Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Молдова открывает Америку

Сможет ли Кишинев превратить проевропейские и проамериканские декларации во внутренние реформы?
25 января, 1996 - 20:14
ДЖО БАЙДЕН ВЛАДУ ФИЛАТУ: США ПОДДЕРЖАТ РЕСПУБЛИКУ МОЛДОВУ НА ПУТИ ПРИСОЕДИНЕНИЯ К ЕС И В ПРОЦЕССЕ ПОСТРОЕНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОЛДОВЫ

В минувшую пятницу правительство Республики Молдова и Корпорация «Вызовы тысячелетия» подписали в Вашингтоне (США) соглашение о предоставлении в течении пяти лет безвозмездной помощи в размере 262 млн. дол. на внедрение Программы «Compact», которая включает инвестиционные проекты в области ирригационной инфраструктуры, передового сельского хозяйства и восстановления дорог. В частности, половина из названной выше суммы предназначена на реконструкцию и модернизацию молдавских дорог, в первую очередь — трассы, связывающей Кишинев с Киевом. Для вступления в силу соглашения парламент Молдавии должен ратифицировать его, а правительство Ї создать фонд «MCC-Молдавия», который будет от имени правительства отвечать за реализацию программы.

Присутствовавшая на церемонии подписания этого соглашения Госсекретарь Хиллари Клинтон отметила, что данное соглашение знаменует собой и новый этап в отношениях между Республикой Молдова и США. «Чтобы быть выбранной и подписать это соглашение, Республика Молдова достигла определенного прогресса и обязалась внедрить ряд реформ. Мы очень рады, что наряду с другими странами, которые мы поддерживаем, Республика Молдова продолжит ряд действий США, направленных на укрепление демократии», — отметила Госсекретарь. Она уточнила, что администрация Обамы готова создать крепкое партнерство с Республикой Молдова, а подписание Соглашения «Compact» — победа молдавского правительства.

Со своей стороны премьер Влад Филат оценил событие как историческое для Республики Молдова. «Чтобы прийти к этому, мы прошли длинный, сложный, с многочисленными преградами путь, но граждане Республики Молдова хотят другой жизни и борются за это. Наши приоритеты — это построение правового государства, создание функциональной экономики и европейская интеграция. Все это требует не только усилий, но и поддержки со стороны партнеров», — отметил премьер-министр.

Многие средства массовой информации назвали молдавским прорывом визит большой правительственной делегации во главе с премьер-министром Владом Филатом, которая находилась в США с 19 по 23 января и провела встречи с руководством МВФ, влиятельными американскими политиками и должностными лицами, в том числе — с вице-президентом Джо Байденом.

Более осторожно оценивают результаты визита молдавской делегации американские эксперты. В частности, в выставленной на сайте Realclearworld.com статье под названием «Окно возможностей для Молдовы» отмечается: «Филат и его коллеги, учась на успехах и неудачах других посткоммунистических стран (включая Грузию и Украину), имеют большой шанс добиться большей стабильности и процветания, но только в том случае, если ЕС и США усилят обещания помочь хрупкой демократической стране советом и практическими программами помощи. Лишь тогда Молдова сможет стать примером настоящего успеха».

Как же в самой Молдове оценивают результаты визита правительственной делегации в США, действительно ли состоялся молдавский прорыв в Америку? Об этом рассказал «Дню» программный директор Кишиневского Института общественной политики Оазу НАНТОЙ.

— Очень существенно то, что во время этого визита подписано соглашение о выделении Молдове гранта на 262 млн. Совершенно очевидно, что Соединенные Штаты выжидали, когда произойдет смена власти в Молдове. И теперь дан старт этой программе.

Следует отметить, что перед этой поездкой большой молдавской делегации в США побывал министр обороны Республики Молдова. Во время встречи премьер-министра Влада Филата с вице-президентом США Джо Байденом был четко объявлен принцип: если вы будете реформироваться, мы вас поддержим. Так что здесь, с одной стороны, есть прорыв как во взаимоотношениях с Евросоюзом, так и Соединенными Штатами. С другой стороны — и те, и другие внятно говорят Молдове, что отношения к ней будет зависеть от того, насколько проевропейские и проамериканские декларации будут превращены во внутренние реформы.

— А с этим заданием — претворением деклараций в реформы — справиться новое правительство Молдовы?

