800 миллионов имеющих право голоса жителей страны приняли участие во впечатляющем упражнении в демократии на 16-х всеобщих выборах в Индии. Новым премьер-министром будет Нарендра Моди от консервативной партии Бхаратия Джаната Парти (БДП), который контролировал 13 лет быстрого экономического роста в штате Гуджарат на северо-западном побережье Индии на посту главного министра штата. Моди выиграл, потому что большинство индийцев верят, что он сможет создать более быстрый рост во всей стране.
Выборы в очередной раз показали, насколько отличаются друг от друга в политическом плане Индия и ее гигантский сосед, автократический Китай. Теперь, однако, новое правительство должно попытаться соответствовать превосходному экономическому прогрессу, которого добился Китай за последние три десятилетия. Чтобы сделать это, оно должно будет поспособствовать развитию двух ключевых ингредиентов экономического успеха Китая в отличном от него политическом контексте.
Первым ингредиентом является надежный промышленный сектор, состоящий из обрабатывающей промышленности, которая использует неквалифицированный труд, что дало бы возможность вырваться из нищеты сотням миллионов сельских рабочих Индии и их семей. Именно это направление выбрал Китай, как и другие страны до него. В Индии, напротив, неразвитая промышленность помешала стране полностью реализовать свой экономический потенциал.
Вторым ингредиентом является инфраструктура, которая требуется для любого экономического роста: дороги, мосты, порты и школы, а также надежное снабжение электроэнергией и чистой водой. Плохая инфраструктура сдерживает ту промышленность, которая есть у Индии. Заводы нуждаются в надежном снабжении энергией, чтобы работать эффективно; в хороших автомобильных и железных дорогах, чтобы доставлять материалы и распространять продукцию, а также, если они хотят экспортировать эти продукты, в портах, куда смогут заходить грузовые суда, и аэропортах для дорогих товаров и деловых поездок. Китай обладает всеми этими вещами в изобилии, чего не скажешь об Индии.
Перебои в энергоснабжении являются обычным делом для Индии, половина домохозяйств вообще не имеют доступа к электричеству, а также существует острая нужда в большем количестве современных автострад. В то время как водитель грузовика в США может доставить груз на расстояние в тысячу миль приблизительно за 20 часов, в Индии аналогичная поездка занимает четыре-пять дней.
Основной причиной этих двух недостатков является одна из фундаментальных особенностей индийской демократии и отличительная черта всех демократий: сила меньшинств. В демократических странах люди могут свободно организовывать себя и часто делают это на основе общих экономических интересов. Такие группы совершают политические действия, чтобы создать выгоду для своих членов, однако эти выгоды могут получаться за счет общего блага — в Индии они заблокировали развитие отраслей, требующих участия низкоквалифицированных рабочих и высококачественной инфраструктуры.
Хотя в Индии множество работников с низким уровнем навыков (или вообще без них), законы, регулирующие занятость, фактически лишают крупные фирмы возможности увольнять своих работников, что в первую очередь отбивает у них желание их нанимать. Самые эффективные компании имеют тенденцию избегать именно те отрасли, где при развертывании производства в большом масштабе можно было бы вытащить из бедности миллионы индийцев. Аналогично, законы, ограничивающие использование земель, затрудняют строительство таких объектов, как фабрики и отели, которые могли бы дать рабочие места большему количеству людей.
Вхождению крупных фирм в отрасли, использующие труд неквалифицированных рабочих, препятствует особый вид заинтересованных групп — профсоюзы. В то время как эти законы идут на пользу членам профсоюза, которые составляют лишь малую долю от общего числа рабочих, они вредят Индии в целом. Другие заинтересованные группы тормозят рост бизнеса, который создает рабочие места. Местные протестующие, например, иногда препятствуют использованию земель в промышленных и других коммерческих целях.
Политические меньшинства также сдерживают строительство инфраструктуры и развитие системы образования, в которых нуждается Индия, используя демократические процессы для отвлечения ресурсов на себя, из-за чего те не могут использоваться для строительства дорог и для выплат зарплат учителям. Разнообразные субсидии, которые являются законодательными достижениями заинтересованных групп, в общем составляют 2,4% от ВВП страны.
Индийская бюрократия сама по себе является крупной, сильной и прожорливой заинтересованной группой. Их зарплаты потребляют ресурсы, которые было бы лучше посвятить более продуктивному использованию. Траты на особые интересы приводят к дефициту бюджета, в то время как заимствования, необходимые для финансирования таких дефицитов, вытягивают еще больше денежных средств из программ по развитию инфраструктуры и образования.
Новое правительство Моди не может — а в действительности и не должно — упразднять демократические правила, которые позволяют меньшинствам процветать. При ее различных этнических группах, религиях, кастах и 30 языках, каждый из которых использует более чем миллион носителей (и еще 105 языков, на каждом из которых говорит, по крайней мере, 10 тыс. человек), Индия имеет большее культурное разнообразие, чем весь Европейский Союз — при этом имея вдвое большее население. Без акцента на компромисс, мирного разрешения споров и прав меньшинств, присущих демократии, единая Индия не сможет существовать.
Поэтому задача Моди заключается в преодолении препятствий на пути к политике развития роста с помощью демократических методов. В данном случае выборы принесли хорошие новости: набирающий силу развивающийся средний класс Индии является мощным союзником в деле проведения необходимых политических реформ.
Этот средний класс состоит из имущих, имеющих работу людей, многие из которых молоды и видят правительство в качестве безличного гаранта закона и нейтрального арбитра в спорах, а не как источник средств и милостей. Голоса таких людей помогли Моди победить на выборах. Его успех на посту премьер-министра будет зависеть от того, насколько хорошо он сможет использовать власть среднего класса, чтобы преодолеть политические препятствия на пути к экономическому росту, которого требуют его члены.
Проект Синдикат для «Дня»
Майкл МАНДЕЛЬБАУМ — профессор американской внешней политики в Школе им. Джонса Хопкинса передовых международных исследований. Он автор книги «Дорога к глобальному процветанию», которая издана недавно.