В структуре Организации Объединенных Наций действует около 20 разнообразных агентств и организаций. Это и Комиссариат по делам беженцев, ЮНИСЕФ, МАГАТЭ, Центр по международной торговле, Всемирная торговая организации, Организация по запрещению химического оружия и другие. К подразделениям ООН принадлежит и Программа развития (ПРООН). Однако от других это агентство отличается тем, что на первом месте у него вопрос долгосрочного развития. К слову, другие структуры Организации Объединенных Наций фокусируются на одной проблеме или теме: дети, беженцы, здоровье, образование и тому подобное.
ПРООН была создана решением Генеральной Ассамблеи ООН в 1965 году. В Украине эта Программа развития работает более 20 лет. За это время ооновцы продвигали свою главную цель — оказывать всестороннюю и необходимую поддержку власти в реформировании, внедрении международных стандартов жизни, формировании гражданского общества.
В течение нескольких лет ПРООН является партнером международного фотоконкурса газеты «День» и имеет собственную номинацию — «Строим новую страну вместе». Собственно, этот девиз как можно лучше и полнее раскрывает цель и деятельность в Украине Программы развития ООН.
На прошлой неделе участники Летней школы журналистики «Дня» побывали в киевском офисе ПРООН, где встретились с директором этого Представительства в Украине — Янтомасом ХИМСТРОЙ.
Перед тем как приехать в Киев, господин ХИМСТРА два года работал в Сирии. По его словам, это позволило ему лучше понять и оценить природу конфликта и ситуацию на Донбассе. Невзирая на то, что господин Янтомас работает в киевском офисе ПРООН с начала лета, он сразу же приступил к решению наиболее острых социальных вопросов Украины.
О работе организации, ее целях и помощи Украине участникам летней школы рассказал директор Представительства Программы развития ООН Янтомас ХИМСТРА:
«В УКРАИНЕ МЫ РАБОТАЕМ В ТРЕХ НАПРАВЛЕНИЯХ»
— Организация Объединенных Наций требует от Украины лишь одного — достичь тех уровней, которые она поставила сама перед собой, — начинает разговор Янтомас Химстра. — Ваше государство, подписавшись под уставом ООН, засвидетельствовало, что хочет бороться с дискриминацией, хочет мира и всего того, чего хотят другие страны. Украина подписала Киотский протокол, резолюцию относительно предотвращения насилия против женщин. Подпись Украины стоит и под рядом международных обязательств. А мы в местном представительстве ООН, как раз и помогаем вам достичь этих целей.
ООН отличается от других организаций тем, что мы — нейтральная сторона. Наша с коллегами миссия заключается в том, чтобы быть менеджерами организации по развитию. Я очень горжусь тем, что я делаю, но понимаю, что многое нужно улучшить. Именно нейтралитет Организации и ее подходы к проблемам являются уникальными.
В целом ООН — всеобъемлющая организация. Мы рассматриваем развитие страны как один комплексный вопрос. На данное время у нас разработана программа «Цели развития тысячелетия», которая охватывает много компонентов и аспектов нашей деятельности. Однако все наши цели объединяет вопрос развития. В каждой стране соответственно есть своя программа.
В Украине мы работаем в трех направлениях. Первый — это программа реформирования страны и управления. Второй — мероприятия, связанные с решением проблем на Донбассе. Третий -защита окружающей среды, над которой мы работаем уже много лет. Я называю эту программу «зеленой и чистой».
Марта ФРАНЧУК, Национальный университет «Киево-Могилянская академия»:
— Офис ПРООН в Украине существует уже более 20 лет. Как вы можете оценить работу данной организации и какие проекты были сделаны за это время?
