДИМИРА ПУТИНА СО СТОРОНЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА. НА АКЦИИ ПРОТЕСТА ПРОТИВ ТАКОЙ ПОЛИТИКИ ВЫХОДЯТ ДАЖЕ МОСКОВСКИЕ СТУДЕНТЫ / ФОТО РЕЙТЕР

Первый в новейшей политической истории России отчет правительства перед Государственной думой, с которым на прошлой неделе выступил его председатель В.Путин, не показал ничего нового в экономических планах российской власти.

К сожалению, ничего конкретного о планах российского руководства по противодействию усиливающимся кризисным явлениям (а тем более, по их преодолению) граждане страны так и не узнали. К примеру, как не было названо в Антикризисной программе правительства на 2009 год, обнародованной незадолго до отчета премьер-министра в Думе, никаких конкретных производственных программ оживления отраслей реального сектора, так ничего более конкретного не прозвучало и в этот раз. А ведь многие отрасли — и это известно всем — даже и до кризиса еле-еле перебивались, а в нынешних условиях могут просто не выжить.

О каких уж тут «нанотехнологиях», о каком «научно-техническом прорыве» можно говорить, если, по данным популярного в России еженедельника «Аргументы и факты», «самый жирный кусок» в упомянутой Антикризисной программе правительства достался не гражданам и не промышленным предприятиям, а банковской системе! А это — ни много ни мало — 555 млрд. рублей против, скажем, 300 миллиардов, направляемых на помощь регионам. Россия, как всем известно, государство федеративное, где регионы имеют статус не просто территорий, но субъектов федерации, которые, согласно Конституции и законам, наделены определенным набором прав и обязанностей в проведении социально-экономической политики. Так вот, подавляющее большинство российских регионов сегодня — глубоко дотационные территории, то есть фактически существующие за счет перераспределения через бюджетную систему средств, источником которых является небольшая группа «сырьевых» регионов плюс города Москва и Санкт-Петербург.

Понятно, что в условиях падения цен на сырье возможности последних уменьшаются, а что же тогда говорить обо всех остальных? Кстати, как следует из доклада министра финансов Алексея Кудрина президенту Дмитрию Медведеву, состоявшегося вскоре после выступления премьер-министра в Госдуме, доходы федерального бюджета в первом квартале снизились на четверть, а расходы возросли на целую треть. Понятно, что всех рядовых граждан волнует, как долго может длиться такое дефицитное состояние бюджета и хватит ли у государства запасов, чтобы такой дефицит покрывать. Всем ведь хорошо известно, что золотовалютные резервы России, которыми в докризисное время так гордились, успели в последние месяцы «похудеть» до 385 млрд. долларов, или на целых 35%. А чего можно ожидать дальше? Конкретного ответа на этот вопрос, к сожалению, из выступления премьера не услышали.

Но раз так, то тем более всех волнует, отчего в таких непростых условиях федеральный бюджет отдает такое предпочтение «жирной» банковской сфере, обходя и без того скромно живущие регионы или, например, социальную сферу. А ведь, как, к примеру, подчеркивает известный специалист в области политических и экономических отношений между Россией и Западом, член-корреспондент Российской академии наук, директор Института США и Канады РАН Сергей Рогов, социальные расходы на душу населения в современной России в 15—20 раз уступают аналогичным расходам в Соединенных Штатах или Западной Европе. И это после того, как над Россией пролился в полном смысле слова «золотой дождь» от сумасшедших по величине нефтяных и газовых цен! Напомним, кстати, что этот период полностью пришелся на президентское правление Владимира Путина (2000—2008 годы), и он, как сейчас очевидно, не принес блага подавляющему большинству населения страны и не обеспечил никаких прогрессивных заделов в структуре ее экономики.

Зато, как видим, банкиров российская власть не обижает. Более чем показательный факт: в ходе своего выступления в Думе Владимир Путин, обращаясь к депутатам, прямо заявил: «Прошу вас, уважаемые коллеги, не очень-то нападать на банкиров... Перед ними стоят серьезные задачи, особенно во второй половине года». Очень бы хотелось знать, что это за серьезные задачи им предстоят? Уж не «освоить» ли еще большие суммы из и без того уменьшающейся доходной части российского бюджета?..

Тогда, вновь зададимся закономерным вопросом, чего же стоят постоянные критические выпады нынешних хозяев Кремля в адрес пресловутых «лихих» 90-х годов, на которые полюбили в последнее время сваливать все беды? Не избежал этого Владимир Путин в своем отчете и в этот раз. Однако если одним из характерных признаков 90-х годов называют засилье приближенных к тогдашнему президенту Борису Ельцину олигархов и банкиров, то чем же тогда от них отличается столь ярко выраженная любовь нынешней власти к так «хорошо присосавшимся» к бюджетным средствам современным олигархам и банкирам? В чем разница-то? В том, что прежние олигархи были-де «неправильными», а сегодняшние — напротив, «правильные» и «патриотически настроенные»? Согласитесь, довольно зыбкое объяснение!

