Канада одной из первых стран мира признала независимость Украины. Поэтому понятен интерес этой страны к тому, что происходит у нас. Канадское правительство первое применило санкции против украинской власти. Также Оттава одной из первых среди стран G8 отозвала посла из России после того, как российские войска нарушили соглашение о базировании Черноморского флота в Крыму, а российский президент получил от Совета Федерации право на введение войск в Украину. В знак поддержки украинского народа и только что сформированного правительства в прошлую пятницу в Киев прибыла с визитом группа канадских депутатов и министр иностранных дел Канады Джон Бейрд. «Дню» удалось пообщаться с сенатором Рейнелл Андрейчук, которая была Председателем канадской независимой наблюдательной миссии за парламентскими выборами в Украине в декабре 2012 года и депутатом Палаты общин Тедом Опицем, членом Консервативной партии, избранным в парламент по округу Этобико-Центр, который также был наблюдателем на выборах 2010 года и довыборах в 2012 году. Разговор начался с того, могли ли они несколько месяцев тому назад представить себе, что именно так завершится Евромайдан.
«ЭТО БЫЛА РЕВОЛЮЦИЯ»
Рейнелл АНДРЕЙЧУК: — Революция, а точнее конфликт, начался с заявления правительства о приостановке подписания соглашения об ассоциации. И люди хотели, чтобы правительство их услышало. Они изо дня в день проводили мирные акции, но их не слышали. И когда началось насилие, уже не было надежды на то, что это правительство услышит людей. А что касается революции, я думаю, люди, которые пришли на Майдан, будут следить за тем, будет ли эта коалиция гарантировать и придерживаться демократических принципов. И если они будут это делать, то начнут добиваться успеха.
Но, знаете, изменения будут происходить очень медленно. Это было в моей стране. И это будет здесь. Поэтому люди должны быть терпеливыми. Но они должны сделать так, чтобы это правительство несло ответственность перед ними. Поэтому тестом будет демонстрация того, как коалиция работает не для себя, а для людей. Будут ли они делать так, чтобы демократический процесс продолжался. Поэтому шаг за шагом, изо дня в день, люди должны увидеть, что их жизнь улучшается.
Тед ОПИЦ: — Для меня сегодняшнее посещение Майдана было очень печальным событием. Я был на Майдане в декабре, когда здесь проходили перевыборы в некоторых округах. Тогда это был другой Майдан, а теперь это зона военных действий. Сегодня можно сказать, что это была революция. И это место, где погибли люди. Очень грустно видеть всю панораму, особенно сверху, обгоревший дом профсоюзов... Картина всего этого очень быстро отрезвляет.
А если оценить то, что произошло, то можно сказать, что люди, которые погибли, «сделали инвестиции» в Майдан. Майдан показал, что люди не бежали от пуль, наоборот, бежали под пули, что уже противоречит самой сути человеческого естества. Такая воля и решительность меняет страну. Такая воля и решительность дают импульс поколению действовать лучше, делать добро. И это произошло очень быстро. И скорость невероятная. Никто в правительстве еще неделю тому назад не знал, что такое произойдет. Никто не мог этого предусмотреть. Этот прецедент является четкой демонстрацией коллективной воли нации. Тот факт, что члены оппозиции поддерживают это, откладывая различия, ради достижения общей цели, подбадривает. Но это не исключает огромные вызовы, ожидающие нас впереди.
«КАНАДА БУДЕТ СТОЯТЬ ВМЕСТЕ С УКРАИНСКИМ НАРОДОМ, ЧТОБЫ ПОМОЧЬ ЕМУ В ДОСТИЖЕНИИ ЕГО НАМЕРЕНИЙ»
— Помогло ли успеху революции то, что канадское правительство внедрило санкции против украинских правительственных чиновников, причастных к насилию?