Я.Х.: — В вашей стране есть проблема защиты окружающей среды. Вероятно, это можно объяснить тяжелой индустрией и шахтами. Вы смотрите в окно, и вам кажется, что там много зелени, деревьев. Однако если посмотреть на статистику, то в Украине сейчас много проблем с окружающей средой. К сожалению, это явление распространено во многих странах мира. Очень многие люди ставят вопросы защиты окружающей среды на четвертое или пятое место. В настоящий момент в Украине наблюдается подъем относительно реформ, но также в ней продолжается серьезный конфликт. Поэтому проблема защиты окружающей среды отошла на второй план. Это вполне понятно, однако грустно констатировать. В Украине Программа развития ООН действует уже долгое время и переживает то подъем, то спад. Сейчас для ПРООН не лучшие времена.
За эти 20 лет мы сделали многое в отрасли управления и реформ, но, к сожалению, после распада СССР процесс улучшения ситуации в Украине происходит достаточно медленно, если сравнивать с соседними странами. И опять-таки мы не сидим через стол с правительством и не говорим, что оно плохой. У нас другая методика. Мы подходим и спрашиваем: «Каким образом нам можно поддержать вас? Что мы можем сделать, чтобы помочь вам?» Мы верим в то, что после драматических преобразований Украина поставила себя на качественно другой уровень. Мы радуемся, когда видим энтузиазм среди украинцев, которые хотят реформировать парламент и управление. Очень важно, чтобы украинской власти хватило политической воли и сил воплотить в жизнь запланированные реформы.
Екатерина САДЛОВСКАЯ, Львовский национальный университет им. И. Франко:
— На оккупированных территориях сейчас находится немало людей, которые нуждаются в воде и медикаментах. Какие шаги предпринимает ООН в этом направлении и налажено ли эффективное взаимодействие с властью Украины, если речь идет о гуманитарных вопросах?
Я.Х.: — Это очень уместный вопрос. Жизнь человека, находящегося по другую сторону линии конфликта, так же ценна, как жизнь любого человека, сидящего в этом зале. Даже те люди, которые воюют на другой стороне, которых называют террористами, тоже являются человеческими существами, как все остальные.
Одна из ролей ООН — оказывать гуманитарную помощь. Поэтому мы доставляем гуманитарные грузы на территорию Донецкой и Луганской областей, которые не являются подконтрольными. Там есть вода, медикаменты, пластиковая пленка для поврежденных зданий. Эта помощь направлена на спасение жизни, защиту прав людей, которые оказались на этих территориях. Она никоим образом не нацелена на поддержку тех, кого в Украине называют террористами. Это очень тяжелый и сложный труд в ООН, иногда достаточно опасный. Мы делаем это в Украине, в Сирии, Афганистане, в Южном Судане. Мы гордимся этой работой, но это одно из самых сложных наших заданий.
«МЫ НЕ СОЗДАЕМ САМИ РАБОЧИЕ МЕСТА — ЭТО ДЕЛАЮТ НАШИ УКРАИНСКИЕ ПАРТНЕРЫ ПРИ ПОМОЩИ ООН»
Игорь САМОКИШ: — Насколько украинская власть поддерживает инициативы ООН, идет ли на сотрудничество?
Я.Х.: — Украина подписалась под уставом ООН и под частью, где речь идет о гуманитарной помощи. В Украине мы находимся по приглашению украинского правительства. В любой момент, если украинская власть пожелает, мы уйдем. Все, что мы делаем в этой стране, включая гуманитарную помощь оккупированным территориям, полностью согласовывается с украинской стороной. Иначе не может быть. Поддержка защиты жизни — это не всегда интуитивное решение. Каждый человек имеет право на воду, еду, крышу над головой и мирную жизнь. И это право является также неотъемлемым для всех.
Дарья ДЯДЕНКО, Одесский национальный университет имени Мечникова:
— Во время трехдневного визита на Донбасс в начале июля вы подчеркнули, что ООН поможет в создании рабочих мест и интеграции перемещенных лиц. Какие шаги сделаны в этом направлении?