Между тем, банковские кредиты и для мелких предпринимателей, и для крупных предприятий (не говоря уже о большинстве рядовых граждан) как были практически недоступны в докризисную пору из-за запредельно высокого процента, так же (если не более) недоступны и сейчас, несмотря на «закачанные» в банковскую сферу более чем полтриллиона рублей. И чем дальше, тем больше этот вопрос будет обострять не только экономическую, но и социально-политическую ситуацию в стране.

А вот еще один острый момент, беспокоящий российское общество и потому проявившийся в ходе выступления Владимира Путина в Госдуме. Известно, что ни одна из развитых стран мира и даже ни одно из уважающих себя развивающихся государств не установило у себя фантастически несправедливую, так называемую «плоскую» шкалу подоходного налога, когда, образно говоря, миллиардер и школьный учитель платят одинаковый процент со своих и многомиллионных доходов, и скромной зарплаты. В современном, социально ориентированном обществе, такое считается просто неприличным, а потому — невозможным. Везде используется прогрессивная шкала налогообложения личных доходов: и Соединенные Штаты, и Германия, Швеция и Испания, и Япония, и Индия отличаются лишь конкретными размерами высшей ставки подоходного налога с очень богатых людей — при том, что само наличие такого повышенного налогообложения практически нигде в мире сомнению не подвергается. Практически нигде, сказали мы, — за исключением сегодняшней России.

Напомним, кстати, читателям, что этот «налоговый шедевр» (одинаковая 13-процентная ставка подоходного налога) — и для приближенных к власти миллиардеров, и для уборщиц — был изобретен вовсе не в упоминавшиеся «лихие 90-е годы», а летом 2000 года, то есть как раз вскоре после избрания Владимира Путина на его первый президентский срок. И вот сейчас в своем выступлении в Госдуме теперь уже премьер-министр Владимир Путин ясно дал понять, что не намерен отказываться от этого своего налогового «достижения», достойного быть занесенным в Книгу рекордов Гиннеса под № 1 по разделу «Социальная несправедливость». Более того, отвечая на возмущенные реплики из той части думского зала, где расположились немногочисленные депутаты от парламентской оппозиции (слышны были их голоса: «Весь мир так [то есть по прогрессивной шкале.— О.Ч.] платит!»), премьер, ничуть не смутившись, произнес фразу, которую уверен, не скоро забудут: «Да весь мир нам завидует!»

Думаю, многих людей в этот момент охватил просто шок. Это кто же именно нам завидует?! Да не то что политик какого бы то ни было ранга в любой цивилизованной стране, даже мультимиллионер просто не рискнет задать вслух вопрос о введении столь социально несправедливой и непопулярной меры, как плоская шкала подоходного налога — такое предложение было бы тут же отвергнуто обществом, а на его инициатора обрушились бы все средства массовой информации. Конечно, может быть, такой безобразной с точки зрения социальной справедливости ситуации, какая сложилась в современной России, кто-то где-то и завидует, но делает это молча и где-нибудь под одеялом. Поздравляем премьер-министра России с обретением такого рода «союзников»!

Тем более, что с настоящими союзниками у России дела обстоят все хуже и хуже. Так получилось, что в момент написания этих строк автор находился в соседней и для России, и для Украины Беларуси. И тут уже, как говорится, нарочно не придумаешь: мне удалось в полную меру ощутить реакцию белорусской стороны на усиливающиеся в России протекционистские настроения, прямо противоречащие, кстати, недавним решениям «Группы 20» в Лондоне, к которым Российская Федерация — на словах — с готовностью присоединилась. На деле же, как следует из официального доклада премьер-министра Беларуси Сергея Сидорского президенту республики Александру Лукашенко, результатом односторонних действий российской стороны стало, в частности, установление преференций для товаров российского происхождения в ущерб белорусским. Это касается, в частности, сахара и молочной продукции. Между тем, как напомнил Александр Лукашенко, статус Союзного государства прямо предполагает обеспечение равного доступа белорусских и российских производителей на рынки обеих стран.

Спрашивается, в чем дело? Что же это за политику такую проводит Россия, когда, с одной стороны, чуть не с протянутой рукой ходит по ближайшим соседям, требуя признания своих сателлитов — режимов Абхазии и Южной Осетии, и в то же самое время отказывает этим же соседям в — обратите внимание! — равноправном (всего лишь равноправном!) доступе их товаров на российский рынок!

И здесь естественным будет вопрос: если даже в отношении своего декларированного ближайшего союзника руководство России считает возможным поступать подобным образом, то чего тогда можно ожидать, скажем, украинским предпринимателям? И когда в Крыму из уст некоторых политиков раздаются митинговые призывы о «скорейшем присоединении» Украины к экономическому союзу с Россией или к Союзному государству России и Беларуси, хочется только сказать: перед тем как морочить голову гражданам Украины, уважаемые, посмотрите на то, что реально происходит в рамках того самого Союзного государства! Вы хотите, чтобы в любой момент продукция украинских предпринимателей стала заложником очередных политических авантюр московского руководства? Как говорится, надо меньше завидовать, а больше думать и анализировать.

Олег ЧЕРКОВЕЦ, доктор экономических наук Москва — Минск
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