Тема внешнего влияния на процессы, происходящие в различных странах мира, в последние годы и месяцы стала особенно актуальной. При этом Соединенные Штаты — наиболее часто упоминаемый игрок на иностранном поле. Как в США работают с общественным мнением и с имиджем государства? Об этом — в приведенном ниже материале.
Год назад тогда еще советник по вопросам национальной безопасности Соединенных Штатов Кондолизза Райс заявила: «Мы ведем, главным образом, войну идей». И она оказалась права, но в этой войне США проигрывают «Аль-Каиде». Ирак является примером того, что решить проблему с помощью использования исключительно жесткой военной силы невозможно. Один опрос общественного мнения за другим подтверждают, что Америка теряет свою мягкую силу, особенно в исламском мире. Даже в таких дружественных, по общему мнению, странах, как Иордания и Пакистан, люди больше доверяют Осаме бен Ладену, чем Джорджу Бушу.
Информация — это сила, и сегодня большая часть населения мира имеет доступ к ней. Давно прошли времена, когда офицеры дипломатической службы США отправлялись на джипах в отдаленные регионы «третьего мира» и показывали кино жителям изолированных деревень. Технический прогресс привел к развитию информационных технологий, и люди стали более чувствительными к пропаганде. Мир заполнен информацией, как точной, так и обманчивой.
В результате политика превратилась в борьбу за доверие. Тогда как в традиционной политике силы главным определяющим фактором является военное или экономическое превосходство, в информационный век политика — это борьба за превосходство идей. Правительства соперничают между собой, а также с другими организациями, стремясь добиться большего доверия к себе, одновременно ослабляя доверие к своим оппонентам. К сожалению, правительство США отстает в этом от других.
Даже научный совет Пентагона признает это, отмечая, что стратегическим коммуникациям США «не хватает президентского руководства, эффективной межведомственной координации, оптимальных партнерских отношений с частным сектором и адекватных ресурсов». В последние годы правления администрации Клинтона Конгресс совершил ошибку, упразднив Информационное агентство США и передав его обязанности новому заместителю секретаря по общественной дипломатии госдепартамента США.
Эта должность долгое время оставалась вакантной, а на протяжении двух из последних четырех лет имели место лишь временные назначения. Бюджет США на общественную дипломатию, включающую теле- и радиопередачи, информационные программы и программы обмена, составляет ,2 млрд., что практически равно бюджету Франции на те же цели или сумме, расходуемой «Макдональдсом» на рекламу. Правительство США тратит на жесткую военную силу в 450 раз больше, чем на мягкую силу.
В 1963 году Эдвард Р. Марроу — известный журналист, руководивший Информационным агентством США в администрации Кеннеди — определил общественную дипломатию как взаимодействие не только с правительствами других стран, но, главным образом, с неправительственными организациями и отдельными лицами, часто представляющими множество частных взглядов, дополняющих взгляды правительства. Скептики, считающие понятие «общественной дипломатии» перифразой распространения правительственной пропаганды, упускают главное. Простой пропаганде не хватает правдоподобия, а следовательно, она приводит к обратным результатам. Целью общественной дипломатии, наоборот, является построение долгосрочных отношений.
Самым важным в нынешней ситуации будет разработка долгосрочной стратегии осуществления программ культурного обмена и учебных программ, направленных на создание более богатого и открытого общества в странах Ближнего Востока. В условиях низкого уровня доверия к официальным лицам именно неправительственные структуры смогут наиболее эффективно выступать от лица Америки. Действительно, некоторые аналитики даже предложили США создать независимую корпорацию общественной дипломатии, используя как правительственные, так и частные средства, с целью развития независимых международных коммуникаций.
Корпорации, фонды, университеты и другие некоммерческие организации могут способствовать осуществлению большей части работы по созданию открытого гражданского общества. Компании и фонды могут предложить техническую поддержку, чтобы помочь модернизировать системы образования в арабских странах и поднять их над уровнем механического заучивания. Американские университеты могут учредить больше программ обмена для студентов и преподавателей.
Фонды могут поддержать создание факультетов американистики в мусульманских странах или программ, направленных на повышение профессионализма журналистов. Они могут финансировать обучение английскому языку и студенческие обмены. Одним словом, существует много путей разработки эффективной долгосрочной стратегии использования «мягкого ресурса» и создания условий для развития демократии.
Рассмотрим, например, реакцию на трагедию, вызванную азиатскими цунами. Президент Джордж Буш пообещал, хотя и с опозданием, 350 миллионов долларов в качестве помощи жертвам цунами и направил в регион своих высокопоставленных эмиссаров. Также имела место впечатляющая поддержка со стороны американских благотворительных и некоммерческих организаций. К изображениям американских солдат, воюющих в Ираке, добавились изображения американских военных, оказывающих помощь жертвам цунами.
Но необходимы столь же эффективные дальнейшие шаги. Все прошлые заявления Буша об увеличении помощи на развитие борьбы со СПИДом в Африке были не только моральными императивами, но и важными инвестициями в мягкую силу Америки. К сожалению, за красивыми речами не последовали средства, необходимые для осуществления этих инициатив. Важно понимать, что ни гуманитарная деятельность, ни общественная дипломатия не будут иметь результатов, если стиль и сущность политики США не будут соответствовать более широкой демократической идее.
Это означает, что главной задачей Кондолиззы Райс в качестве госсекретаря США будет придать внешней политике США более консультативный характер в процессе поиска политического решения иракской проблемы и возможностей прогресса в ближневосточном мирном процессе. Только тогда она сможет начать работать над восстановлением пошатнувшейся репутации Америки с помощью забытой американским руководством общественной дипломатии.
Джозеф С. НАЙ — бывший заместитель министра обороны США, заслуженный профессор Гарвардского университета и автор книги «Игра во власть: вашингтонский роман».