В минувшую пятницу правительство Республики Молдова и Корпорация «Вызовы тысячелетия» подписали в Вашингтоне (США) соглашение о предоставлении в течении пяти лет безвозмездной помощи в размере 262 млн. дол. на внедрение Программы «Compact», которая включает инвестиционные проекты в области ирригационной инфраструктуры, передового сельского хозяйства и восстановления дорог. В частности, половина из названной выше суммы предназначена на реконструкцию и модернизацию молдавских дорог, в первую очередь — трассы, связывающей Кишинев с Киевом. Для вступления в силу соглашения парламент Молдавии должен ратифицировать его, а правительство Ї создать фонд «MCC-Молдавия», который будет от имени правительства отвечать за реализацию программы.
Присутствовавшая на церемонии подписания этого соглашения Госсекретарь Хиллари Клинтон отметила, что данное соглашение знаменует собой и новый этап в отношениях между Республикой Молдова и США. «Чтобы быть выбранной и подписать это соглашение, Республика Молдова достигла определенного прогресса и обязалась внедрить ряд реформ. Мы очень рады, что наряду с другими странами, которые мы поддерживаем, Республика Молдова продолжит ряд действий США, направленных на укрепление демократии», — отметила Госсекретарь. Она уточнила, что администрация Обамы готова создать крепкое партнерство с Республикой Молдова, а подписание Соглашения «Compact» — победа молдавского правительства.
Со своей стороны премьер Влад Филат оценил событие как историческое для Республики Молдова. «Чтобы прийти к этому, мы прошли длинный, сложный, с многочисленными преградами путь, но граждане Республики Молдова хотят другой жизни и борются за это. Наши приоритеты — это построение правового государства, создание функциональной экономики и европейская интеграция. Все это требует не только усилий, но и поддержки со стороны партнеров», — отметил премьер-министр.
Многие средства массовой информации назвали молдавским прорывом визит большой правительственной делегации во главе с премьер-министром Владом Филатом, которая находилась в США с 19 по 23 января и провела встречи с руководством МВФ, влиятельными американскими политиками и должностными лицами, в том числе — с вице-президентом Джо Байденом.
Более осторожно оценивают результаты визита молдавской делегации американские эксперты. В частности, в выставленной на сайте Realclearworld.com статье под названием «Окно возможностей для Молдовы» отмечается: «Филат и его коллеги, учась на успехах и неудачах других посткоммунистических стран (включая Грузию и Украину), имеют большой шанс добиться большей стабильности и процветания, но только в том случае, если ЕС и США усилят обещания помочь хрупкой демократической стране советом и практическими программами помощи. Лишь тогда Молдова сможет стать примером настоящего успеха».
Как же в самой Молдове оценивают результаты визита правительственной делегации в США, действительно ли состоялся молдавский прорыв в Америку? Об этом рассказал «Дню» программный директор Кишиневского Института общественной политики Оазу НАНТОЙ.
— Очень существенно то, что во время этого визита подписано соглашение о выделении Молдове гранта на 262 млн. Совершенно очевидно, что Соединенные Штаты выжидали, когда произойдет смена власти в Молдове. И теперь дан старт этой программе.
Следует отметить, что перед этой поездкой большой молдавской делегации в США побывал министр обороны Республики Молдова. Во время встречи премьер-министра Влада Филата с вице-президентом США Джо Байденом был четко объявлен принцип: если вы будете реформироваться, мы вас поддержим. Так что здесь, с одной стороны, есть прорыв как во взаимоотношениях с Евросоюзом, так и Соединенными Штатами. С другой стороны — и те, и другие внятно говорят Молдове, что отношения к ней будет зависеть от того, насколько проевропейские и проамериканские декларации будут превращены во внутренние реформы.
— А с этим заданием — претворением деклараций в реформы — справиться новое правительство Молдовы?
— Мы понимаем, если говорить об отношениях ЕС и США к различным странам, то помимо формальных принципов, в частности, Копенгагенских критериев, существует политическая компонента в оценке внутренних реформ. И когда говорить о внутреннем потенциале, то я отношусь к этому осторожно скептично. По той простой причине, что большинство, которым располагает Альянс за европейскую интеграцию (АЕИ), незначительно: 53 на 48, что не позволяет изменить в парламенте конституцию и разблокировать процесс избрания главы государства. У нас нет действующего президента, у нас нет определенности, когда же будут эти досрочные выборы. И вот это все накладывает отпечаток на функционирование Альянса, не говоря уже о том, что проведенные осенью прошлого года опросы общественного мнения демонстрируют, что некоторые партии-компоненты Альянса сильно теряют в рейтинге. А это, соответственно, добавляет нервозности в их поведении. Так что, с одной стороны, хорошо, что авторитарный и коррумпированный режим Воронина отодвинут от власти. Но говорить о каких-то триумфальных свершениях, конечно, еще рано. Нужно увидеть, хватит ли лидерам АЕИ политической ответственности и мудрости для того, чтобы обеспечить эффективные реформы, даже если они будут болезненными до того, как страна скатится опять в досрочные парламентские выборы.