— Мы понимаем, если говорить об отношениях ЕС и США к различным странам, то помимо формальных принципов, в частности, Копенгагенских критериев, существует политическая компонента в оценке внутренних реформ. И когда говорить о внутреннем потенциале, то я отношусь к этому осторожно скептично. По той простой причине, что большинство, которым располагает Альянс за европейскую интеграцию (АЕИ), незначительно: 53 на 48, что не позволяет изменить в парламенте конституцию и разблокировать процесс избрания главы государства. У нас нет действующего президента, у нас нет определенности, когда же будут эти досрочные выборы. И вот это все накладывает отпечаток на функционирование Альянса, не говоря уже о том, что проведенные осенью прошлого года опросы общественного мнения демонстрируют, что некоторые партии-компоненты Альянса сильно теряют в рейтинге. А это, соответственно, добавляет нервозности в их поведении. Так что, с одной стороны, хорошо, что авторитарный и коррумпированный режим Воронина отодвинут от власти. Но говорить о каких-то триумфальных свершениях, конечно, еще рано. Нужно увидеть, хватит ли лидерам АЕИ политической ответственности и мудрости для того, чтобы обеспечить эффективные реформы, даже если они будут болезненными до того, как страна скатится опять в досрочные парламентские выборы.

— Как бы вы прокомментировали слова министра обороны Молдовы, который, вернувшись со США, заявил, что в последующие годы народу предстоит определиться, нужен ли Молдове «святой» нейтралитет?

— Дело в том, что коммунисты, придя к власти в 2001 году и находясь во власти восемь лет, старательно демонстрировали свою лояльность Кремлю. Прекрасно понимая, что для Кремля это все, что красная тряпка для быка, Воронин, во-первых, проводил политику замалчивания взаимоотношений с НАТО. И в СМИ тема НАТО вообще не присутствовала. И во-вторых, индивидуальная программа партнерства с НАТО осталась мертвой на бумаге. В-третьих, население Молдовы находится под влиянием российских телевизионных каналов, что тоже не способствует росту рейтинга НАТО. С учетом того, что в конституции Республики Молдова зафиксировано положение о том, что статус постоянного нейтралитета и унитарный характер государства могут быть изменены только через референдум, конечно, говорить сейчас о том, что Молдова заявляет о готовности вступить в НАТО — бессмысленно. Не то, что преждевременно.

Но, в то же время, Россия является единственной страной, которая нелегально размещает свои войска на территории Республики Молдова, и к тому же грубо попирает суверенитет Молдовы и ее статус постоянного нейтралитета. В тоже время, Москва требует гарантий о том, что Молдова никогда не вступит в НАТО. При этом она подразумевает свое военное присутствие в качестве единственной реальной гарантии. Если мы преодолеем сложный этап перерезания коммунистической пуповины и режим Воронина окончательно уйдет в прошлое, если мы сможем переступить через этап конституционного кризиса и избрать президента, тогда придет время дебатов по различным проблемам, в том числе и по проблеме нашего нейтралитета, который не работает с момента принятия конституции в 1994 году и по сегодняшний день. С другой стороны, опыт Грузии также является не очень оптимистичным в части готовности НАТО встревать в склоки между Россией и бывшими союзными республиками. Так что не будем торопиться с категорическими заявлениями, но то, что в обществе нужны дискуссии на эту тему и трезвый анализ «за» и «против», — это, конечно, очевидно.

— А не слишком ли поспешными являются призывы правительства Молдовы о выводе российских войск с Приднестровья? Будут ли они способствовать разрешению Приднестровского конфликта?

— Когда мы говорим о решении Приднестровского конфликта, то важно понять, что мы подразумеваем под этим? Россия подразумевает сценарий, который был написан в меморандуме Козака 2003 года и предусматривает разрушение государства, создание взамен псевдогосударства из двух с половиной субъектов, из которых один — Приднестровье, второй — Гагаузия и остальная территория с гарантированным российским военным присутствием и с нефункциональными органами центральной власти. С точки зрения России — это есть разрешение Приднестровской проблемы. С моей точки зрения, как гражданина Республики Молдова, решение Приднестровской проблемы предусматривает демонтаж существующего режима, полную демилитаризацию этого региона, в том числе —вывод российских войск и интеграция этого региона в реалии Республики Молдова. Понятно, что российский сценарий, описанный в меморандуме Козака, предусматривает консолидацию российского военного присутствия. А мое видение как гражданина Республики Молдова исходит из того, что решение Приднестровского конфликта не совместимо с российским или иным военным присутствием на территории Республики Молдова. Но когда мы говорим о решении Приднестровского конфликта, то мы затрагиваем очень сложную тему, мы вынуждены ответить на вопросы, которые очень не любят политики, а именно: как решать? Декларации с требованием вывода российских войск — делаются на потребу своему избирателю в ситуации, когда Россия с 1992 года и по сей день демонстрирует, что для нее эти декларации — пустое место. Она на них не реагирует. Тем не менее, эти декларации означают принципиальную позицию руководства Молдовы. Это своего рода ритуал, но он является составной частью этой политики вокруг Приднестровья.

Мыкола СИРУК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