Я.Х.: — Когда мы планируем нашу работу, то всегда полагаемся на планы и задачи правительства Украины. Несколько стран как раз выделило средства на деятельность, о которой вы говорите. У нас работают люди даже в таких городах, как Краматорск и Северодонецк. Мы обеспечиваем временной работой людей. К тому же наши партнеры, общественные организации и центры социальной помощи нуждаются в новых кадрах. Мы работаем с бизнесом, у нас построены хорошие отношения с Торговой палатой, которая помогает нам в этом, а также в создании долговременных рабочих мест для большего количества переселенцев.
Мы также даем небольшие начальные гранты бизнесу, который начинают переселенцы, чтобы они могли приобрести все необходимое оборудование для этого.
Мы не создаем сами рабочие места — это делают наши украинские партнеры с помощью ООН.
И.С.: — Вы вспомнили, что ПРООН в Украине работает в трех направлениях: реформирование страны, проблемы конфликта на востоке Украины и защита окружающей среды. Сколько денег, средств ПРООН планирует потратить на реализацию этих программ?
Я.Х.: — ООН была основана много лет тому назад, и тогда многие страны-доноры давали финансирование, которое шло в штаб-квартиру в Нью-Йорке. Именно она распределяла эти средства по странам. Но сейчас это уже не так. Теперь мы получаем очень маленькие средства от центрального офиса, поэтому мы здесь должны работать над тем, чтобы найти это финансирование у международных доноров, находящихся в Украине.
В настоящее время ПРООН трудится над разработкой не тех программ, которые уже финансируются, а тех, которых мы ожидаем и пытаемся получить средства. Недавно я встречался с миссией Нидерландов в Украине. Мы предложили им программу помощи в отрасли доступа к правосудию и верховенству права на оккупированной территории. Эта программа была разработана после изучения ситуации на Донбассе в соответствии с теми потребностями и проблемами, которые имеются сегодня на востоке Украины.
Речь шла о предоставлении 14 млн долларов на эту программу. В целом на реализацию всех программ в наш бюджет составляет приблизительно 50 млн долларов. Кажется, что это большие средства, но если посмотреть на размеры Украины, на масштаб этой проблемы, например, создание рабочих мест, — то это очень мало.
«МЫ НЕ МОЖЕМ ОДНОЙ СТОРОНЕ КОНФЛИКТА ПОМОГАТЬ, А ДРУГОЙ — НЕТ»
Мария ВОЛОШИН, Львовский национальный университет им. И.Франко:
— Вы работали в Сирии и Нигерии. Можете ли сравнить, чем отличается конфликт в Украине от конфликтов и войн в тех странах, где вы раньше жили?
Я.Х.: — Невзирая на то, насколько для любой страны плохо переживать войну, Украине, так сказать, повезло, что война на Донбассе зацепила только ее часть. Если страну полностью охватило пламя войны, то ни о каких реформах речь бы не шла.
Впрочем, ситуация все равно ужасная, поскольку этот конфликт возник не по вине Украины. Нам очень досадно, что эта ситуация забирает много жизней, денег и сил.
Виктория ПРИМАК, Львовский национальный университет им. И. Франко:
— Как ООН проводит работу с людьми из оккупированных территорий и с бойцами АТО?
Я.Х.: — Это очень интересный вопрос. Перед встречей я обсуждал с коллегами эту тему. Мне сложно дать вам исчерпывающий ответ, но мы говорили о правах человека. И с точки зрения ООН, как раз тех документов Организации, под которыми подписалась Украина, жизнь любого человека по ту или другую сторону конфликта — одинаково ценна.
В ООН есть всемирная программа, которая помогает с реабилитацией воевавшим людям. Но это осуществимо лишь после того, как был достигнут мир. Мы не можем помогать одной стороне конфликта, а другой — нет. Это все очень сложно объяснить, ведь может показаться, что мы ценим жизнь военных с одной стороны больше, чем с другой. Сейчас мы ломаем голову над тем, как именно это все правильно сделать.