— Как бы вы прокомментировали слова министра обороны Молдовы, который, вернувшись со США, заявил, что в последующие годы народу предстоит определиться, нужен ли Молдове «святой» нейтралитет?
— Дело в том, что коммунисты, придя к власти в 2001 году и находясь во власти восемь лет, старательно демонстрировали свою лояльность Кремлю. Прекрасно понимая, что для Кремля это все, что красная тряпка для быка, Воронин, во-первых, проводил политику замалчивания взаимоотношений с НАТО. И в СМИ тема НАТО вообще не присутствовала. И во-вторых, индивидуальная программа партнерства с НАТО осталась мертвой на бумаге. В-третьих, население Молдовы находится под влиянием российских телевизионных каналов, что тоже не способствует росту рейтинга НАТО. С учетом того, что в конституции Республики Молдова зафиксировано положение о том, что статус постоянного нейтралитета и унитарный характер государства могут быть изменены только через референдум, конечно, говорить сейчас о том, что Молдова заявляет о готовности вступить в НАТО — бессмысленно. Не то, что преждевременно.
Но, в то же время, Россия является единственной страной, которая нелегально размещает свои войска на территории Республики Молдова, и к тому же грубо попирает суверенитет Молдовы и ее статус постоянного нейтралитета. В тоже время, Москва требует гарантий о том, что Молдова никогда не вступит в НАТО. При этом она подразумевает свое военное присутствие в качестве единственной реальной гарантии. Если мы преодолеем сложный этап перерезания коммунистической пуповины и режим Воронина окончательно уйдет в прошлое, если мы сможем переступить через этап конституционного кризиса и избрать президента, тогда придет время дебатов по различным проблемам, в том числе и по проблеме нашего нейтралитета, который не работает с момента принятия конституции в 1994 году и по сегодняшний день. С другой стороны, опыт Грузии также является не очень оптимистичным в части готовности НАТО встревать в склоки между Россией и бывшими союзными республиками. Так что не будем торопиться с категорическими заявлениями, но то, что в обществе нужны дискуссии на эту тему и трезвый анализ «за» и «против», — это, конечно, очевидно.
— А не слишком ли поспешными являются призывы правительства Молдовы о выводе российских войск с Приднестровья? Будут ли они способствовать разрешению Приднестровского конфликта?
— Когда мы говорим о решении Приднестровского конфликта, то важно понять, что мы подразумеваем под этим? Россия подразумевает сценарий, который был написан в меморандуме Козака 2003 года и предусматривает разрушение государства, создание взамен псевдогосударства из двух с половиной субъектов, из которых один — Приднестровье, второй — Гагаузия и остальная территория с гарантированным российским военным присутствием и с нефункциональными органами центральной власти. С точки зрения России — это есть разрешение Приднестровской проблемы. С моей точки зрения, как гражданина Республики Молдова, решение Приднестровской проблемы предусматривает демонтаж существующего режима, полную демилитаризацию этого региона, в том числе —вывод российских войск и интеграция этого региона в реалии Республики Молдова. Понятно, что российский сценарий, описанный в меморандуме Козака, предусматривает консолидацию российского военного присутствия. А мое видение как гражданина Республики Молдова исходит из того, что решение Приднестровского конфликта не совместимо с российским или иным военным присутствием на территории Республики Молдова. Но когда мы говорим о решении Приднестровского конфликта, то мы затрагиваем очень сложную тему, мы вынуждены ответить на вопросы, которые очень не любят политики, а именно: как решать? Декларации с требованием вывода российских войск — делаются на потребу своему избирателю в ситуации, когда Россия с 1992 года и по сей день демонстрирует, что для нее эти декларации — пустое место. Она на них не реагирует. Тем не менее, эти декларации означают принципиальную позицию руководства Молдовы. Это своего рода ритуал, но он является составной частью этой политики вокруг Приднестровья.