Р.А. — Я думаю, что украинцы сами начали меняться и поэтому заслуживают победу. Канада, действительно, хотела уже давно внедрить санкции, потому что мы видели насилие со стороны власти. Следовательно, думаю, это помогло. Но это не может быть единственным ответом, важно то, что делали люди и чего они хотели. Я надеюсь, что Россия отреагирует и признает территориальную целостность всей Украины. Ведь она подписала Будапештский меморандум в 1994 году. Я оптимист, думаю, что Россия будет придерживаться своего слова, а если нет, то ее честность во всем мире окажется под большим вопросом. Я надеюсь, что будет найдено мирное решение проблемы Крыма самими людьми, как они хотят жить и в какой форме. Поэтому не должно быть никакого внешнего влияния. Все меняется каждый час, нельзя объяснить, что происходит в Крыму. Я призываю всех сохранить территориальную целостность и позволить народу самому решить, куда он хочет дальше двигаться.
Т.О.: — Канада, которую я представляю, и премьер-министр Канады Гарпер питает настолько сильные чувства к Украине, что он отправил своего министра иностранных дел с делегацией в Киев. Как сказал премьер-министр, мы должны быть здесь вместе с украинским народом. Поэтому мы здесь — и, надеюсь, демонстрируем народу Украины, что Канада — друг, что Канада будет стоять вместе с украинским народом, чтобы помочь ему в достижении его целей и намерений, надежды на процветание в будущем для всех ваших детей, чтобы жить в обществе, построенном на фундаменте свободы, демократии, прав человека и верховенства права. И проблема Крыма сегодня должна быть решена. Очень важно, чтобы права и стремления всех людей в Украине, особенно тех, у кого разная религия, разный язык, все меньшинства должны иметь справедливое представительство и одинаковое право голоса. Все эти факторы, с которыми вы имеете дело сегодня и в будущем, — абсолютно новая территория, иными словами — неоткрытая страна.
«УКРАИНЦЫ ДОЛЖНЫ УВИДЕТЬ, ЧТО ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБОТИТСЯ О ЛЮДЯХ, А НЕ О СЕБЕ»
— Какое у вас сложилось впечатление о новом правительстве, с представителями которого вы встречались сегодня?
Р.А. — В моей стране, когда вы приезжаете в село или в город, люди хотят, чтобы правительство помогло им, они хотят увидеть позитивные изменения. И конечно, глядя на это правительство, украинцы должны увидеть, что оно заботится о людях, а не о себе. Я призываю правителей думать о том, что лучше для людей. Я оптимист, в правительстве есть талантливые люди, немного свежей, немного старой крови.
У нас проживает 1,2 млн канадцев, которые идентифицируют себя с украинцами. Я провела много времени в Канаде, объясняя людям, почему Украина важна для Канады. Даже если вы не имеете украинских корней, говорила я, Украина стратегически важна для мира в Европе и стабильности в мире. Поэтому наш министр иностранных дел прибыл сюда после визита в Австралию в три часа ночи и провел массу встреч в Киеве, спрашивая всех, чем Канада может помочь. И потому сейчас наступил момент воспользоваться этой возможностью и работать вместе.
Т.О.: — Я думаю, что все они понимают момент неотложности относительно стабилизации экономики, восстановления демократических институтов и планирования следующих выборов в мае. Я здесь наблюдал за двумя выборами: общими парламентскими и перевыборами в пяти округах в декабре. Нация должна работать вместе, граждане должны влиять на правительство, чтобы те не брали взятки, не действовали неправомерно: пойти и честно бросить бюллетень, делая свой выбор без запугиваний. Это как раз свидетельствует о зрелости нации, если вы можете проводить свободные, прозрачные выборы. Это будет означать, что общество развивается. И вы получите лидеров, которых хотите видеть. Но вы также должны подбадривать лидеров, которые должны принимать участие в выборах. Необходимо создать условия для тех людей, чтобы они имели возможность баллотироваться, выставлять себя и представлять свои избирательные округи как можно более справедливо и честно. Я думаю, что у всей страны есть общее желание достичь этих стандартов — справедливых выборов.
«ПРАВИТЕЛЬСТВО ДОЛЖНО РАЗРАБОТАТЬ ВНЕШНЮЮ ПОЛИТИКУ С РОССИЕЙ, А НЕ ПОЛИТИКУ РЕАГИРОВАНИЯ НА ТЕ ИЛИ ИНЫЕ ЕЕ ДЕЙСТВИЯ»
— А как вы интерпретируете «золотое молчание» Путина, именно так характеризуют зарубежные СМИ молчание российского президента относительно этого вопроса?
