Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Менять модель, а не ее охранников

6 марта, 2012 - 12:53

«Украина готова делиться своим опытом реализации реформ с Кубой», — заявил Президент Виктор Янукович во время встречи с заместителем главы Совета министров Республики Куба Марино Муриле. Как следует из сообщения президентской пресс-службы, глава государства прочитал визави целую лекцию и о хорошем управлении, и о разумном расходовании бюджета, и о независимом судопроизводстве, что имеет — ну кто же поспорит — «огромное значение как для экономики в целом, так и для жизни каждого человека». Вежливый гость, как сказано в сообщении, «поблагодарил Президента Украины за предложение относительно изучения украинского опыта внедрения реформ. М. Муриле отметил, что опыт Украины для Кубы очень важен и полезен в контексте реформирования экономики Кубы».

Действительно, на Кубе проходит реформирование социально-экономической модели (что заслуживает отдельной публикации), и украинский опыт, как и опыт других постсоветских республик, внимательно изучают. А вот последствия реализации «реформ поукраински» нетрудно представить.

Несколько лет назад я имел возможность познакомиться в Гаване с сыном Фиделя Кастро, известным ученым, директором института физики, и внуком-студентом. Дочь нынешнего президента Рауля Кастро Мариэла возглавляет Кубинский национальный центр сексуального образования, распространяющий знания о нормах безопасного секса и предупреждении ВИЧ/СПИДа. Ее муж руководит управлением экономики в министерстве обороны. Предположим, что однажды окажется, что сын-ученый благодаря реформам стал владельцем крупного частного банка, а Мариэла приватизировала национальное телевидение и перевела возглавляемый центр на предоставление платных услуг населению. Зять занялся тендерами закупок для вооруженных сил и получил прозвище «пять процентов». Внук-выпускник Фиделя расскажет, что живет с того, что сдает в аренду недвижимость на привлекательном для иностранных денежных мешков и уже проросших кубинских нуворишей кубинском побережье (как недавно сообщил сын когда-то «надежды нации» Ющенко о собственном непосильном труде в бизнесе: «У меня недвижимость... Я, скажем так, сдаю ее в аренду»). Вот тогда мы все сможем уверенно подытожить: реформы на Кубе прошли полностью по украинскому рецепту.

Между тем в Египте целый ряд региональных арабских и местных неправительственных организаций обратились с письмом в Европейский парламент с требованием прекратить любые переговоры о свободной торговле. Дело в том, что еще 14 декабря прошлого года Европейская комиссия получила мандат Совета министров начать переговоры с Египтом, Тунисом, Марокко и Иорданией «о создании углубленных и всеобъемлющих зон свободной торговли» (да-да, как и в случае с соглашением об ассоциации между ЕС и Украиной). Комиссар ЕС по торговле Карел Де Гухт тогда патетически уверил: «Мы предлагаем Египту, Иордании, Марокко и Тунису прогрессивную экономическую интеграцию в единый рынок ЕС и хотим улучшить условия доступа к рынку ЕС для этих четырех членов ВТО, в то время как они находятся в процессе демократических и экономических реформ».

Казалось, только радоваться, особенно от самого упоминания о демократических реформах, поскольку мы хорошо помним о той «арабской весне», которая свергла и Мубарака в Египте, и Бен Али в Тунисе. Правда, осведомленный читатель прекрасно помнит, что и тот, и другой были до последнего лучшими друзьями ЕС, и расставание с ними вызвало нескрываемые слезы в Брюсселе (а то и публичные призывы не сдавать этих друзей). Именно при их авторитарном правлении были заключены первые соглашения о свободной торговле в рамках Евро-Средиземноморской ассоциации. Правда, позже в самом ЕС признавали (доклад 2007 г.), что свободная торговля привела к росту безработицы и разорению местного производства, прежде всего сельского в результате нашествия европейской продукции, финансов и льгот, включая юридическую защиту, предусмотренную именно европейскому производителю. Кстати, сейчас идет новый раунд переговоров о свободной торговле между ЕС и Индией. И директор исследовательского института Кавалжит Сингх прогнозирует последствия: «Более дешевый импорт молочной продукции из ЕС, которую там субсидируют огромными выплатами, будет иметь продолжительный эффект, поскольку ударит по положению нашего сельского населения, его занятости и образу жизни. Нужно отметить, что в отличие от Европы большинство работников в Индии самозаняты. Отсутствует сеть социальной защиты для тех, кто потеряет вследствие этого работу и традиционный образ жизни».

Правда, индийское правительство ищет этим ожидаемым потерям компенсацию — оно добивается от европейских партнеров доступа своей живой рабочей силы на европейский рынок занятости хотя бы на короткие сроки.

Что же не нравится арабскому гражданскому обществу, которое прямо написало в своем обращении о том, что свободная торговля с ЕС будет «подрывом демократических процессов в арабском регионе»?

Потому что там прекрасно понимают (и научены печальным опытом), что экономическая выгода и демократия часто движутся в противоположных направлениях. Здесь еще действует тот описанный классиком закон о том, что «покажите капиталисту 100, 200, 500 процентов прибыли, и нет такого преступления, перед которым бы он остановился». Собственно, семейство Мубарака и Бен Али — в наших привычных терминах — были самыми упорными евроинтеграторами, потому что именно они успешно воспользовались свободным потоком капиталов, поощрением иностранных инвестиций, преумножив благодаря ним собственные состояния, объединившись в бизнесе и дружбе с европейским политикумом. Помните, как в начале революции в Тунисе министр иностранных дел Франции предлагала послать полицейские силы «для наведения порядка»? Вполне логичный шаг со стороны мадам — вложенные капиталы собственной семьи следовало защищать.

«Поддержка экономического роста (со стороны ЕС. — И.С.) должна опираться на избранную народом новую экономическую модель, где производительные силы, распределительные механизмы, занятость и зарплаты получат первоочередное внимание. Для этого нужно пересмотреть политику торговли и инвестиций, сформированную для предыдущей власти, чтобы эта политика служила развитию, а не экономической власти в руках нескольких избранных лиц», подытоживают авторы обращения.

Здесь и нам следует честно признать, что главными двигателями евроинтеграции являются не гражданское общество, не публицисты, кричащие о «возвращении в Европу», а олигархи, которым очень нужен доступ на европейский рынок своих труб, сырья, конфет, вполне конкурентоспособных главным образом за счет мизерной — по европейским меркам — доли оплаты труда наемных работников, заложенной в себестоимость. Этого, как и всего социального пакета, соглашения об ассоциации и свободной торговле не касаются. А что же тот «средний класс», который восхваляют изо всех сил как опору демократии? Правильно, он разоряется — опять же Марксов закон, испытанный веками.

Да что там Маркс, когда на днях сам премьер Катара шейх Хамад бин Жасим аль-Тани де-факто подписался под приведенным письмом-заявлением о том, что «сырой капитализм не служит развивающемуся обществу, если не обеспечена социальная защита».

Игорь СЛИСАРЕНКО
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