Наиболее контроверсийным событием в Пакистане стал выход книги президента Первеза Мушаррафа под красноречивым названием In the line of Fire («На линии огня»). То, что президент Мушарраф решил издать автобиографию, все еще занимая высший государственный пост, озадачило многих пакистанцев. «Я думаю, — считает бывший представитель бюрократического аппарата Хан Роедад, — что он написал книгу в то время, когда полностью дискредитирован». Генерал Мушарраф, который сохранил свою роль армейского руководителя, должен был показывать чудеса политической эквилибристики, идя по «натянутому канату» со времени углубления военного союза с США после 11 сентября 2001 года, поскольку большинство пакистанцев не соглашалось с его откровенно проамериканской внешней политикой. Но для иностранных читателей, которые сознают важность войны с терроризмом, главы из книги президента являются своеобразным посланием для Запада, которое можно расшифровать так: вы должны поддерживать мое присутствие в Пакистане, если хотите выиграть войну с терроризмом.
Уже в самом названии книги заложены ссылки на центральную тему действий пакистанского лидера, который присоединился к США в их войне с терроризмом. «Большинство людей в данный момент было против написания этой книги, — пишет президент Мушарраф во введении к ней, — но, как опытный военачальник, я принял решение, не учитывая их советы. Я отчитался перед партнерами, пытаясь быть прямым и предельно искренним, думаю что это отражено даже в моем стиле написания».
Как известно, сразу после террактов 11 сентября 2001 года Пакистан объявил о прекращении какой-либо помощи афганскому движению Талибан, чьей поддержкой пользовались лидеры «Аль-Каиды», и стал одним из главных союзников США в борьбе с терроризмом. Кроме того, пакистанская власть арестовала нескольких высокопоставленных членов «Аль-Каиды», в том числе Халида Шейх Мохаммеда, который считался одним из организаторов террактов 11 сентября. Также Пакистан направил около 80 тысяч своих военнослужащих на границу с Афганистаном, чтобы они препятствовали проникновению в страну боевиков из Талибана и «Аль-Каиды».
Название книги в 368 страниц «На линии огня» происходит от известного голливудского фильма, где главную роль играет Клинт Иствуд. Вступительная часть книги, которая называется «Наедине с террором», рассказывает сколько раз Первезу Мушаррафу просто чудом удалось избежать смерти во время покушений на его жизнь и о тех случаях, когда волею судеб он не сел в самолеты, которые потерпели катастрофу. «Я противостоял смерти и бросал ей несколько раз вызов, — пишет генерал, — потому что судьба всегда улыбалась мне».
Раздел «Поезд в Пакистан, 14 августа 1947 года» — это, как пишет автор, «история семьи среднего класса, мужа и жены, которые уехали из Дели с тремя сыновьями. Их второму мальчику было тогда четыре года. И все, что он помнил тогда из поездки на поезде, — напряженность его матери. Она боялась резни со стороны сикхов. Ее напряженность увеличивалась каждый раз, когда поезд останавливался на станции, и она видела трупы на платформах. Поезд должен был пройти через весь Пенджаб, где было много убийств. Маленький мальчик также запомнил, как беспокоился отец о коробке, которую бдительно охранял. Он бы защитил ее даже ценой собственной жизни, а когда спал, то клал ее под голову, как подушку. Было в ней 700 тысяч рупий, на те дни королевская сумма. Деньги были предназначены для министерства иностранных дел их новой страны».
Раздел «Турция: годы формирования» поведал, что семилетнее пребывание в Турции, когда отец Мушаррафа руководил бухгалтерией в посольстве Пакистана в Анкаре, «имело огромное влияние на его мировосприятие. Турция и Пакистан имеют много общего — в первую очередь Ислам. Так же, как Пакистан был новой страной, которая образовалась в 1947 году, страной Ататюрка была «Новая Турция». После падения Оттоманского халифата Мустафа Кемаль спас Турцию от балканизации и модернизировал, избежав догматизма и мракобесия».
Контроверсийная биография пакистанского лидера сразу же вошла в списки 10 лучших бестселлеров в Америке. И когда представители миссии Пакистана в Нью-Йорке и посольства в Вашингтоне пытались купить книгу у розничных торговцев — им сказали, что все распродано и пополнения к выходным не ожидается. Книга, написанная колоритным языком, вызвала огромный интерес, поскольку автор пытался быть максимально искренним.
Однако это не уберегло ее от критики за множество погрешностей и некоторых выводов, основанных на безосновательной информации. Так, некоторые события и связанные с ними инциденты не могут быть подтверждены. Например, на странице 237 генерал Мушарраф пишет, что «те, кто обычно обвиняет нас в недостаточной активности в войне с терроризмом, должны прямо спросить у ЦРУ, сколько средств за это было заплачено правительству Пакистана». Но когда телеканал CNN нажал на него, чтобы он объяснил эти свои слова, Мушарраф поспешил отречься от этого утверждения, заявив, что «никакой оплаты пакистанскому правительству не поступало».
Также биография стала последним бестселлером в Индии и в индийских книжных магазинах распродается в течение дня. Сейчас в Дели книгу срочно переводят на хинди. Очевидно, что повышенный интерес в индийцев вызывает президентская версия событий в Кашмире, его трактовка индийско-пакистанских отношений и анализ мотивации пакистанского военного вторжения в мае — июне 1999 года через «Линию контроля».
Шквал критики, конечно, можно было спрогнозировать, поскольку президент выбрал не лучшее время для обнародования своего видения пакистанского пути, когда его популярность в собственной стране падает. И если биография пакистанского президента имеет шансы повысить его политический статус на мировой арене, то одновременно она может разжечь противоречия и напряженные отношения с соседними странами. Также критики генерала могут его упрекнуть, что в книгу не вошло много моментов из политической жизни Пакистана. Так, он обошел вниманием спорные и неоднократные вмешательства пакистанских вооруженных сил в политическую жизнь страны. Похоже, что ему было бы трудно объяснить эти факты, после того как он неоднократно обещал изменить курс на возможный возврат к демократии. Кроме того, решение Мушаррафа остаться на посту руководителя вооруженных сил страны и в то же время возглавлять гражданское правительство, только увеличивает критику Пакистана в том, что он сегодня так же далек от демократии, как это было после военного переворота 1999 года. После того как он пришел к власти после бескровного военного переворота семь лет назад, пакистанцы задаются вопросом, как долго генерал Первез Мушарраф намеревается держаться за президентство, зная, что он хочет остаться вне общих выборов, которые должны состояться в конце 2007 года. Похоже, что большим негативом для Пакистана является то, что система, построенная генералом Мушаррафом, вращается только вокруг одного человека, что само по себе является источником постоянной нестабильности в стране.