Р.А. — Путин молчит на протяжении длительного времени — тогда, когда длились переговоры между ЕС и Украиной, а затем наступил момент — и он начал действовать. У меня славянское происхождение, мы не принимаем быстрых решений, зато у нас есть собственные идеи. Я не интерпретирую это молчание негативно. Я очень уважаю Россию как страну и роль президента, потому призываю Путина признать свои обязательства, зафиксированные в подписанном в 1994 году Будапештском меморандуме и, будучи частью международного сообщества, признать также территориальный суверенитет Украины и помочь ей в трансформации. Это было бы в его интересах. И в то же время, я думаю, что коалиционное правительство должно разработать внешнюю политику с Россией, а не политику реагирования на те или иные ее действия. В Канаде мы живем рядом с большим соседом, и это не всегда легко. Поэтому Украина должна найти способы работать с Россией для взаимной выгоды обеих стран. И я думаю, если они будут уважать друг друга, появится хорошая возможность работать вместе.
Мир очень большой, мир меняется, международные силы и ни одна страна самостоятельно не могут контролировать все. И мы сейчас более зависимы в мире. Поэтому я думаю, что в интересах России не действовать негативно по отношению к Украине, а начать позитивные отношения с Европой, со всеми остальными соседями. И в конце концов это будет лучший выход. Это момент для президента Путина использовать возможности большой страны положительным образом. И мы увидим, как он будет действовать относительно Крыма.
Т.О.: — Я не могу делать предположения о том, что думает Путин. Этого никто не может сделать. И я не буду этого делать. Я думаю, что к нему обратятся ваши лидеры, и я убежден, что будет диалог. Надеюсь, это будут результативные дискуссии, которые приведут к хорошим решениям для обеих сторон и позволят Украине как целостной стране двигаться по своему пути и развивать демократическое полотно и потенциал страны. Потому что нет никаких причин, чтобы Украина не стала большой страной в Европе. Она имеет чрезвычайно разумных и работоспособных людей. Как я уже сказал, воля людей, их желание добиться успеха, были очевидными на Майдане. Каждый день эта воля меняет нацию. Это огромная мультипликационная сила, которая увеличивает эффект инициативы. Вы также богаты ресурсами — газ, природные ископаемые, земли, традиционная возможность выращивать продовольственные культуры. А с хорошим руководством и крепкой экономикой, мощными демократическими институтами Украина потенциально быстро восстановится. Я хотел бы видеть вас на пути подписания соглашения об ассоциации. Как вы видели, Польша, Литва, Эстония, Латвия — все эти страны начали с подобных соглашений в середине 1990-х годов и сегодня процветают. Сначала будет трудно строить возможности, которые позволят вам идти по этому пути. Будут сложные дни. И люди должны быть реалистами в этом вопросе. Но как только вы справитесь с этими вызовами и выполните необходимые условия, Украина будет в значительно лучшем положении, чтобы использовать свои природные возможности и дары, и, повысив свою производительность, начнет пожинать плоды.
— Что вы можете сказать об усилиях украинского правительства относительно решения крымского кризиса и что со своей стороны должно сделать мировое сообщество, чтобы не допустить отделение Крыма?
Т.О.: — Это краткосрочный вызов для нового руководства, как оно решит эту проблему. Это первые дни, спрогнозировать ситуацию сейчас сложно. Россия является и должна быть частью переговоров решения этой новой реальности.
— Но она скорее является частью этой проблемы, не так ли?
Т.О.: — Мы не можем в данный момент говорить о гипотетических вещах. Этого еще не произошло и это не в интересах кого-либо. Сейчас должен быть диалог, изучение возможных вариантов решения этого вопроса. Я могу сказать, что Канада и все страны-подписанты Будапештского меморандума 1994 года, наши союзники и другие страны, все мы четко заявили, как сказал премьер-министр Харпер, что решительно поддерживаем суверенитет и целостность Украины. И я думаю, что на такой позиции стоит большинство стран мира. Мы увидим в последующие дни, как будет развиваться ситуация и какие решения будут найдены.